Страницы

Страницы

вторник, 24 ноября 2020 г.

Записки свящ. Александра Парфенова. Иван Милостивый



«Милостливый». Именно так произносили бабуʹшки, согласно окающему говору и дремучим суевериям. Они часто не были правилом веры, а порой и образом кротости, но не все. Среди них были, вопреки всему, впитавшие евангелие, подлинный церковный дух. Когда советуют верить просто как бабушки, я хочу уточнить, какие бабушки? Тех исповедниц, на своих плечах, вернее руками и ногами, удержавших церковь от полного краха сейчас нет. Церковь осталась, суеверия остались, в отсутствие гонений возродился дух расслабления и вражды.

Итак, согласно ростовскому говору 25 ноября праздник «Ивана Милостливого». Праздник блаженного Иоанна Власатого чудотворца отмечается дважды в год. 16 сентября я пропустил, был в больнице. Сегодня на самом деле день памяти александрийского патриарха Иоанна Милостивого, но прихожанам Толгской церкви очень хотелось второго праздника, возможно он появился во второй половине XIX века, когда появился рукописный канон святому. Что здесь первично, память александрийского святителя или ростовского чудотворца не ясно. Да и не важно.

Житие святого толком не издано до сих пор. Оно само по себе очень коротко и по большей степени состоит из описания чудес на гробе. Ссылка на весь текст будет в конце заметки. Для понимания связанных с ним исторических обстоятельств не обойтись без классической статьи Александра Гавриловича Мельника «Город юродивых». Привожу цитату:

«Особое отношение к Ростову обнаружил Иван Грозный, когда в 1575/76 г. включил его в свой удел в период «великого княжения» Симеона Бекбулатовича. Как видим, царь явно был неравнодушен к Ростову и покровительствовал ему. Своеобразным подтверждением этого служит следующее высказывание немца опричника Генриха Штадена: “Ростов – незащищенный город, а в нем монастырь. Когда крымский царь жег Москву, великий князь скрылся в этот монастырь, так как монахи отыскали в своих писаниях, что ни один неверный враг, который не верует во Христа, не придет на это место” … В представлении царя и его окружения Ростов обладал необычно высоким сакральным статусом, иначе говоря, он мыслился ими как священный город».

Одновременно с Иваном Власатым в Ростове спасались несколько юродивых во Христе. Это Артемий Третьяк, Стефан Варницкий, а также временно Иван Большой колпак и Иринарх Затворник. Ученый предполагает, что демонстративной приверженностью к почитанию блаженного Исидора Твердислова, Христа ради юродивого (XV век), Иван Грозный царь как бы санкционировал право современных ему юродивых беспрепятственно жить в Ростове. Другими словами, священный Ростов не мог попасть под репрессии и становился убежищем для подвижников.

Стоит внимательно посмотреть на икону блаженного Иоанна над его гробом в церкви на улице Декабристов. Обращает внимание его длинный кафтан, посох и, конечно, длинные волосы. На мой взгляд, это облик интеллигентного человека. Особенно это подчеркивает его молитва «греческим речением» и то, что по преданию ему принадлежала средневековая латинская псалтирь. Кто этот странник? Мы никогда не узнаем. Теперь он гражданин города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр 11,10). Теперь он молитвенник за жителей Ростова, особенно за тех, кто безумны Христа ради, терпит наготу и побои, и скитается, и трудится, работая своими руками, благословляя тех, кто злословит (1 Кор 4, 10-12)».

Все это немногое, что мы можем извлечь из жития святого, из исторического контекста. Вот такой, милостивый по преставлении своем, пусть блаженный Иоанн, научит нас милости, а то мы что-то очень злы и недовольны в последнее время. С праздником! Обещанное житие здесь.

Свящ. Александр Парфенов



Комментариев нет:

Отправить комментарий