Страницы

Страницы

пятница, 5 июня 2020 г.

Материалы Титовой Веры Дмитриевны о работе с детьми – учащимися школы «Девятилетка» в Ростове, в летние периоды 1925–1927 гг.

Групповой снимок учащихся Ростовской школы, май 1926 г. // ГМЗРК. ФТ-3806.

Елена Рогушкина - старший научный сотрудник отдела Истории Нового времени и ГИС ГМЗ "Ростовский кремль" продолжает публикацию воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР и Почетного гражданина г. Ростова Веры Дмитриевны Титовой, которые хранятся в архиве Ростовского музея и в школьном архиве гимназии имени А.Л. Кекина. Предыдущие публикации воспоминаний смотрите: часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6,  часть 7часть 8 часть 9, часть 10.
На сей раз публикуем ее заметку о так называемой «летней школе», которая, по мысли учредителей, должна была стать «базой для работ в осенне-зимнем триместре будущего учебного года».
РФ ГАЯО ФР – 1165 Оп. 2 Д. 62. 
Летняя школа
Одновременно с проведением весенне-летнего триместра в школе Девятилетке имени В.И. Ленина проводилась летняя школа, обычно она проходила в течение июля месяца (в 1925 – 1927 гг.)
Один раз я взяла для проработки тему: «Лен, его обработка и значение в народном хозяйстве». Эту же тему в 9-ой группе изучили под руководством А.И. Морозова (учителя биологии).
Я воспользовалась многими данными из его проработки, но и сама проработала немало из справочников (или руководств) выписала такие статьи: Технология волокнистых веществ и Чесальное производство. Этим материалом я пользовалась на уроках. Раза два или три ходили на фабрику Рольма, где в различных цехах получили ценные объяснения процесса работы. Были составлены красочные диаграммы. К сожалению, они не сохранились: диаграммы были взяты на какую-то выставку работ учащихся и должно быть не были возвращены.
А.И. Морозов вместе с учащимися оформил очень красивый и интересный стенд на тему: «Лен и его обработка». Этот стенд долго хранился в кабинете естествознания в школе Девятилетке, и многие учителя пользовались им, когда изучался вопрос о культуре льна.
В другой раз в пятой группе я, вместе с преподавателем обществоведения, взяла тему: Наш край (Ярославская губерния и, в частности, Ростовский уезд). Преподаватель обществоведения изучал с учащимися жизнь наших отдаленных предков, населяющих наш край. Несколько раз посетили Белую палату. (Так тогда назывался музей-заповедник).
Я на уроках математики рассказала о народном хозяйстве Ярославской губернии и Ростовского уезда того времени т.е., примерно, в 1925 – 27 гг.
Мы составили такие диаграммы:
1) Число волостей в уездах Ярославской губернии
2) Плотность сельского населения Ярославской губернии
3) Площадь, занимаемая каждым уездом Ярославской губернии
4) Число жителей в уездах Ярославской губернии
5) Число школ в волостях Ростовского уезда
6) Число селений в волостях Ростовского уезда
7) Число дворов в волостях Ростовского уезда
Имеются еще две большие диаграммы:
      1) Число школ в волостях Ростовского уезда (диаграмма такая же, как № 5)
2) Пионерские организации в Угодичской волости.
Вот очень краткое описание летней школы. Мне хочется подчеркнуть, чем объяснить проведение с учащимися занятий летом. Партия и правительство молодой Советской республики проявляли много забот о школе. Также много внимания уделяли развитию и укреплению школы В.И. Ленин и Н.К. Крупская. Цель организации летней школы – дать учащимся как можно больше прочных знаний, закрепляющих программный материал, а иногда дополняющих ту или другую тему. И мы, учителя. Охотно шли навстречу этому мероприятию, сознавая, что наши школьники должны обладать крепкими знаниями основ наук. Мы должны были готовить образованных людей – будущих строителей социалистического общества.
Заслуженный учитель школы РСФСР
В. Титова (пенсионерка.)
Почетный гражданин г. Ростова.
К тексту источника приложены две лекции на темы: «Технология волокнистых веществ» и «Чесальное производство», а так же диаграммы, перечисленные выше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий