Страницы

Страницы

суббота, 6 июня 2020 г.

Как начинается война?

Возложение венков к памятнику погибших военнопленных в Могилеве, 1964 г. На этом кладбище похоронено около 87 тысяч наших солдат и офицеров. Справа - Д.А. Боровков

Что бы ни писали историки, как бы ни готовились к войнам различные государства, но в жизнь любого обычного человека война приходит неожиданно и грубо, как пришла в жизнь нашего тихого поселка в июне 1941 года. Но советских людей не сломила внезапность нападения Германии. Принятие ряда точных и главное быстрых решений, в первую очередь направленных на мобилизацию сил, готовых дать отпор фашистам, во многом зависела от организации работы на местах.
В июне 1941 года должность заведующего общим отделом райисполкома в Борисоглебском районе Ярославской области занимал Дмитрий Абрамович Боровков. Дмитрий Абрамович – человек с незаурядной судьбой. Он родился в 1906 году в Костромской губернии, служил в красно-казачьей части, которой командовал герой Гражданской войны О.И. Городовиков. После окончания школы младших командиров и вступления в партию, работал в экономическом отделе ОГПУ. Переведен на политическую и советскую работу в Борисоглебские слободы, где был сначала замполитом в МТС, лесосплавной конторе на реке Могзе, а затем заведующим общим отделом райисполкома. Участник Зимней войны с Финляндией (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945).
Дмитрий Абрамович, стараясь сохранить воспоминания «о прожитых годах своей жизни, что видел, что делал и что пережил за эти годы», вел записи, в виде небольших рассказов и писем. Особенно интересны его рассказы о днях, проведенных в фашистских концлагерях и, естественно, записи, рассказывающие о жизни Борисоглебских слобод в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Для Дмитрия Абрамовича война, как и для большинства, началась внезапно. Вспоминая этот день, Дмитрий Абрамович писал: «Я пришел с рыбалки, по радио объявили, что будет сообщено экстренное правительственное сообщение… Германия начала войну против СССР, бомбила многие города Украины, Белоруссии, Прибалтийские государства. После выступления В.М. Молотова была объявлена мобилизация нескольких возрастов, техники (автомобили, тракторы), конского поголовья». Будучи кадровым кавалеристом, Дмитрий Абрамович в первые дни войны был назначен председателем комиссии по отбору конского поголовья. Несмотря на то, что Великую Отечественную называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. Лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну тянули орудия, меняя огневые позиции батареи. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста – по бездорожью, особенно весной и осенью, там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.
Дмитрий Абрамович так поясняет свои обязанности: «Забирать из колхоза приходилось всех лошадей. В таких хозяйствах как «Вперед, ударник» д. Красново, Боруши и других, а из глубинки района конский состав для Красной Армии не подходил. В таких случаях я имел право из одного хозяйства взять коней и передать тому хозяйству, у которого взято большее количество конского поголовья. Оставлять колхоз без конского тягла, было бы преступлением».
За первые месяцы войны на фронт ушли почти все трудоспособные мужчины, многие женщины и девушки – труженицы колхозов тоже были мобилизованы в армию. Кроме этого, сельские жители мобилизовались на работу в промышленность, на транспорт, на заготовку топлива. Тяжелейший труд на земле целиком лег на плечи оставшихся женщин, стариков, подростков, детей и инвалидов. Почти вся техника также была отправлена на фронт, поэтому в большинстве случаев все тягловые функции выполнялись лошадьми.
В июле 1941 года Дмитрий Абрамович возглавлял все отделы райисполкома. Ему были вменены обязанности по устройству жизни района в условиях начавшейся войны. Необходимо было устроить эвакуированных из Ленинграда детей, прибывавших в Борисоглебский район в июле – августе 1941 года, нужно было их разместить в населенных пунктах по школам, организовать снабжение, как продовольствием, так и одеждой. Везде в округе собирали денежные средства для фронта, одежду, обувь, продукты питания, за этот сбор также был ответственным Боровков.
Наступил октябрь, фронт подходил к Москве, угроза вторжения гитлеровских войск нависла и над Ярославской областью. Сложившаяся ситуация была сложной и непредсказуемой. Руководство Борисоглебского района должно было готовиться к эвакуации. В дневнике Дмитрия Абрамовича имеется запись, касающаяся этих событий: «Было подготовлено, что в первую очередь будет эвакуировано вглубь страны:
1)       Дети по школам, составлены списки детей. До этого вывезены эвакуированные дети из Ленинграда из нашего района в Омскую область.
2)       Эвакуацию скота в Кировскую область, подобраны люди для сопровождения скота.
3)       Все с/х машины из обоих МТС».
В дневниковых записях Дмитрий Абрамович говорит о подготовке Борисоглебского района к ведению боевых действий и строительстве оборонительного рубежа, получившего название ПС-24, который необходимо было возвести в кратчайшие сроки. Предстояло оборудовать огромное количество долговременных огневых точек (дотов), деревоземляных огневых точек (дзотов) и других сооружений: «Район был разделен для двух фронтов – правая сторона для Калининского фронта, левая для Московского фронта. В лесах района были сосредоточены войска. Район готовился к партизанской войне. Были подготовлены базы, подвезены продукты питания. Были созданы два партизанских отряда в Неверковских лесах. Командиром был назначен Соболев Иван Васильевич, коммунист, местный житель. В Щуровских лесах Ершов Александр Алексеевич из с. Щурово коммунист из местных».
К этому времени Дмитрия Абрамовича назначают на утвержденную райкомом ВКП(б) дополнительную должность - зав. военным отделом, поэтому он хорошо был осведомлен о положении дел в районе и в своих воспоминаниях дает достаточно полную и объективную картину работы военного отдела партийного комитета. «У меня почти каждый день были военные с фронтов, между представителями двух направлений были несогласия между собою по вопросу распределения территории района, о занятии района. Между ними мне приходилось быть посредником. В военном отделе были директивы ЦК ВКП(б), которые являлись обязательными для разграничения линии обороны между фронтами в районе».
Зимой 1941-1942 годов, героическими усилиями бойцов Красной армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Враг отброшен. Необходимость в эвакуации детей, скота, техники отпала. Отказавшись от брони от призыва, Дмитрий Абрамович отправляется на фронт: «Как-то было неловко мужчине в возрасте 36 лет, коммунисту с 10-ти летним стажем отсиживаться в тылу».
А дальше были бои на Калининском фронте, тяжелое ранение в 1943 году и несколько фашистских лагерей, в которых ему удалось чудом сберечь небольшую фотографию его детей Володи и Вали и партийный билет, спрятанный внутрь корочек записной книжки. Дмитрий Абрамович пронес сквозь ад лагерей самое главное, что помогло выжить – любовь к своей семье и верность Отечеству.
В 1945 году, после освобождения, Дмитрий Абрамович давал показания для Нюрнбергского процесса, но это было еще не все. Бороться пришлось и после войны за свое честное имя и за справедливость, поскольку отношение к военнопленным было во многом несправедливым, многих считали изменниками Родины. «Не наша вина была в том, что мы оказались в плену. И узнают люди, что там, в застенках концлагерей, мы оставались советскими людьми и продолжали, как могли, бороться».
После войны Дмитрий Абрамович долгое время работал в Борисоглебской районной больнице заместителем главного врача по хозяйственной части. Был председателем совета ветеранов войны и труда Борисоглебского района.
Алёна Сапожникова, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский

Фрагменты дневника Д.А. Боровкова





Комментариев нет:

Отправить комментарий