Страницы

Страницы

среда, 24 июня 2020 г.

Работа по призванию: выступление В.Д. Титовой на встрече с учащимися средней школы №1, 27 октября 1969 г.

Здание средней школы №2 города Ростова Ярославской области, 1936 г. // ГМЗРК КП-33500/7 ФТ-407/7.

Елена Рогушкина - старший научный сотрудник отдела Истории Нового времени и ГИС ГМЗ "Ростовский кремль" продолжает публикацию воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР и Почетного гражданина г. Ростова Веры Дмитриевны Титовой, которые хранятся в архиве Ростовского музея и в школьном архиве гимназии имени А.Л. Кекина. Предыдущие публикации воспоминаний смотрите: часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6,  часть 7часть 8 часть 9, часть10, часть 11.

РФ ГАЯО ФР ФР-1165. Оп. 2. Ед .хр. 61; Музей гимназии на 8 листах.
 
Работа по призванию: выступление В.Д. Титовой на встрече с учащимися средней школы №1, 27 октября 1969 г.

Моя педагогическая работа продолжалась долго – 44 года. В Советской школе я работала 37 лет и до революции – 7 лет. В Девятилетке (теперь средняя школа № 1 имени В.И. Ленина) я работала 17 лет [с 1919 года, прим. Рогушкиной]
В 1936 г. директор школы Сергей Петрович Яковлев, перешел в школу-новостройку. Перевели туда часть учителей, в том числе и меня. В школе-новостройке (теперь средняя школа №2) я работала с 1936 г. и до начала 1957 года.
В новой школе встретились трудности, но коллектив скоро преодолел их, и занятия стали нормальными. Я перенесла туда всю свою любовь, которая была у меня в Девятилетке.
Занятия теперь шли по стабильным программам; все больше и больше стало издаваться стабильных учебников. Никаких «комплектов» не было. Мы стали повышать требования в знаниях учащихся и сами стали дополнять свои знания и углублять педагогические приемы обучения и воспитания. Школа росла и развивалась!
И в этой школе пришлось пережить тяжелые дни, когда в 1941-м году нашу Родину постигло ужасное несчастье: вооруженные до зубов фашистские орды, без объявления войны напали на наши страну. Началась небывалая по количеству пролитой крови и разгрому культурных ценностей – война с Германией.
Началась блокада Ленинграда; фашисты вооруженные до зубов рвались к Москве. Все окна в школах и домах были завешаны шторами, приготовленными из плотной черной бумаги, или темными шалями. В городе было темно: ни в одном окне не было света.
Обе средние школы были заняты под госпитали. Наша 2-я школа занималась в помещении на углу улицы Свердлова и Бебеля. Мы занимались в три смены, приходилось возвращаться после третьей смены поздно. Однажды я попала в глубокую канаву, к счастию без вводы, и едва выбралась из канавы. Начался голод и холод; хлеб опять давали по карточкам, а в школе дополнительно давали только по 50 г.; хлеб выпекали из овсяной муки: колючки торчали во все стороны. В домах не было электрического света: сделали «гасики»: небольшой сосуд наполняли гарным маслом и опускали светильник. При таком освящении проверяли тетради и готовились к уроку.
Занятия в школе шли, хотя и с большими трудностями, но не прерывались ни на один день. Учащиеся в это суровое время особенно осознали, что им надо учиться – и учиться хорошо. (Правда, некоторые учащиеся не дождались окончания школы и ушли на фронт бить врага: Абрамов Саша, Богатков Веня и др.)
В борьбе с кровавым врагом был выброшен клич: «Все для фронта! Все для победы!» Работая добросовестно в школе по воспитанию детей, учителя помогали фронту. Много разнообразных дел, порою очень тяжелых выполняли педагоги. Все сознавали. Что это делается ради победы над врагом.
Учащиеся старших классов (8-ые – 10-ые) вместе с классными руководителями каждую осень (на месяц) уходили в колхоз на уборку урожая. Они ездили в деревню «Красные Полянки» в 7-ми км от Семибратова. (Я ездила только один раз, так как у меня на руках была мать 87 лет, которая к этому времени совершенно потеряла зрение). Остающиеся учителя и учащиеся участвовали в воскресниках: ходили в ближайшие колхозы и выбирали из земли свеклу, морковь, картофель; убирали горох.
В виду крайней нужды в топливе школьные работники принимали участие в заготовке дров и добыче торфа, например Александра Ивановна Волкова. Учащиеся, главным образом комсомольцы, под руководством Георгия Васильевича Кузьмина (военрук) летом 1944 года заготовили 100 кубометров дров.
Вера Николаевна Малоземова и Александра Михайловна Саксина числились медсестрами запаса. – Они часто дежурили в госпиталях и помогали ухаживать за ранеными. Вера Николаевна Малоземова обучила более 300 сандружинниц. Почти все учителя школы были прикреплены к медицинской сестре; она нас учила как оказывать первую медицинскую помощь при ранении. Мы научились, как накладывать бинт при ранении головы, руки и т. д. Сдавали экзамены. Я получила 4. Знакомили нас с отравляющими веществами, которыми пользовались немцы. Все эти сведения мы передавали домашним хозяйкам в районе школы.
Педагоги и учащиеся собирали посылки для бойцов Красной Армии, вкладывали туда вязанные шерстяные шарфы, носки, табак, бумагу и т.д. Девочки и мальчики писали очень трогательные письма. Ходили по госпиталям и читали раненым книги и газеты, писали письма родственникам раненых. Из Ленинграда к нам были эвакуированы дети из садиков: мы их отвозили в колхозы. Я однажды отвозила группу ребят за озеро, в село Воржу. С населением учителя проводили беседы, как оказывать первую помощь при ранении как ограждать себя при химической и бактериальной войне.
Пионеры и комсомольцы старались как можно больше собрать металлолома и скорее отправить на заводы для переработки в грозные орудия, которых у фашистов в первое время был значительный перевес.
Средняя школа № 2 внесла ценный вклад в дело обороны страны: она собрала 1200 рублей на строительство эскадрильи «Ярославский пионер» и была удостоена правительственной телеграммы от комитета обороны.
Вся школа в целом – пионеры, комсомольцы, преподаватели – переживали голод, который был сильнее, чем в первые годы после революции, но занятия шли своим порядком. Учитывая отрыв учащихся старших классов от занятий на месяц, мы уплотняли программы, больше изучали на уроках и таким образом учебный материал проходили полностью, экзамены учащиеся сдавали неплохо.
В 1944-45-м учебном году были введены экзамены на аттестат зрелости, отличников стали награждать золотыми и серебряными медалями. В нашей школе золотую медаль получил Борис Годованный. Эта была первая золотая медаль, которую получили в Ростове.
Учащиеся, педагоги и родители радовались этому событию, тем более, что это совпало с радостью Великой Победы над врагом.
Прошла гроза над нашей многострадальной Отчизной. Все были очень рады; встречаясь, поздравляли друг друга и плакали от радости.
С удвоенной энергией мы принялись за работу. Требования к учащимся еще повысились. Учащиеся относились к учебным занятиям серьезно. В 1947 – 48-м учебном году выпускники нашей школы (один класс) получили 3 золотые медали: Глейхман Михаил, Павлова Елена и Рогозина Надежда. Это произвело на всех большое впечатление. Еще вспоминаю я выпуск в 1951 – 1952 учебном году, когда была получена одна золотая медаль и три серебряных. Лапина Алевтина – золотую медаль; Исаева Татьяна - серебряную медаль; Максимова Галина – серебряную медаль; Хохолина Нина – серебряную медаль.
Пионерская и комсомольская организации помогали нам в нашей работе. Можно назвать (из школы № 2) много весьма серьезных секретарей комсомола: Сашу Тураева, Витю Любасова, Таю Рогову и т.д.
Повышались требования к учащимся, должны были и мы повышать свои знания и приемы обучения. Учителя стремились проявить своё педагогическое мастерство в деле обучения и обучения молодежи.
Я много работала с учащимися, вела непрерывно дополнительные занятия с отстающими учащимися, не оставляла без внимания и более одаренных. Приглашала и тех и других в школу для решения задач и примеров. Многие учащиеся, в основном комсомольцы, приходили ко мне на квартиру для решения более сложных задач.
Как и в школе Девятилетке, я имела большой запас карточек с различными задачами и примерами, которые раздавала учащимся; они решали дома и в школе, я тщательно проверяла и указывала ошибки и недочеты. Многие ученики и до сих пор хранят мои «листочки», у некоторых их целый архив. При встрече со мной они об этом с каким-то удовольствием вспоминают.
Сразу после войны я стала вести кружковые занятия. На этих занятиях старшеклассники (8-ые – 10-ые классы) делали доклады о жизни и деятельности великих русских математиков; писали сочинения на такие темы: «Соединения и их виды», «Метод математической индукции», «Вычисление числа π». Выполняли и другие работы.
Провела несколько математических вечеров, например, в 1948 году.
Учителя еще больше стали читать и изучать педагогическую литературу, покупали пособия и т.д. Мы стали делать доклады на учебно-воспитательные темы. Вообще каждый учитель старался повышать свое педагогическое мастерство и давать учащимся глубокие знания по своей дисциплине.
В Ярославле был открыт Институт Усовершенствования Учителей. Я два лета посещала занятия, слушала лекции и доклады. Там со мной познакомились и предложили выступить с докладом. Я прочитала 4 доклада. 1. «Воспитательная работа на уроках математики» (1941 г.) 2. «Внеклассная работа по математике» (1950 г.). 3. Исследование двух линейных уравнений с двумя неизвестными» (1953 г.) 4. Устные упражнения по математике в старших классах средней школы» (1954 г.) За все доклады получала ценные подарки (книги). Посылала работы по математике в Ярославль на выставку, за что получила похвальную грамоту.
По окончании войны путем воскресников помогала в колхозах по уборке урожая, вела занятия по математике в фельдшерской школе, занималась с сотрудниками горисполкома. Принимала непосредственное участие в выборах в Советы и Народные суды (Два раза была избрана Народным заседателем).
Много времени и энергии я отдала делу обучения и воспитанию молодежи. Только в Советской школе, как я уже писала, работала 37 лет. В школе № 2 провела 17 выпусков из 10-го класса. В ясные весенние дни я 17 раз переживала за результаты экзаменационных работ учащихся по математике!
Партия и правительство высоко оценили мой многолетний педагогический труд.
В 1946 – м г. наградили меня значком «Отличник просвещения» и медалью за доблестный труд В Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг.
В 1949 – 50-м году орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина.
В 1954 году мне присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»
В 1967 году – год пятидесятилетия Советского государства, присвоено звание: Почетный гражданин города Ростова.
Мне думается, что я все долгие годы своей работы любила дело учителя, хотя очень нелегкое. Потому что выбрала его по призванию.
Заслуженный учитель школы РСФСР В. Титова.
Почетный гражданин г. Ростова



Комментариев нет:

Отправить комментарий