Страницы

Страницы

вторник, 19 мая 2020 г.

Из воспоминаний Веры Дмитриевны Титовой о работе пионеров

Пионеры-семиклассники со старшей пионервожатой Фисой Серебренниковой. Фото 1929 г. 
Собрание музея гимназии имени А.Л. Кекина

Елена Рогушкина - старший научный сотрудник отдела Истории Нового времени и ГИС ГМЗ "Ростовский кремль" продолжает публикацию воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР и Почетного гражданина г. Ростова Веры Дмитриевны Титовой, которые хранятся в архиве Ростовского музея и в школьном архиве гимназии имени А.Л. Кекина. Предыдущие публикации воспоминаний смотрите: часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6,  часть 7часть 8, часть 9.
Первые послереволюционные годы стали временем появления большого числа общероссийских массовых общественных организаций, среди которых одно из ведущих мест заняли комсомол и пионерия, неразрывно связанные с партией. Их основной задачей являлось идеологическое воспитание молодежи. «Красногалстучная пионерия» появляется в мае 1922 г. Создание пионерских отрядов было поручено активистам-комсомольцам и в первую очередь тем, кто в какой-то мере был знаком с основами скаутского движения. Деятельное участие в этой работе принимали и сами бывшие скауты. Пионерской организацией были фактически скопированы и несколько переиначены на свой лад скаутские законы, часть атрибутики, а девиз «Будь готов!» принят без изменения. В Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся воспоминания Веры Дмитриевны Титовой о работе пионеров в школе Девятилетке имени В.И. Ленина в период 1919-1936 гг.
ФР – 1165 Оп. 2 Ед.хр. 58
Л. 1.
Пионеры всегда были нашими хорошими помощниками. Из числа пионеров выбирался групорг (староста группы – тогда называлась группа, а не класс). Он следил за порядком в группе; отмечал пропуски учащихся; иногда выявлял причины пропусков; старался, чтобы группа была дисциплинированной. У меня были очень хорошие помощники – пионеры Костя Суворов. Саша Шинаков и многие другие.
Из пионеров выбирали санитарную тройку, которая следила за чистотой помещения и самих учащихся.
       Л. 1 об.
Пионеры помогали учителям в их трудной работе. У меня, например, были выделены наиболее успевающие по математике мальчики и девочки, большею частию, пионеры, которые «по рядам» проверяли выполнение учащимися домашнего задания. Кроме того, они иногда помогали отстающим учащимся: решали с ними задачи и примеры, которые я предварительно им объясняла, как сделать. Так поступали и другие преподаватели – математики.
Другие учителя, физики, химики, приучали пионеров, да и всех учащихся, налаживать демонстративную работу, которую проводил преподаватель на своих уроках. Каждому педагогу пионеры оказывали ту, или иную, посильную для них, помощь.
Л. 2.
Каждую неделю, по вторникам, проводилось собрание группы. На этом собрании делали информацию: один из пионеров в течение недели просматривал какую-нибудь газету и выписывал наиболее интересные события, которые происходили в нашей стране. На собрании он делал краткое сообщение.
На каждый революционный праздник пионеры оформляли стенгазету, причем старались, чтобы она была как можно красочнее, чтобы содержание газеты было интересное. Даже нередко соревновались по этому вопросу группа с группой.
Л. 2 об.
Пионеры были первыми в соцсоревновании по учебе. Они писали обязательства учиться только на 4 и 5; быть дисциплинированными на всех уроках, не пропускать занятий без уважительных причин; добросовестно выполнять все поручения, предлагаемые школой.
Пионеры охотно помогали в сборе золы и птичьего помета для удобрения колхозных полей. Они в ведрах приносили золу и помет, а мы убирали в подвал школы Девятилетки, а весной вывозили в подшефный колхоз.
Л. 3.
Ребята охотно лазили по колокольням и собирали голубиный помет. У меня в группе долго смеялись над одним сборщиком, который разорвал штаны. Правда, штаны были, по словам ребят, очень ветхие, а потому и не выдержали лазанья по неудобным и высоким лестницам.
Тогда еще много было лошадей, и на дорогах к весне накапливался навоз. Этот навоз весной наши пионеры собирали и употребляли на удобрение пришкольных участков.
Весной и летом пионеры и другие учащиеся работали на огороде при школе.
Л. 3об.
Еще весной, во время занятий, учащиеся распределялись на дежурство при огороде летом, а так же назначались сроки работ, которые должны выполнить те или другие учащиеся. Конечно, большая доля работ выпадала на долю пионеров.
Заслуженный учитель школы РСФСР В. Титова.
Почетный гражданин г. Ростова
18 мая 1972 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий