Страницы

Страницы

среда, 25 декабря 2019 г.

Из воспоминаний Веры Дмитриевны Титовой. Выполнение различных работ, предлагаемых школой, отделом народного образования и другими организациями в период 1919 – 1936 гг.

Групповой снимок коллектива преподавателей Ростовской школы - Девятилетки. 1921 г. Архив музея гимназии

Елена Рогушкина - 
старший научный сотрудник отдела Истории Нового времени и ГИС ГМЗ "Ростовский кремль" продолжает публикацию воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР и Почетного гражданина г. Ростова Веры Дмитриевны Титовой, которые хранятся в архиве Ростовского музея и в школьном архиве гимназии имени А.Л. Кекина. Предыдущие публикации воспоминаний смотрите: часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6,  часть 7, часть 8.

(Во время моей работы в школе Девятилетке имени В.И. Ленина).
Добросовестно работая над обучением и воспитанием подрастающего поколения, учителя Советской школы выполняли различные виды работ вне школы.
Мне, например, трудно даже запомнить, какие я проводила работы, помимо школьных занятий, за свою многолетнюю педагогическую деятельность.
Укажу основные работы в период 1919 – 1936 гг.
Коллектив нашей школы Девятилетки имени Ленина вел большую культурную работу.
По заданию отдела народного образования учителя, иногда в одиночку, а чаще небольшими группами, 2-3 человека, ходили в подшефные и другие колхозы и совхозы и проводили беседы по вопросам коллективизации, международным событиям, политики, а так же и на антирелигиозные темы.
   Особенно мне запомнился один такой выход. М.М. Быкову, А.К. Волнину и меня направили в деревню Бабки (3 км от Ростова) для проведения антирелигиозной беседы (накануне Николина дня, 6 декабря ст. ст.) Мы вышли не поздно, но вскоре стало темнеть. Накануне выпал обильный снег. Когда мы подошли к деревне – потеряли тропу к ней; видим огни в домах, а как пройти – не знаем, дороги к деревне нет. Вскоре увидели - как будто спуск. Анна Константиновна Волнина подобрала полы своей длинной шубы и смело пошла вперед; я и Мария Михайловна Быкова ринулись вслед за ней, утопая в снегу так, что в валенки набилось много снега, но мешкать было нельзя – здорово темнело. Когда мы вошли в первую избу и рассказали о своем путешествии, хозяева очень удивились, говоря, что мы шли через пруд и могли попасть в прорубь.
Все трое разошлись по домам и провели беседы. Но большого успеха мы не имели; нас внимательно выслушали, поблагодарили, но некоторые женщины сказали: «Не гневайтесь на нас, как верили наши отцы и деды, так и мы будем верить.» Затем они нас вывели на тропу, и мы благополучно вернулись в Ростов.
Лучше удавались беседы по политическим вопросам и международному положению.
Драматический кружок школы Дявятилетки нередко выезжал в колхозы для постановки спектаклей. Кружок у нас был очень хороший Некоторые учителя играли не хуже кадровых артистов; например А.И. Домбровский, А.М. Романов, Д.В. Ивановский, Е.Р. Вин и др. Колхозники всегда приветливо встречали исполнителей и неизменно приглашали снова приехать к ним.
Еще больше мы выполняли различных культурных работ в городе.
В Советской школе была введена десятичная система мер. Я получила от Отдела Народного образования направление заниматься с милиционерами. Их надо было познакомить с метрической системой мер и научить переводить старые меры длины и веса в метрические. И вот я и София Сергеевна Рахманова в течение двух месяцев занимались с двумя группами милиционеров и научили переводить русские меры в метрические. Очевидно, работникам милиции это было нужно, чтобы следить за правильностью торговли на рынке.
Многие преподаватели, и я в том числе, проводили регулярные занятия с неорганизованным населением, (т.е. с теми лицами, которые нигде не работали) по ликвидации неграмотности. Мы были прикреплены к определенным улицам, собирали неграмотных хозяек и обучали их.
Одно время я была «прикреплена» к техническим служащим школы, и два раза в месяц беседовала с ними о международном положении и по другим политическим вопросам.
Наша школа Девятилетка имени Ленина была шефом над частями Красной армии, какие были тогда в Ростове. По предписанию РОНО я, в порядке шефства, два года занималась с малограмотными бойцами.
Драмкружок ставил спектакли в клубе Красной армии.
В первые годы после революции наблюдалась большая тяга к получению знаний, к повышению образования, особенно это замечалось у молодежи. Отдел народного образования организовал курсы для подготовки в ВУЗы. Были приглашены для преподавания русского языка и литературы – Аркадий Михайлович Романов; физики – Александр Михайлович Романов; геометрии – Алексей Иосифович Домбровский; алгебры и тригонометрии Вера Дмитриевна Титова.
Заведующий курсами был т. Трепаков.
По окончании занятий почти все курсанты поступили в ВУЗы.
Для рабочих и служащих фабрики Рольма, кофе-цикорной и др. была организована вечерняя школа; вечерняя школа тогда особого помещения не имела. Занятия велись в Девятилетке в третью смену. Заниматься поздно было очень утомительно; однако я вспоминаю несколько девушек и юношей, которые задавали много вопросов, которые показывали мне, что они хотят глубоко изучить основы математики, преподаваемой в школе.
Заведующим вечерней школой был Сергей Васильевич Князев; он очень заботливо относился к школе, старался, чтобы число учащихся не уменьшалось, чтобы всегда было свободно помещение для занятий и т. д.
Вела я занятия и с сотрудниками НКВД (Народный Комиссариат Внутренних дел). Им надо было повысить образование и получить удостоверение, что дополнены знания в объеме семилетки.
У меня даже один год была «школа на дому». Приходит ко мне красный командир. После приветствия объявляет следующее: Вы «мобилизованы» военкоматом для занятий по математике с пятью красными командирами. Вопрос этот согласован с Отделом народного образования. Мы будем ходить к вам на квартиру и заниматься. Даже зарплату будем приносить на дом. Вам только нужно будет расписаться в получении ее, и не потребуется терять драгоценное время на хождение.
И вот я в течение целой зимы вела занятия с командирами. Все они поступили в военную академию.
Кроме культурной работы учителя проводили другие мероприятия.
Работы были иногда как будто не соответствующие нашей «квалификации», но мы не отказывались ни от какой работы, раз это требовалось тем состоянием нашей Родины, в которой она оказалась в результате двух войн: с Германией и гражданской.
Были случаи, когда учителя-мужчины посылались на разборку каменной кладки (стены), а женщины-учительницы чинили мешки из под картофеля. Мы чинили мешки и пели веселые песни.
Очень часто устраивались воскресники по уборке урожая в ближайших колхозах. Убирали с полей свеклу, морковь и другие корнеплоды.
Я, например, помню, как мы ездили за озеро и убирали горох. Эта работа мне понравилась, работа легкая, а потому выполнили ее быстро.
Запомнился мне один воскресник. Руководителем был назначен И.В. Лебедев. Учителей собралось человек 15. С утра пошел дождь , небо было все покрыто облаками, нельзя было надеяться, что дождь скоро перестанет, был сентябрь месяц. Мы сказали т. Лебедеву, что надо отложить воскресник, но он не хотел слушать. Поехали (поездом) в Макарово – дождь не переставал. Идти в поле на копку картофеля было невозможно. Холодный ветер пронизывал нас до костей, никакого дела не было. Наконец, нас поместили в сарай, где стояла одна молотилка. Мы встали в очередь, чтобы повертеть ручку молотилки и таким путем немножко согреться. Одна участница поездки (Качурова) как села на скамейку у стены, руки убрала в муфту, благодаря чему их согрела, так и просидела все время.
Дождь не переставал. Не сделав ничего полезного, вернулись мы домой. Потеряли много для учителя дорого времени, а на другой день, не отдохнув, должны были идти и заниматься с учащимися.
Вместе с учащимися преподаватели так же выполняли некоторые общественные работы, о которых сейчас, пожалуй, никто не поверит.
Тогда в нашей стране не было удобрений, а урожай надо было поднимать.
Классные руководители обратились к учащимся с призывом собирать золу и птичий помет. Учащиеся охотно откликнулись на это предложение. Они старались как можно больше собрать удобрения. Шутя рассказывали, как некоторые учащиеся лазали по всем существующим колокольням и собирали много голубиного помета. Была даже выделена учительница, Лидия Николаевна Бобылкина, для приема удобрения. Вся зола и помет хранились в подвале школы, а весной вывозилась в подшефный колхоз.
Очень много поработали учителя и учащиеся по устройству набережной в парке. Учащиеся возили на тачках шлак и различные отбросы от строек и сваливали на берегу. Классные организаторы помогали организовать эту работу.
Так как в школах и у учащих не было дров, то пришлось поработать на заготовке топлива.
С.С. Рахманова, А.И. Иродова, я и др. ходили на торфоразработки «Савинский мох», перекладывали торфяные кирпичи для сушки, а потом складывали торф в табеля. За эту работу мы получили немного торфа.
Один раз около 20 учителей ездили в Борисоглебские слободы пилить дрова, но я не умела пилить толстые бревна: пила в моих руках дрожала, и никто не хотел пилить со мной. Таким образом пользы от этой моей поездки было очень мало.
Чтобы обеспечить дровами на зиму учителей и отчасти школы, однажды решили разослать всех школьных работников и технических служащих по различным лесным делянкам. Я с другими преподавателями была направлена в августе месяце в село Семеновское в 3-х км от Вощажникова и в 30-ти от Ростова.
Технические служащие валили деревья, а мы обрубали сучки, пилили и складывали в кубометры. На каждого человека надо было напилить по два кубометра дров. У нас чуть не случилось несчастье. Спиленное дерево отклонилось от намеченного пути его падения; тут стояла учительница Е.В. Мельницкая. Мы все ахнули, думая, что дерево убьет Е.В. К счастью, дерево своей верхушкой лишь хлестнуло Екатерину Васильевну по лицу; она упала, но вскоре встала, только на лице большие были ссадины, текла кровь.
На заготовке дров мы были больше недели, зимой получили по кубометру дров.
Вот какие работы проводили учителя вне школы, много было и других работ, о которых я уже не помню.
Очень большую работу выполняли преподаватели во время выборов в Верховный Совет, в областной и районный Советы, а так же по выборам в Народные суды. Все учителя являлись агитаторами. Я часто посещала дома, к которым прикреплялась; знакомила с биографиями кандидатов в депутаты Советов; разъясняла порядок голосования; приглашала на собрания, которые проводились на избирательном участке. В день выборов дежурили на избирательном участке.

Заслуженная учительница РСФСР В. Титова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий