Страницы

Страницы

вторник, 23 февраля 2021 г.

Как я стал парашютистом.

      
 На столе лежала повестка с вызовом в военкомат. Подумал: «Странно, февраль, вроде неурочное время». Осенью меня оставили «до особого распоряжения», может это как-то связано с этим?
   В назначенное время был в военкомате. Дали в руки папку с моим допризывным делом и отправили на медкомиссию. Всё как всегда, уже не первый раз. Но заметил, что в этот день проходили проверку здоровья парни, которых только ставили на учёт, а вместе с ними такие же, как и я. Поспрашивал у своего возраста: «Зачем нас то сейчас вызвали?» Все только пожимали плечами. Начал листать своё дело. Анкеты, результаты медкомиссий… Когда закрыл, глянул на обложку и увидел надпись красным карандашом наискосок: «Отобран в ВДВ». Так вот в чём дело! Было известно, что военкомат направлял на обучение будущих шоферов, танкистов и десантников. Значит нам предстоит пройти парашютную подготовку в Ярославском аэроклубе в Карачихе. 
   Показал надпись парням, которые были рядом, они глянули свои дела, там было написано то же, что и у меня. Всё стало понятно. Все как-то приосанились, подтянулись. Воздушно десантные войска! Такая честь! Это же элита армии.
   Всем выдали повестки прибыть 10 февраля в военкомат. В назначенный день все были на месте.
   В строю нас 25 человек. Перед построением у нас проверили артериальное давление, у одного оказалось повышенное и ему об этом объявили когда группа стояла уже в строю. Сказали, что он может быть свободным – не годен. Как же он обрадовался! Стремительно выбежал за дверь, приговаривая: «Слава Богу, слава Богу!» Знать сильно боялся, может быть даже накануне специально хорошо «принял»…
   В Ярославль поехали на электричке в сопровождении прапорщика Усина. Для меня, можно сказать, это была первая поездка в Ярославль. Мы только в июне 1971 года приехали в Поречье из Сибири, и в Ярославль раньше ехать было как-то незачем.
   В Карачихе нас разместили в казарме, обычной, стандартной. Необычность была только в том, что она была универсальной. В одном помещении был и учебный класс, и здесь же стояли кровати на которых мы спали. К потолку были прикреплены парашютные подвески для отработки навыков управления парашютом. Здесь с нами ещё две группы из других районов области.
   В первый вечер инструкторы показали как надо заправлять постель и проследили чтобы каждый это выполнил самостоятельно. А потом были рассказы. О армии, о прыжках, руководитель курсов Звонарёв рассказал о Терешковой, они были друзьями. Она тоже проходила парашютную подготовку в Карачихе.
   Неделя теории. Изучали парашют, учились его укладывать. Отрабатывали на подвесках действия во время прыжка, прыгали с площадки высотой 2,5 метра для отработки правильного приземления (важно – ноги должны быть вместе, плотно прижаты одна к другой, иначе можно их переломать при приземлении).
  Наступило утро дня первого прыжка. Подъём. Глянули в окно, а там – густой туман. Неужели отменят прыжки? Померили у всех давление, так положено. У всех нормальное. Когда солнце поднялось выше, туман рассеялся.
   Разделились на группы по восемь человек, столько вмещает АН-2 за один раз. Сначала с самолёта сбросили «ваньку», чтобы определить направление ветра. Инструкторы рассказывали, что ветер в различных слоях может иметь разное направление. Но «ванька» приземлился где надо, как раз на аэродроме.
   Я был в третьей группе. Так что видел как прыгали первые. Нас учили покидать самолёт сгруппировавшись, но многие, вылетая из самолёта, тут же расставляли руки и ноги в стороны. С земли это было хорошо видно.  Получится ли у меня прыгнуть как положено? На земле стоял инструктор, который наблюдал за прыжками в бинокль, а также предупреждал курсантов о приближении земли возгласом: «Ноги вместе!» Один курсант постоянно натягивал стропы, чтобы его протянуло поближе к месту, где стояли все группы, ожидающие своей очереди, и перестарался. Его протянуло почти до взлётно-посадочной полосы, причём в то время, когда самолёт заходил на посадку. Пилот уклонился немного в сторону, благо что АН-2 не требуется специальной полосы, он может садиться практически в любую часть поля.
   Вот и наша группа пошла на посадку. Пока ждали, подзастыли, хотя были одеты в тёплые куртки, ватные штаны и валенки. Знобко. А может нервный мандраж начался… Внешне все вроде бы спокойны, но наверняка у каждого в голове присутствует мыль – всё ли пройдёт нормально. Но страха нет, даже какое-то любопытство.
   Для меня это первый полёт на АН-2. Да и вообще на самолёте летал недолго всего один раз, в детстве, когда группа детей во главе с моим отцом была в Красноярске. Он тогда как то договорился чтобы нас «прокатили» на ИЛ-14. Но тот полёт не оставил никаких ощущений, я сидел в кресле у прохода, почти ничего не видел. Здесь же всё видно: вот здание аэроклуба, наша казарма, поле аэродрома, вот и дома Ярославля. Звенит сигнал, звучит команда: «Первая группа встать, приготовиться!» Я в первой группе, третий. Открывается дверь, подходим, инструктор сначала придерживает первого. И вот: «Первый, пошёл!» «Есть, пошёл!» Ещё сделали шаг вперёд. «Второй, пошёл!» Второй исчез из двери. Теперь открытая дверь прямо передо мной. «Прыгать или не прыгать?» - мелькнуло в голове. Но звучит: «Третий, пошёл!» Автоматически отвечаю: «Есть, пошёл!» - и наклоняюсь вперёд. Воздушный поток тут же подхватывает меня и выносит из самолёта. Инструкторы на занятиях объясняли, что когда в самолёте открывается дверь, то образуется вакуумный поток, который вытягивает всё наружу.
   Первый прыжок с принудительным раскрытием, это когда верёвка, прикреплённая к тросику в самолёте, вытягивает стропы и чехол с куполом из ранца, и воздушный поток раскрывает его. Зажмурился и стал ждать динамического удара. На тренажёре он был довольно сильным. Вот начало слегка потряхивать, это вытягиваются стропы, и вот купол открыт. Встряхнуло при раскрытии купола совсем несильно, вопреки ожиданию. В воздухе всё немного по-другому, не как на тренажёрах. Знаю, что до раскрытия купола проходит всего 2-3 секунды, но кажется, что они тянутся слишком долго.
   Первый этап прыжка прошёл нормально, теперь надо посмотреть наверх, не перепутались ли стропы, всё ли в порядке с куполом. Недалеко спускаются ещё трое, перекликаемся, показалось странным, что вроде все недалеко, но кричать приходится громко чтобы другие услышали. Первые мгновения кажется, что висишь на месте и совсем не спускаешься. Вспомнились истории, рассказанные инструкторами, о восходящих потоках. Но потом заметил, что всё-таки земля медленно приближается. Снизу предлагают сделать ноги вместе. Ещё же далеко! Но исполняю приказ и, спустя несколько мгновений, вижу, что земля стремительно приближается… Удар, на ногах не удерживаюсь, кувырок через голову, парашют потащил по снегу, быстро прибираю стропы и купол оседает. Всё, на земле. Чувствую, что жарко, даже вспотел, а ведь перед прыжком казалось, что холодно. Ко мне подбегает парень, которому ещё предстоит прыгнуть. Забрал запаску, их на всех не хватает, поэтому передаём друг другу. Спрашивает: «Ну как?» «ЗдОрово»» - отвечаю ему. Он убегает, а я собираю парашют, надо его перенести к месту старта.
   Подведение итогов. Инструкторы поздравили с первым прыжком, сделали замечания. Сказали что пришлось одному курсанту «помочь». Он потом оправдывался, что не струсил, просто подкосились ноги, когда самолёт выходил из воздушной ямы, и он не удержался, упал. Тогда инструктор вместе с другим курсантом подхватили его и выкинули из самолёта. Прыгнуть нужно было вовремя, ждать было некогда.
   После обеда укладка парашютов. Делимся впечатлениями. К вечеру уже задумался о дне завтрашнем. Один парень спросил меня, не боюсь ли. Ответил: «Что-то неспокойно немного». Существует психологический барьер во время первых прыжков, который наступает у всех по-разному. Мне надо было пересилить себя на втором прыжке.
   На следующее утро вновь туман и морозно. Всё повторилось. Часам к одиннадцати все выдвинулись на поле. В этот раз прыжок так же с принудительным раскрытием, но с имитацией стабилизации. Это во время прыжка нужно держать кольцо рукой в течение пяти секунд и лишь потом выдернуть его. Парашют при этом уже открыт. Это упражнение тоже выполняли на тренажёре.
   Всё прошло нормально, волнение преодолел и покинул самолёт, легко шагнув вперёд. Земля встретила уже не так жёстко, как первый раз.
   Третий прыжок – со стабилизацией. Основной купол вытягивается стабилизирующим парашютом. Когда вылетел из самолёта, начало сильно раскачивать, в глазах попеременно мелькали земля и небо. Это было так неожиданно, что забыл про счёт секунд. Какие там 501, 502, 503, 504, 505… Поэтому кольцо выдёргиваю интуитивно, может быть раньше времени. А всё остальное уже как всегда.
   Вечером наблюдали костры в разных местах. Масленица, в 1972 году она была 20 февраля. Завтра домой.
                       Вот таким я был зимой 1971-72 года. Поречье - Рыбное.





воскресенье, 21 февраля 2021 г.

Экскурсия, как педагогическая технология


Музей «Дом крестьянина Ёлкина» продолжает свою работу в области музейной педагогики. Сотрудники проводят занятия для детей разных возрастных групп, приглашают к совместному проведению интерактивов педагогов и воспитателей.

С радостью отозвались мы и на предложение методистов Центра сопровождения участников образовательного процесса п. Борисоглебский провести совместный курс лекций «Экскурсионное дело, как педагогическая технология» для педагогов всех ступеней. Речь в нём должна пойти об особенностях экскурсионного дела, профессиональных качествах экскурсовода, о методиках создания экскурсионных маршрутов и их текстовое сопровождение, но главное, какие навыки позволяет развивать в человеке экскурсионная работа и как правильно над этим работать.

пятница, 19 февраля 2021 г.

Мой музей - моя история. Деревянное панно «Маки» - дар Валентины Николаевны Майоровой



Панно «Маки». Пичугин А.Г. СССР, 1970-е гг. Дерево, пиление, резьба, покраска. 13,5х24,5 см. Представляет собой вырезанное на деревянной доске рельефное изображение букета из цветов мака, раскрашенное в синий, зеленый и красный цвета.

четверг, 18 февраля 2021 г.

Всяко бывает



Бывает смотришь на наши фотографии из дома милосердия кузнеца Лобова... Уж до того чудесные, как открытки. И сам бывает спросишь, а не сказка ли? А может лишь для фото эти шторы, ковры и цветные покрывала, а нет. Глаза у жителей светятся, огоньки в них живые.

Есть не мало других у нас в стране мест, где «живут» старики. Да и моложе там есть. Да и жизнь у них другая. И я там был, выкинуть бы из памяти, да люди там все же живые.

среда, 17 февраля 2021 г.

Деревянная застройка Поречья-Рыбного. Датированные дома



Публикую доклад, представленный на межрегиональной научно–практической конференции: "Сохранение и возрождение исторических сёл Ярославской области. Проблемы сохранения и использования памятников деревянного зодчества", в рамках III –х научных чтений памяти П.Д. Барановского 11-12 ноября 2020 г. 

Аннотация: Статья посвящена изучению деревянной архитектуры и застройки пос. Поречья-Рыбного, Ростовского района, Ярославской области, конца XVIII – начала XX в. с целью сохранения подлинного историко-архитектурного наследия в исторических селах России.

Ключевые слова: Поречье-Рыбное, деревянная архитектура, застройка, деревянная резьба, сохранение наследия.

Abstract: The article is devoted to the study of wooden architecture and buildings in the village of Porechye-Rybnoye (Rostov district, Yaroslavl region) of late 18th - early 20th centuries with the purpose of preservation of the true historical and cultural heritage in history rich countryside of Russia.

Key words: Porechye-Rybnoye; wooden architecture; building; wood carving; preservation of heritage.

понедельник, 15 февраля 2021 г.

Записки свящ. Александра Парфенова. Праздник Сретения

Спасо-Андроников монастырь

— Скажите, а как Вы со своей женой познакомились?

— В храме.

Это было 15 февраля 1991 года, то есть тридцать лет назад. Белокаменный храм Спаса стоял одиноко посреди музея. Внутри было тесно, стояли леса. Мало кто понимал, что храм стал действующим и теперь открыт по праздникам. Попасть сюда надо через музейные решетки, пройти по пустому двору. Белый камень посерел от московского воздуха, только внутри он сиял подлинностью столетней кладки. Крошечная община не могла не оценить, что музей платил коммунальные и прочие расходы. На службу надо было добывать средства самим и этим я как раз занимался, стоя на свечном ящике, пока другие, более удачливые, прислуживали в алтаре.

воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Из семейного альбома Елены Михайловны Анисимовой

Алексей Никитич Моторин (стоит, справа) с работниками торгового заведения в Петербурге, 1898 г. 11х16,4 см. На обороте, подпись простым карандашом: "1898 г.". Подпись черными чернилами; "Алексей Моторин". Фотография Прозоровского, С. Петербург. Петербургская стор. Кронверкский прос. Д.№63. Близ Зоологического сада. Негатив хранится.

 Фотографиями своего семейного альбома и своими воспоминаниями поделилась живущая в Ростове Елена Михайловна Анисимова. Елена Михайловна  – дочь Антонины Алексеевны Моториной, внучка известного огородника и торгового работника Поречья-Рыбного Алексея Никитича Моторина, племянница нашего замечательного учителя английского языка и организатора школьной внеклассной работы Калерии Алексеевны Зориной.

четверг, 11 февраля 2021 г.

Из семейного альбома Хорбатовых



К выставке по истории КБО.

В альбомах Борисоглебских сторожилов бережно хранятся семейные истории. Римма Михайловна Каплина (в девичестве Хорбатова), дочь Михаила Абрамовича Хорбатова передала в музей фотографии, хранившиеся в их семейном архиве.

На первой фотографии Хорбатов Михаил Абрамович с супругой Екатериной Михайловной (в девичестве Любимовской) работают вместе в парикмахерской. Фотобумага, фотопечать, 12х9 см, середина XX в.

На коллективной фотографии - мастера-парикмахеры артели инвалидов. Парикмахерская в Борисоглебе. Фотобумага, фотопечать, 11,4х8,7 см. С оборотной стороны простым карандашом указана дата «1951 год. 17 II».

Уважаемые борисоглебцы, возможно, вы узнаете людей, запечатленных на фото, и сможете поделиться своими воспоминаниями о них или месте их работы. Будем благодарны за информацию и надеемся на сотрудничество!

См. также: Борисоглебские цирюльники

Алена Сапожникова

среда, 10 февраля 2021 г.

Искусство, история и дети…



Музей «Дом крестьянина Ёлкина» продолжает сотрудничать с Борисоглебскими детскими садами, но в эту дружбу пандемия внесла свои коррективы. Оберегая детей от инфекции, воспитатели не водят их в библиотеки и музей, где ребята всегда были желанными гостями и частыми посетителями. Значит, пришло время и музею идти в гости к маленьким друзьям, благо объектов культуры и истории в поселке предостаточно.

Встреча 9 февраля с воспитанниками детского сада «Звездочка» была посвящена детальному рассмотрению скульптур. Нам довелось рассказать любопытной детворе об отличиях скульптуры от всех остальных произведений культуры, о том, из чего делают статуи и какие они бывают. Конечно, не обошли вниманием историческое и культурное значение скульптур, расположенных в поселке Борисоглебском. Неподдельное удивление у ребят вызвали слова экскурсовода, научного сотрудника, Алены Геннадьевны Сапожниковой о том, что скульптуры часто ещё и памятники, а героем может стать кто угодно. И даже герои испытывают страх, а нужное слово, сказанное вовремя и правильным человеком, вдохновляют простых, в общем-то, людей на подвиг.

С трудом оторвались дети от рассмотрения бюста Дмитрия Пожарского, фантазируя ситуации, в которых могли бы появиться зарубки на его щите. С ещё большим трудом удерживались они от того, чтобы провести пальчиком по надписям у памятника «Воину-освободителю».

С не меньшим сожалением покидали мы открытых, пытливых ребятишек и их деятельных, болеющих за дело наставников, долго прощались и договаривались о новых прогулках по родному поселку.

Юлия Байкина

суббота, 6 февраля 2021 г.

Ее надежда



Недавно в Поречском Доме милосердия появился новый житель, вернее жительница. Еще одна одинокая душа, обретшая заботу и любовь...

среда, 3 февраля 2021 г.

«Жалвинка» (Жалва) при селе Вексицы


Заметки о ростовских топонимах.

«Жа´лвинка» (Жалва) – овраг с небольшим ручьем к востоку, северо-востоку, северу от с. Вексиц (сельское поселение Поречье-Рыбное). По оврагу в XX в. шла граница между землями совхоза «Вперед» и совхоза «Лазарцевский».