Страницы

Страницы

среда, 30 сентября 2020 г.

«Неизменному товарищу и другу Федору Мельникову...»



На выставке, посвященной 100-летию писателя Федора Абрамова экспонируется разворот книги «Деревянные кони» с авторской подписью «Неизменному товарищу и другу Федору Мельникову. 24/Х 78 г.»

Федор Федорович Мельников (1920-2003) – заслуженный художник России, искусствовед, скульптор, керамист, руководитель рисовальных классов при Институте им. И.Е. Репина Академии Художеств.

Федор Абрамов и Федор Мельников познакомились в 1945 году, сразу же после войны. Они оба были фронтовиками, прошли всю войну, вступив в 1941 году в ряды народного ополчения, защищали Ленинград. Их дружба завязалась во время учебы в Ленинградском университете, Абрамов заканчивал обучение на филологическом факультете, а Мельников поступил на искусствоведческое отделение исторического факультета ЛГУ.

Схожая судьба, взгляды на жизнь и, несомненно, любовь к творчеству навсегда их объединила, сложилась долгая и крепкая дружба.

Через 30 лет на своем шестидесятилетнем юбилее, Федор Абрамов назовет Мельникова «кочегаром», который был ему необходим для творчества. И неспроста. Между молодыми людьми возникли очень доверительные отношения, именно Мельников стал тем первым и единственным человеком, с которым Федор Александрович откровенно разговаривал о задуманном, о написании своего первого романа, работа над которым началась на Новгородчине, где вместе с семьей Федора Мельникова бывал и Абрамов. Федор Федорович был первым слушателем и первым цензором новых страниц и глав романа. Впоследствии он вспоминал: «Во время чтения рукописи я старался не прерывать автора, а по окончании начиналось обсуждение, которое длилось долго, больше, чем само чтение… Каждый день он читал новые страницы. Я с удовольствием слушал». Вся работа хранилась в секрете.

Первая книга далась писателю очень трудно. Сложно было определиться и с названием, в процессе работы оно несколько раз менялось. То «имя», под которым вышел роман в 1958 году в журнале «Нева» предложил Федор Мельников. Споры и сомнения по поводу названия возникли и у автора, и в издательстве, но все-таки его удалось отстоять.

На первой странице своего первого опубликованного романа «Братья и сестры» Абрамов написал: «Федору Мельникову – неизменному и бесконечному другу на всю жизнь, заботливой повитухе нашего детища, свидетелю и соучастнику всех творческих мук и радостей автора – с любовью и благодарностью. Ф. Абрамов».

Их дружба продолжалась тридцать восемь лет, до последнего дня Федора Александровича. Именно Федор Мельников стал автором надгробного памятника Абрамову в Верколе.

Алёна Сапожникова, научный сотрудник музея «Дом крестьянина Елкина»

 

четверг, 24 сентября 2020 г.

Когда старость в радость…



Наталья Владимировна Брыжова, заведующая клубом поселка Горный в Ростовском районе и член Ростовской районной общественной организации инвалидов «Вдохновение» в минувший четверг проводила мастер-класс по аппликации среди жителей Поречского Дома милосердия кузнеца Лобова. Призналась:

- Я впервые здесь и, честно говоря, боялась ехать. Никогда не занималась с людьми такого возраста, к тому же, обремененными серьезными болезнями...

- А что сейчас скажете? - спрашиваю ее на обратном пути из Поречье-Рыбное.

вторник, 22 сентября 2020 г.

Об аренде крестьянами графа Шереметева села Вощажникова у разных помещиков крепостных крестьян «в услужение»



В маклерских книгах города Ростова конца XVIII – начала XIX в. наличествуют документальные свидетельства приобретения и аренды крестьянами крепостных людей. С селом Вощажниковым, которое расположено примерно в 30 километрах к северо-западу от Ростова, связаны несколько договоров указанного периода на аренду крестьянами графа Шереметева, у разных помещиков, крепостных людей, в качестве рабочей силы, для работы на небольших крестьянских, кустарных заведениях. Рассмотрим один из них.

понедельник, 21 сентября 2020 г.

Записки о. Александра Парфенова. Быть андрониковцем



Андрониковцы бывают разные. Среди них есть либералы и консерваторы, живые и уже умершие. Кто-то по-прежнему ходит в старый храм, кто-то давно ушел, переехал в Ростов или Борисоглеб, но печать общности осталась у всех на всю жизнь. Что же это за люди? Попробуем разобраться.

пятница, 18 сентября 2020 г.

Год столетия писателя Федора Абрамова



2020 год – год столетия Федора Абрамова – известного советского писателя, яркого представителя так называемой «деревенской прозы» - одного из основных направлений советской литературы 1960-1980-х гг.

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Проект «Включи Поречье»



Проект «Включи Поречье» - это проект, который мы все с Вами вместе реализуем в нашем поселке. Спасибо всем, кто принимает в нем участие. Я надеюсь на его дальнейшее одобрение и развитие. С уважением, глава сельского поселения Поречье-Рыбное, Ольга Кутинская

«Включи Поречье»

Автор проекта: Кутинская Ольга Владимировна, глава сельского поселения Поречье–Рыбное, Ростовского муниципального района, Ярославской области.

Актуальность проекта «Включи Поречье»

понедельник, 7 сентября 2020 г.

Записки о. Александра Парфенова. Зарядка для мозгов


Русское богослужение. Это начало разговора. За последние сто лет богослужение изменилось. Это незаметно, но попробуем разобраться. После революции люди стали совсем другими. Произошло «расцеркволение» и, кстати, сказать, «воцерковления» о котором так много говорили большевики, не случилось. Храм остается чужим даже для приходящих в него десятки лет.
1. До революции исповедь не проводилась во время литургии. Рудимент этого сохранился в наши дни в том, что исповедь проводят на разношке посреди храма. Я считаю, что это неприлично. В старину для это был клирос. В наши дни необходимо специализированное помещение. Сами знаете, католики давно дошли до этого. Мы можем сделать лучше.
2. По-христиански, крестильни всегда были отдельным помещением. В старину на Руси это было затратно, отдельных помещений не было, потому что холодно, но не было необходимости крестить взрослых. Модные сейчас крестильные храмы я считаю, что лишняя трата денег, но изолированное, уютное помещение необходимо.
3. В советское время свечи совсем оторвались от богослужения. Они стали нано-богослужением тысячи мирян, приходящих в храм. Известно, что в проклятом греческом мире свечи в храме не ставят. У нас же, парафиновые свечи погубили и еще немало погубят древних икон и фресок. Вывод, для этого нового обряда необходимо отдельное помещение, вроде двора-нартекса. На Руси такого помещения не было, так как холодно и не было нужды. Уровень воцерковленности и сознательности был намного выше.
4. Не могу судить как было сто лет назад, но точно, что русская литургия (я имею ввиду богослужение вообще) отличается от греческой, что после таинства греки пьют кофе со сладостями, у нас же начинаются молебны и панихиды. Кажется, что для всего этого как раз место в нартексе. Вот так.
5. В XIX веке утреня служилась, как и положено с утра. Смещение утрени на вечер, это придумка последнего столетия. Одно из причин этого является то, что требы: отпевания, молебны и крестины заняли в русской церкви большее значение нежели сама литургия. Изменить это нельзя, но проектировать храмы как будто ничего не случилось, это большая ошибка.
6. Сохранились до сих пор свечные ящики старой поры. Это внушительная мебель. Тем не менее, стеклянных шкафов и прочих сооружений в церкви сто лет назад не было, вы сами понимаете. Алтарь намного уступает им в плане внимания «захожан», да и поистине, не играет уже той роли.
7. В советское время алтарь окончательно превратился в уютное место для задушевных разговоров. Это как раз не тот случай, когда двое или трое собрались во имя Мое (Мф 18, 20). Там за высоким и плотным иконостасом нет до этого никакого дела. Иконостас, это дорогое затратное дело, однако, чему он учит? Мы не в XV-XVI веке живем. Гораздо полезнее оставить невысокую, в один ряд ограду с иконами. Батюшку будет и видно, и слышно, и молитва начнется, наконец.
8. Любая добрая инициатива идет сверху.
На мой взгляд проектирование храмов сейчас идет по принципу воскресной школы: "Дети, нарисуйте храм!"
Архитекторы не вникают, батюшки не вникают. Кто-то должен же заняться этим.Начинать с технического задания. Что мы хотим, что нам нужно в храме? Нам много чего нужно.
Алтарь, ризница, сокровищница, пономарка.
Клирос, расположенный так, чтобы его слышали.
Храм должен быть чистым и ясным. Учитывая, что люди стоят у стенки, сделать храм узким, вытянутым с севера на юг, как это было в Ярославле в XVII веке.
Отдельно: Крестильня, свечной ящик, продажа литературы и библиотека. Отдельно место для икон, чтоб свечи ставить.
Склад, трапезная, туалет, место для уборщиц, еще одно-два помещения, для отдыха священства, например.
А как насчет социальной комнаты? Странников положить, ненужные вещи?
                                                                                                                                     о. Александр Парфенов

среда, 2 сентября 2020 г.

В музее «Дом крестьянина Елкина» завершает работу выставка «Борисоглеб в живописи и графике»


В основе выставки – работы из коллекции Ирины Валентиновны Севостьяновой, (пос. Борисоглебский, Москва), давнего партнера и друга нашего музея. Напомним, что на выставке представлены 17 живописных и графических произведений 11 советских и российских художников второй половины XX – начала XXI в. Среди них не только известные, заслуженные, но и молодые авторы из Москвы и Ярославля: Н.П. Катещенко и В.А. Мерзликин, П.В. Павлов и С.И. Соколов, Р.Ф. Федоров и Н.П. Флоринский, А.В. Шамаев и А.М. Широков, А.В. Стекольщиков, К.А. Стекольщикова и М.К. Финогенова, Узнаваемые виды Борисоглебского монастыря, поселка и его окрестностей - родные и трогательные пейзажи, не оставившие равнодушным ни одного посетителя.
Во время работы выставки музей посетили ребята из школ поселка и района: Краснооктябрьской СОШ, Высоковской СОШ, БСОШ № 1, БСОШ №2. На выставке были проведены тематические экскурсии, касающиеся Борисоглебского монастыря, музейно-педагогические занятия для младших школьников «Как увидеть картину». Много говорили об изобразительном искусстве, его видах, особенностях живописи и графики. Юные ценители искусства познакомились с биографиями художников, работы которых представлены на выставке, их творчеством, с интересом слушали и отвечали на вопросы.
Много восторженных отзывов о выставке оставили посетители музея - местные жители и гости нашего поселка. Хочется выразить сердечную благодарность Ирине Валентиновне за сотрудничество и помощь в организации этой замечательной выставки.
Алёна Сапожникова, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский