Страницы

Страницы

пятница, 24 апреля 2020 г.

Выставка «100 лет Борисоглебской больницы». Материалы к экскурсии. Золотые руки хирурга. Часть 5.

Коллектив хирургического отделения Борисоглебской больницы, 1970 гг.

ВОЙНА! Сколько боли, потерь, людских жизней она уносит, через что приходится пройти народу, по чьей земле она прокатилась?! Что несет она с собой? Болезни, разруху, слезы! Мы росли с мыслью, что не в праве об этом забывать, что обязаны передать эти странные и очень страшные знания детям, ведь наши предки пережили самую масштабную из войн, заплатили огромную, в несколько миллионов жизней, цену за своё и наше право на жизнь и посчитали её достойной. Так кто мы такие, чтобы оспаривать их решение?
  Сегодня многие пробуют это делать, аргументируя просто – меньше знаний, крепче сон и нет вопроса, нет и спора. Но мы то знаем, нас учили… Только почему? Потому, что еще древние говорили, что новой войны избежит тот народ, который не забудет старую? Так мы на генетическом уровне знаем, что иногда НАДО воевать. И помнить мы и наши дети должны не для того, чтобы избегать, а чтобы избегать по возможности, при этом зная, что если возможности не случится, то мы должны быть готовы отстаивать свою жизнь, свободу, честь и достоинство, право на национальную самоидентичность и землю предков, что зовется Родиной ЛЮБОЙ ценой. Тут, как в песне: «Мы за ценой не постоим!»
А что война оставляет после себя? В ком-то она рождает безысходность, апатию, убивая само желание жить. От таких, после войны остаётся лишь цифра в статистике и даже родные с трудом вспоминают (если вспоминают) об их когда-то существовании. Но есть другие! В них война пробуждает жгучее желание жить, любить, творить, заставляя уничтожить все преграды между собой и этой жизнью, а сильнейшее чувство справедливости требует наказать тех, кто посягает на их право жизни. Такие люди в состоянии праведной злости совершают поступки, что оставляют их имена в истории на десятилетия, века вперед, рождая в последующих поколениях желание со священным трепетом рассказывать о совершенных ими поступках, нарекать их именами своих детей, а детей стремиться быть достойными памяти таких предков. И не важно, кем были эти люди женщинами или мужчинами, детьми или стариками, крестьянами или воинами, важно то, что они сделали сами и на что побудили других. Нам повезло, среди наших предков большинство были такими живущими, любящими, творящими, и от нашего потомственного желания гордиться ими наши музей, памятники, мемориалы. Идея Бессмертного полка из этого же списка и рождена тем же желанием. А ведь они оставляют после себя не только память, за ними идут бесценные знания, опыт, масса новых идей. Сколько после последней Великой войны нам осталось проектов и изобретений, сколько прекрасных и глубоких душевных порывов сохранили и донесли до нас деятели искусства в своих произведениях, сколько талантов родилось в войну, а раскрылись после её окончания, сколько твердых решений было принято на полях сражений и реализовано в мирное время. Это коснулось всех областей нашей жизни, каждого участника тех событий. Не стала исключением и медицина.
1950-60-е гг. называют временем наивысшего расцвета советской медицины не потому ли, что работали в ней люди прошедшие школу войны?! Все знают, что первый антибиотик – пенициллин был получен английским ученым Флемингом в 1929 г. и после его стабилизации испытания успешно проводились в США все 1940-е гг., но не производили и не поставляли, а на фронтах Великой Отечественной он был очень нужен. Вот тогда молодой советский микробиолог Зиночка Ермольева на простых картофельных очистках получает уже в 1942 г. препарат пенициллин прямо в подвалах Сталинграда. Советский аналог оказался в 1,5 раза эффективнее американского, а к началу 1943 г. было налажено его массовое производство в СССР. Ермольева же стала прототипом героини романа Вениамина Каверина «Открытая книга». И это не единичный, а массовый случай, когда медики сами занимались изобретательством, конструированием и рационализаторством. Например, подполковник медицинской службы Н. Лялина разработала аппарат для заживления ран — дымоокуриватель-фумигатор, медсестры А. Костырева и А. Секачева изобрели особую каркасную повязку для лечения ожогов конечностей. Майор медицинской службы В. Марков сконструировал электрозонд для определения местоположения осколков в организме. По инициативе старшего инспектора отдела эвакогоспиталей Кемеровской области А. Транквиллитати на предприятиях Кузбасса начали выпускать ею разработанную аппаратуру для лечебной физкультуры. В г. Прокопьевске медики изобрели особую раскладную кровать, сухожаровую дезкамеру, бинты из ветоши, витаминные напитки из хвои и многое другое. А из каких ситуаций научились выходить наши врачи, каких раненых научились спасать наши хирурги, виртуозно проводя в полевых условиях такие операции, которые и сегодня возьмется сделать не всякий. А сколько девчонок, пришедших в госпиталя санитарками или мальчишек, лежащих на госпитальных койках, выбирали медицину своею профессией после войны! Так было и с Колей Чиркуновым.
Родился Н.В. Чиркунов в 1925 г. в с. Прозорово Брейтовского райна Ярославской области, в обычной крестьянской семье. Вот только уже к четырем годам остался без родителей, но с братом и сестрами, старшая из них Маша взяла на себя все заботы о доме и семье, а ведь самой было всего тринадцать. Старший брат Иван, конечно, помогал и потому все получили образование и профессию. Маша стала учителем, а Николай, увлекшись механикой, поступил в Ярославское железнодорожное училище, где его и застала война. Сразу на фронт не взяли, мал ещё, но в 1943 г. при не полных восемнадцати рядовой Чиркунов все же отправляется на фронт с Кагановичского РВК г. Ярославля. После прохождение подготовительных курсов с военно-пересылочного пункта 354 зсп 4 зсд МВО попадает стрелком-миномётчиком во 2 танковую армию и распределяют его в 164 танковый батальон 16 танкового корпуса. В его составе участвует в Курской дуге, с 1 Украинским прошел до границ СССР, освобождая Киев, участвуя в тяжелых боях под Белой Церковью, в боях под Винницей за четкое выполнение поставленных боевых задач и проявленное мужество рядовой Чиркунов представлен к правительственной награде медали «За боевые заслуги».
Потом, уже в звании мл. сержанта и имея на груди знак «Гвардии», был 1-й Белорусский и ожесточенные бои на Варшавско-Познаньском направлении, где начиная с 18 января войска двух фронтов 1-го Украинского и 1-го Белорусского приступили к преследованию врага, отступавшего после освобождения Варшавы. Оно велось в широких полосах, непрерывно днем и ночью. Главные силы осуществляли движение в колоннах и развертывались для боя только по мере необходимости. Высокие темпы наступления поддерживались путем выделения передовых отрядов от дивизий, корпусов и армий. Используя танки, самоходные артиллерийские установки и автомашины, они, действуя по отдельным направлениям, обходили узлы сопротивления, упреждали немецкие войска в занятии оборонительных рубежей, захватывали переправы через водные преграды. В полосе 1-го Белорусского фронта 19 января войска овладели крупным промышленным центром Польши – г. Лодзь. 22 января 2-я и 1-я гвардейские танковые армии подошли к четвертому (познаньскому) оборонительному рубежу. Его основу составляли так называемые города-крепости – Познань, Быдгощ, Торунь, Шнейдемюль, Бреслау и другие.
Но всё это будет потом и уже без младшего сержанта Коли Чиркунова. Он, вот в таких вот упреждающих боях 18 января получает танкист сильнейшие ожоги тела и внутренних органов. Десять дней он находился между жизнью и смертью, но жизнь победила, а потом были три месяца восстановления и снова в бой. Со своей 2-й гвардейской танковой армией он входит в Берлин, встречает тот победный май и, как и все, ждет демобилизации и возвращения домой, чтобы обнять сестренок и послушать мирную тишину, но главное, чтобы осуществить свою мечту. Там, на койке эвакогоспиталя, превозмогая боль, Николай Чиркунов принимает самое важное в своей жизни решение, решение, которое определит весь его дальнейший путь. Он выбрал профессию врача, загадал если останется жив, поступит в медицинский институт и станет хирургом.
Путь к мечте оказался не близким. Из армии Николая Васильевича демобилизуют только в январе 1950 г., приехал домой и сразу в Ярославль. Но выяснилось, что в институт берут с десятилетним образованием, а у Николая семь. Он поступает в медицинское училище, а по вечерам сидит за партой вечерней школы. Было тяжело, но он все выдержал, поступил в институт, учился только на «отлично». И вот, диплом и предложение заняться наукой, правда, в сопредельных областях, но нет, отказался, сказав что его призвание – хирургия, работа «на земле».
И вот в 1957 г. в Борисоглебской больнице появляется молодой хирург Николай Васильевич Чиркунов. В 1963 г. после окончания ординатуры он возглавил хирургическое отделение. При нем строится новый больничный корпус, в котором Николай Васильевич по-хозяйски, с любовью все обустраивает, собирает вокруг себя дружный высокопрофессиональный коллектив, уходит в любимое дело с головой, полностью отдаваясь работе.
В 1985 г. врачу исполняется 60 лет, приходит время пенсии, но такие «горящие» люди сидеть без дела не могут. Николай Васильевич выходит на полставки в поликлинику вести приём и работает ещё шесть лет, пока однажды вечером не случилось несчастья. Январские морозы сковали землю и пожилой мужчина, поскользнувшись, при падении сломал руку, что удивительно, сам оказал себе первую помощь, сам же дошёл до отделения скорой помощи. А потом госпиталь и возвращение домой не потому, что здоров, а потому, что в г. Ярославле врачи сказали, что лечить пациента не чем… Шел 1991 г.! Супруга сама выходила Николая Васильевича, но сил продолжить работу у него не осталось. Может от возраста, но скорее от безысходности и непонимания происходящего в стране. А может, наоборот, от понимания?
Спустя шесть лет, 9 января 1997 г. замечательный хирург, которому сотни людей обязаны жизнью и здоровьем, уходит от нас навсегда. Удивительно, но разговаривая с людьми, я часто слышу фразу: «Хотели ампутировать, но Чиркунов спас!» или такую: «Никто не мог определить, что со мной, а Чиркунов вылечил!» Самой мне не довелось пересечься с этим замечательным врачом, но неизменно теплые и благодарные отзыва знакомых, говорят не только о золотых руках, но и о светлой голове и горячем сердце хирурга.
Юлия Байкина, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский


Выставка «100 лет Борисоглебской больницы». Материалы к экскурсии. Вводная часть...
Выставка «100 лет Борисоглебской больницы». Материалы к экскурсии: «Хранящие жизнь», часть 2.
Выставка «100 лет Борисоглебской больницы». Материалы к экскурсии: «В горниле огненных лет», часть 3.
Выставка «100 лет Борисоглебской больницы». Материалы к экскурсии. Наука сложившихся обстоятельств. Часть 4.

На пороге нового корпуса, 1974 г. 

Хирург оказывает первую помощь

Н.В. Чиркунов у аппарата искусственного дыхания, 1980 гг.

Наградной лист Н.В. Чиркунова, 23 февраля 1944 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий