Страницы

Страницы

пятница, 26 мая 2017 г.

Жданова (Пыхова) Наталия Борисовна (1946-2015). Первые детские воспоминания

В походе. 5-й класс. На привале у речки Пулохмы в лесу. 1957 г. Слева направо: Витя Опарин, (?), Галя Кац, Нина Коровкина, Вова Новиков, Слава Ухабов, Аля Полетаева, Галя Святова, Тамара Зорина, Галя Титова, Ольга Титова, Надя Никонова, Лида Парыгина, (?), Ангелина Титова, Наташа Пыхова (Жданова), Саня Федоров, (?), (?). Фото здесь и ниже: Из семейного альбома Лидии Яковлевны Парыгиной

Ранее здесь были опубликованы воспоминания 
Наталии Борисовны Ждановой (Пыховой) (1946-2015) об учителях Поречья-РыбногоВ этой публикации представлен фрагмент ее дневника, охватывающий первые воспоминания о Поречье-Рыбном, где она родилась и выросла. Воспоминания для публикации предоставили дочери Наталии Борисовны - Юлия и Диана Ждановы.

вторник, 23 мая 2017 г.

Где начинается и где заканчивается археология?


19 мая 2017 г. в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла пятая, заключительная лекция по археологии. Лектор: Иван Владимирович Купцов - хранитель археологической коллекцией музея. В данной публикации И.В. Купцов представил краткие тезисы прошедшей лекции.
Обилие информации, которую в буквальном смысле, из-под земли достают археологи, накапливалось в течение долгих десятилетий. При этом для добросовестного археолога важна даже не столько вещь сама по себе, сколько её ситуационное расположение в системе исторических напластований. Ведь время для археолога материально, оно имеет вид различных по плотности и цветовым оттенкам прослоек почвы, уходящих от современной поверхности в древнюю глубь земли. Многие ученые, аспиранты, студенты, простые добровольцы внесли свой вклад в изучение древнейшего прошлого Ростовской земли.
Еще в дореволюционную эпоху были разведаны и частично изучены некоторые ключевые памятники Ростовской округи, в частности, Сарское городище. По окончании Гражданской войны центром археологических исследований в районе стал Ростовский музей. Под руководством директора музея Д.А. Ушакова в 1925 году было положено начало систематическому изучению археологического наследия.
С тех пор не одно поколение археологов посвятило себя изучению древнейшего прошлого Ростовской земли. Среди них Н.Н. Воронин, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре. Благодаря его изысканиям, нашли свое подтверждение сведения, о существовании в Ростове белокаменного собора, и были составлены его первые графические реконструкции. Д.А. Крайнов, один из крупнейших археологов Советского Союза. Ему принадлежит открытие верхневолжской археологической культуры эпохи раннего неолита. Кроме того, все, что мы знаем на сегодняшний день о фатьяновской культуре, «летучем голландце» эпохи бронзы, обобщено, изучено и издано именно им.
А.Е. Леонтьев на сегодняшний день крупнейший, если не единственный в Европе специалист по археологическому наследию народа меря. К.И. Комаров, выдающийся археолог-разведчик, исходивший пешком всю ростовскую и Борисоглебскую округу. На его счету сотни открытых памятников археологического наследия. Многие другие ученые, аспиранты, студенты, простые добровольцы внесли свой вклад в изучение древнейшего прошлого Ростовской земли.
С давних пор и по сегодняшний день право на проведение археологических работ дает документ, который до сих пор по-старинке называется «Открытый лист». Этот весьма строгий документ - не лицензия и не индульгенция, а разрешение конкретному исследователю определенной квалификации на конкретном памятнике производить условленный перечень работ. Строгость эта вполне оправдана. Ведь любое вскрытие исторически сложившихся культурных напластований ведет к их необратимому разрушению, а, следовательно, к гибели памятника. Проводить работы некомпетентному человеку не просто недопустимо, но и преступно!
Иван Купцов

вторник, 16 мая 2017 г.

«Условие» обучения поварскому мастерству в маклерской книге Ростова 1808 г.

Галантин

В маклерских книгах города Ростова конца
XVIII – начала XIX в. периодически встречаются договоры и контракты, условия между лицами разных сословий на обучение тому или иному ремесленному мастерству: портному, сапожному, столярному, золотарному, иконописному, финифтяному и др. В маклерской книге за 1808 г. отложился договор на обучение поварскому мастерству. Рассмотрим его.
«Условие» датировано октябрем 1808 г. Дата в тексте документа не поставлена. Его заключили «пример майорша» Надежда Николаевна Протасьева и служитель госпожи бригадирши, княгини Натальи Григорьевны Голицыной, Михаил Семенов Кузнецов. Очевидно повар Н.Г. Голицыной. Суть договора в том, что Кузнецов взял у Протасьевой крепостного ее мальчика - Семена Федорова, для обучения поваренному мастерству. Ниже указаны срок обучения - три года с момента заключения договора и цена - 450 рублей (все цифры в документе написаны прописью – А.М.). За это время Кузнецов обязывался выучить мальчика «всему, что сам разумеет». А именно, готовить: разные щи – зеленые и штуфатные, ленивые и суточные. Борщ. Различные супы – белые и красные, желтые и зеленые. Потроха. Разные паштеты и винегреты. Холодные из говядины рулеты, галантины. Соусы – красные и белые, желтые и зеленые. Запечённые разные антреме. Разнообразное жаркое. К супу пирожки, хлебные «колцы», розаны, фигаро. Ракудское место и коричневое место (?). Тертое масло, вафли и бисквиты. «Кропли»(?) разные, миндальные. Шинкованные, рубленые и толченые макароны. Разные «кремипешные», холодные желе и бланманже. Шпик, желе, рыбные столы и грибные папушники. Ситные кренделя. Кислые шти, квасы, меда белые, красные и лимонные. Кроме того, заготавливать соленую рыбу, духовую и провесную солонину, духовую ветчину. Как видим, довольно обширный, разнообразный перечень блюд.
По договору, в начале срока обучения, если Кузнецов замечал, что мальчик к поварской науке не способен, он должен был дать знать об этом его помещице, в течение первых трех месяцев. Одежда и обувь ученика – платье верхнее, нижнее и банное обеспечивались за счет повара – учителя. Оговоренная плата за обучение по согласию сторон была разделена на три части. То есть, Кузнецов должен был получать деньги по 150 рублей при наступлении каждого года.
При заключении договора, «дабы все вышеозначенное с обоих сторон было сохранено нерушимо», стороны решили записать его в маклерскую книгу. Ниже указывается, что в подлинном договоре расписалась Надежда Протасьева, которая и «явила» его 26 октября 1808 г. в Ростове у маклерских дел. В маклерскую книгу подлинник, под №326, записал маклер Алексей Привалов. Подписей сторон под текстом о предъявлении маклеру подлинного договора и получении его обратно нет.
Литература и источники:
Лаврентьева Е.В. Культура застолья XIX века. Пушкинская пора. М., 1999. С. 72-137.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3493. Л. 125-125 об.

пятница, 12 мая 2017 г.

Выездное заседание комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия


Мероприятие Общественной палаты Ярославской области 11 мая 2017 г. было посвящено изучению и вопросам сохранения сельского историко-культурного наследия Ярославской области на примере колокольни в Поречье-Рыбном и дворянской усадьбы Леонтьевых Воронино.

четверг, 11 мая 2017 г.

«Синие колокольчики, белые ромашки, алые маки…»


Письма войны… Они – и память, и реликвия, порой, единственное, что осталось от любимых и близких людей. Иногда военные письма становятся началом невероятной, светлой и трогательной истории.
Сегодня мы впервые публикуем рассказ «О любви», написанный нашей уважаемой и любимой коллегой Еленой Ильиничной Крестьяниновой. Она – дочь фронтовика Ильи Алексеевича Морозова, человека посвятившего всю свою жизнь изучению истории края и Ростовскому музею.
Елена Ильинична достойно продолжает дело своего отца. Ее книги, статьи, литературные труды – серьезный вклад в ростовику, их знают и ценят, и не только ростовцы. И научные исследования, и художественные произведения, созданные ею, читаются на одном дыхании, Елена Ильинична великолепно владеет словом.
Рассказ «О любви» - документальный, основой для него послужили реальные события. Все началось с военных писем…
Алла Виденеева, Надежда Грудцына

среда, 10 мая 2017 г.

Письма военных лет: письма Победы

Илья Алексеевич Морозов, 1945 г.

В мае 1945 года пришла Победа. Это был великий праздник всей нашей страны, выстоявшей и победившей в жестокой войне. Чувство радости переполняло всех. Оно прекрасно выражено в письме Ильи Алексеевича Морозова, отправленном в Ростов 10 мая 1945 года.
Илья Алексеевич Морозов (1924-1987) – краевед, музейный деятель. В 1953-1986 годах он работал в Ростовском музее, посвятив свою жизнь изучению истории нашего города.

Начальная история города Ростова глазами археолога


28 апреля 2017 г. в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла четвертая лекция по археологии. Лектор: Иван Владимирович Купцов - хранитель археологической коллекцией музея. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.

вторник, 9 мая 2017 г.

Письма военных лет: стихи

Мария и Алексей Львовы, 1950-е гг.

Случалось, письма с фронта писали в стихах. Настоящие «письма-поэмы» сочинял Алексей Николаевич Львов для своей жены Маруси и отправлял их в Юрьевскую слободу, что под Ростовом, где стоял и до сих пор стоит их дом. Вот одно из них, датированное 18 апреля 1945 г. – до конца войны оставалось три недели.

понедельник, 8 мая 2017 г.

Письма военного времени: «Скоро выберемся на германскую границу…»

Капитан Ступин Сергей Иванович

Сталинградская битва и битва на Курской дуге привели к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, что характеризовалось изменением в соотношении сил и переходом инициативы к советской армии. Изменились и солдатские письма. В них все увереннее проявляются победные настроения, хотя впереди было еще так много сражений и утрат.

воскресенье, 7 мая 2017 г.

Письма военного времени – к детям и матерям


Все без исключения личные письма – и с фронта, и на фронт - пронизаны заботой о родных и близких.
Это звучит в постоянных извещениях об отправке денег, теплых вещей, продуктов, в вопросах о здоровье, о службе, о работе, учебе и быте родных.
Забота проявляется и в том, что в письмах с фронта и из госпиталей, не желая расстраивать близких, солдаты почти не говорят о собственных трудностях, лишениях и физических страданиях. Бойцы старались щадить души и чувства дорогих им людей, всячески поддерживая добрым словом.
Солдат на фронте понимал, что письмо, которое он пишет сейчас, может оказаться последним воспоминанием, которое сохранится о нем в сердцах его близких и родных.
Пожалуй, самой трогательной была переписка фронтовиков со своими детьми. Вот одно из таких писем.

суббота, 6 мая 2017 г.

«Привет с фронта…». Письма периода Великой Отечественной войны

Письмо военнослужащего Алексея Чернышова  из Брест-Литовска, домой, Ярославская область, Перовский сельсовет, д. Щепачево, отцу Н.В. Черныщову, 8 июня 1941 г. (Лицевая, с адресом) // Собрание ГМЗ «Ростовский кремль»

Военные письма… Уже немало сказано и написано об этих треугольниках и небольших конвертах – листках, написанных карандашом или чернилами, второпях, между делом, или в редкие часы затишья и отдыха. Зачастую они просты и безыскусны, порой наивны, но всегда, и это самое главное, они искренни.
Сколько же писем ходило в войну по стране, и как же их ждали. Как много радости и надежды они несли… В тылу письмо с фронта, написанное родной и знакомой рукой, прежде всего, означало, что сын или муж, отец или брат, ушедшие на войну, живы.
А какими желанными на фронте были весточки из дома с семейными новостями, ежедневными домашними заботами и привычным перечислением родных и любимых имен, передающих «в первых строках письма» обязательные приветы и поклоны.
Не случайно в семьях военные письма всегда хранились как дорогие реликвии. Их перечитывали, их берегли, ими дорожили. А сегодня эти пожелтевшие листки с выцветшими строчками, истрепавшиеся по краям, порвавшиеся на сгибах, являются не только частью истории какой-либо семьи, но и уникальными документами, свидетельствами о жизни людей военного лихолетья.
Эти письма и разные, и очень похожие. И с каждым из них связана своя история…

пятница, 5 мая 2017 г.

«Всё началось с выставки…»

Гостей музейного клуба «Яблочный пирог» Борисоглебского филиала Ростовского музея 5 мая сего года, ожидала встреча с  научными сотрудниками ГМЗ «Ростовский кремль», кандидатом исторических наук Аллой Евгеньевной Виденеевой и Надеждой Владимировной Грудцыной. Они рассказали о собирательской и выставочной работе сотрудников музея по теме Великая Отечественная война и книге «Была война…». Об этом, в музейном блоге, ко дню Великой Победы, пройдет ряд публикаций.

Выставка «Была война...»..Красная палата ГМЗ «Ростовский кремль», 2000-2001 гг.
В 2000 г. в Ростовском музее работала выставка, посвященная 55-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Она называлась «Была война…». Главным действующим лицом выставочного проекта стал Ростов 1941-1945 гг. – маленький, тыловой городок и его жители, воевавших на фронте и трудившихся в тылу.
При работе над выставкой сотрудниками исторического отдела был собран обширный материал о жизни города и ростовцев в годы войны. В конечном итоге, это вылилось в книгу – сборник воспоминаний и документов «Была война…», изданный музеем в 2001 г. (авторы-составители: А.Е. Виденеева, Е.В. Рогушкина, А.Ю. Савина, А.Г. Морозов). Небольшой тираж в 500 экземпляров на сегодняшний день разошелся, сборник является библиографической редкостью.
В книгу вошли:
§   воспоминания жителей нашего города о военных годах,
§   статьи и заметки ростовской газеты «Большевистский путь» 1940-1945 гг.,
§   фронтовые письма, адресованные в Ростов и его окрестности,
§   школьные сочинения 1942 г. и другие документы.
Среди них – заявления жителей п. Борисоглебский о добровольном призыве на фронт.

«Прошу зачислить меня добровольцем…»
Началась война. С 23 июня 1941 г. в стране была объявлена всеобщая мобилизация в армию. Многие пошли на фронт добровольцами.
Перед вами – тексты заявлений двух молодых девушек: Ольги Ефимовой и Елены Барыкиной, с которыми они обратились в Борисоглебский военкомат 17 июля 1941 г.:
«В Борисоглебский райвоенкомат от врача Неверковской больницы Борисоглебского р-на Ярославской области Ефимовой Ольги Григорьевны
Заявление.
Прошу Борисоглебский райвоенкомат зачислить меня добровольцем в ряды Рабоче-Крестьянской армии.
Я молодой врач и хочу все свои знания и силу отдать для того, чтобы наши доблестные бойцы быстрей возвратились в строй на защиту своей родины и с новой силой уничтожили бы зарвавшегося врага.
Я еще раз прошу Борисоглебский райвоенкомат учесть мое заявление и как можно быстрей зачислить меня в ряды Рабоче-Крестьянской армии».

«В Борисоглебский райвоенкомат от фельдшера … Барыкиной Елены Алексеевны…
Заявление.
Прошу райвоенкомат разобрать мое заявление и зачислить меня в ряды нашей славной непобедимой и могучей Красной Армии. Я вместе со своими двумя братьями буду защищать свою Родину от нашествия немецких захватчиков. И если понадобится, не посчитаюсь с жизнью.
Я буду честно и добросовестно выполнять все приказы и задания командования и отдам свои силы и знания на помощь раненым бойцам и командирам. Прошу мою просьбу удовлетворить».
--------
«Была война…» Сборник документов и воспоминаний о Ростове в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов / Сост. А.Е. Виденеева, Е.В. Рогушкина, А.Ю. Савина, А.Г. Морозов. Ростов, 2001. 368 с.; ил.
Алла Виденеева, Надежда Грудцына

Гора святой Марии: снова грабители с металлодетекторами



Только мы посетили Гору святой Марии с Клубом любителей Ярославского края, звонок от местных жителей - на памятнике археологии федерального (того самого, что отождествляется с летописным погостом святой Марии Египетской, 1216 г.) значения много свежих ямок-разрытий,  сделанных "черным копателем" на месте сигнала металлодетектора. Их оказалось несколько десятков! Даже если допустить, что "копатель" ничего не нашел и не увез с собой, эти разрытия заметный ущерб для памятника, ведь в процессе перекапывания разрушается культурный слой (данный памятник никогда не распахивался, как запустел в конце 16 века, так и не подвергался значительным антропогенным воздействиям).

В России поиск и извлечении археологических предметов (древностей возрастом более 100 лет, находящихся в земле), а тем более на памятнике археологии является уголовным преступлением.  



Разрытия, надо отметить, прикопаны: не хотелось привлекать внимание? Или показатель "культурности"?


Т.е., после двухлетнего перерыва, несмотря на строгость законодательства грабители в очередной раз заинтересовались известным памятником. По данному факту направлено заявление в Департамент охраны объектов культурного наследия, который должен обратиться в прокуратуру и полицию для пресечения подобных незаконных работ. 

А нам же и местному населению следует почаще мониторить объекты, глядишь и попадется кто.