Страницы

Страницы

воскресенье, 7 мая 2017 г.

Письма военного времени – к детям и матерям


Все без исключения личные письма – и с фронта, и на фронт - пронизаны заботой о родных и близких.
Это звучит в постоянных извещениях об отправке денег, теплых вещей, продуктов, в вопросах о здоровье, о службе, о работе, учебе и быте родных.
Забота проявляется и в том, что в письмах с фронта и из госпиталей, не желая расстраивать близких, солдаты почти не говорят о собственных трудностях, лишениях и физических страданиях. Бойцы старались щадить души и чувства дорогих им людей, всячески поддерживая добрым словом.
Солдат на фронте понимал, что письмо, которое он пишет сейчас, может оказаться последним воспоминанием, которое сохранится о нем в сердцах его близких и родных.
Пожалуй, самой трогательной была переписка фронтовиков со своими детьми. Вот одно из таких писем.

 1941 г. (?), 1 ноября. Письмо Ивана Малозова своим детям Музе и Шурику.
«1 ноября 7 часов утра.
Здравствуйте, мои любимые детки Шура и Муза, шлю я вам свой родительский привет и желаю вам дальнейшей счастливой жизни, и желаю вам лучших успехов в учебе, чтобы ваши отметки в школе были только на хорошо и отлично.
Уведомляю вас, Шурик и Муза, что я тоже учусь, изучаем военное дело, изучаем новые виды оружия, пулеметы разных систем и минометы, чтобы с новыми знаниями идти на фронт уничтожать подлаго врага - фашизма. А мы скоро поедем, у нас часть людей уже уехала, так что и мы тоже не замедлим.
Шурик и Муза, вы живите спокойно, помогайте маме в домашних делах, чтобы был порядок в доме и около дома, чтобы всегда везде было чисто. Помогайте ухаживать за коровой. Шурик, береги яблонки в огороде, чтобы их не сломали и не съели козы, также и кусты смородины, которые потребуются в дальнейшем.
Кончится война, и я приеду опять домой, и опять будем жить вместе и работать. А война кончится тогда, когда мы полностью уничтожим врага. А мы его уничтожим, потому что у нас армий много, и армия все растет, также растет и вооружение, а враг все теряет свои силы, но (на) это нужно время, время длительное.
Шурик и Муза, вы обо мне не беспокойтесь, моя обязанность – нужно идти защищать родину ради дальнейшей вашей жизни, которая для вас нужна в дальнейшем. Только учитесь лутше, чтобы в дальнейшем улучшить свое положение, также помогайте и маме в домашних делах.
Я докамесь чувствую себя хорошо, здоровье стало лутше, ем хорошо. Докамесь до свидания, писать больше некогда, уходим на занятия.
Ваш папа И. Малозов».

Историки, которые профессионально изучают военные письма, заметили: к середине войны авторы писем с фронта становятся все моложе, на смену 30-40-летним семейным солдатам и командирам, выбитым в большинстве своем в 1941-1942 гг., приходят совсем юные красноармейцы, родившиеся в 1923-1926 гг.
В письмах второй половины войны меняются главные адресаты: в 1943-1945 гг. «помолодевшие» солдаты чаще обращаются к матерям (именно к матерям, а не к отцам или родителям) и к любимым девушкам.

1943 г., 5 февраля. Письмо Василия Тимофеева матери Анне Ивановне и родным в г. Ростов.
«Привет с хутора Пичугин!!! Здравствуйте, мои дорогие родители мама, папа и дорогая сестренка Валя.
Шлю я вам свой пламенный красногвардейский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Сообщаю вам, что я в настоящее время нахожусь в хуторе Пичугине Ростовской области, а почему я здесь оказался - в виду того, что я 2-го февраля 1943 года в бою за хутор Сорокино, который расположен в 30 км от города Ворошиловграда был ранен в левое плечо разрывной пулей. Рана не опасна, пуля порвала только мышечную ткань, кость, т.е. лопатка осталась цела. Сейчас еду в госпиталь, но куда – не известно. В госпитале полежу, ну самое многое – с месяц, а там обратно на передовую на передовую, что бы гнать дальше на запад немецкую мразь.
Со мной вместе в этом бою за Сорокино участвовал и мой бывший товарищ и друг Витя Коромыслов. Но его судьба окончилась более хуже, чем моя. Его ранило первым из роты, рана была в спину и пуля вышла в живот. Когда я тоже раненый пополз в тыл, он еще дышал, но здесь не было ни одного санитара, чтобы подобрать его. После, когда я уже добрался до сан.части, я узнал, что он умер там, на поле боя. Где его похоронили, я сообщить не могу, потому что в ночь 3 февраля нас увезли дальше в тыл. Сообщите эту печальную весть его родителям.
Ну, пока жив, но не совсем здоров. Ваш сын Василий.
Передайте всем моим родным и знакомым по большому пламенному привету. До свидания. Вася.
Адресу нет. 5 февраля 43 г

Алла Виденеева, Надежда Грудцына

Комментариев нет:

Отправить комментарий