Страницы

Страницы

воскресенье, 30 апреля 2017 г.

К анализу одной фотографии Поречья-Рыбного 1914 г. из альбома Н.А. Бычкова


В данной публикации проанализируем фотографию из семейного фотоальбома Бычкова НиколаяАлександровича. Альбом был обнаружен совсем недавно в Борисоглебском районе Ярославской области, в селе Вощажниково, на чердаке дома (бывшего) Бажулиных на улице Новой.
Село Поречье-Рыбное в данном альбоме представлено пятью фотографиями, датированными 1914 г., которые занимают целый лист (Л. 3 об.). Рассмотрим фотографию, подписанную Н.А. Бычковым, как «Базарная площадь со 2-го яруса колокольни». Бумага, картон, фотопечать. Размер фотографии: 11х6,4 см. Наклеена на лист альбома. Обведена и подписана чернилами фиолетового цвета. Обрезы неровные. Потертости, загрязнения в верхней части. В целом, это один из редких частных снимков, сделанных с колокольни. Выделим изображения отдельных объектов, начиная с переднего плана, затем, слева направо.


среда, 26 апреля 2017 г.

Резное панно «Георгий Победоносец» борисоглебского мастера Алексея Пичугина

Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" Борисоглебского филиала Ростовского музея 21 апреля сего года, ожидала встреча с  произведением народного мастера Алексея Пичугина. Гостям представлено резное панно «Георгий Победоносец» (1985-1986 гг.) Борисоглебский район, дер. Березники дерево, масло. 35х27,5х4,2. О музейном предмете и мастере рассказала Ирина Зауриевна Зубец - кандидат искусствоведения, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника.

Этот удивительный экспонат был сотворен человеком, с непростой судьбой – А.Г. Пичугиным. Алексей Гаврилович - известный народный мастер, резчик по дереву. За свою творческую жизнь создал сотни работ. Многие – в крупных музеях нашей страны и Зарубежья. Все его творения отличаются редкой теплотой, энергией, нестандартностью.
Среди работ А. Г. Пичугина много авторизованных копий классических произведений живописи - «Боярыня Морозова», «Последний день Помпеи», иллюстрации к произведениям литературы, натюрморты, жанровые композиции, есть и автопортрет.
А.Г. Пичугин - родился в 1909 году, в крестьянской старообрядческой семье, где прошел суровую школу воспитания в вере и терпении. После окончания педагогического в 1932 был направлен в сельскую школу Борисоглебского района, учителем русского языка и литературы, где и трудился до Великой Отечественной войны. Получив тяжелое ранение на фронте в 43-м году, попал в плен. Прошел все тяготы и лишения немецкого концлагеря.
После освобождения и Победы, вернулся домой. Снова в школу – директором, но1950-м был репрессирован по доносу и опять попал в лагерь, теперь уже советский ГУЛАГ за то, что был в немецком плену. В 57-м вернулся на прежние места: работал учителем, инспектором, вел кружок резьбы по дереву.
В 60 лет вышел на пенсию, и посвятил все свободное время созданию полихромных рельефов из дерева, украсив ими все стены своего дома. Тот свет души, который Пичугин пронес через все испытания, сохранили и его произведения. Они наполнены энергией красоты, которую можно почувствовать только в творениях настоящего мастера. Одна из таких работ – «Георгий Победоносец».
Святой великомученик Георгий издавна почитается русским народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в народной культуре. Воины считают его своим заступником и покровителем, за особую храбрость их награждали орденом Святого Георгия, который до 1917-го оставался самой почётной воинской наградой.
В народной культуре святого величали «Егорием Храбрым» и считали покровителем земледелия и скотоводства. В крестьянском календаре Егорий Вешний - 6 мая - считался окончательным сроком наступления весны. На Егория начинали распахивать землю, первый раз выгоняли в поле скот, а перед севом и выгоном устраивали крестный ход с иконами и хоругвями святого. Георгий Победоносец и в наши дни продолжает помогать воинам и мирным гражданам, нуждающимся в помощи и спасении, за что его почитает весь христианский мир.
Ирина Зубец

Мир и меря


14 апреля 2017 г. в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла третья лекция по археологии. Лектор: Иван Владимирович Купцов - заведующий археологической коллекцией музея. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.

четверг, 20 апреля 2017 г.

Об устройстве серебренных царских врат в храме Никиты мученика Поречья-Рыбного

Степанов А.А. Иконостас Никитской церкви с. Поречье. кон. ХIХ в.
Собрание музея-заповедника «Ростовский кремль». 16,1 х 23,1 см
Краевед Андрей Александрович Титов (1844-1911) в своей работе «Ростовский уезд…», довольно подробно характеризует богатство храмов села Поречья-Рыбного. Среди материальных и художественных ценностей зимнего храма великомученика Никиты он выделил серебренные, вызолоченные через огонь царские врата большого размера, с превосходно вылитыми из серебра же изваяниями евангелистов и указал их вес – 2 пуда 20 фунтов, 80 золотников. Эти серебренные царские врата хорошо видны на фотографиях иконостаса зимней церкви конца XIX – начала XX в.
В маклерский книге города Ростова за 1824 г. отложился контракт, связанный с заказом на изготовление данных царских врат. Рассмотрим его.
Контракт датирован 29 февраля 1824 г. Его заключили, с одной стороны, Ярославской губернии, города Углича, мещанин Михаил Александров Хорхарин, а с другой - Ростовской округи, вотчины Его Сиятельства графа Владимира Григорьевича Орлова, села Поречья бурмистр Дмитрий Панкратьев Бочагов и поречский крестьянин Иван Борисов Лалин. Отметим, что только отчество графа Орлова дано, как «…вич». Отчества мещанина и крестьян написаны, как: «…ов».
Документ изложен от имени Хорхарина, который подрядился сделать в храм Никиты мученика села Поречья, по избранному заказчиками рисунку, Царские врата. Должной пробы, серебренные, по золоту чеканные, цельные, с накладными колоннами в приличных местах; стройной, лучшей работы, как в чеканке, так и в позолоте. Изготовление врат оплачивал, «на собственный кошт», крестьянин И.Б. Лалин.
В тексте контракта указывается, что примером для мастера в уровне искусства работы должны были служить им же сделанные ризы, на иконы Христа Спасителя в Ростовском Успенском соборе. По своей конструкции врата изготавливались на медных рамах. Вес белого серебра, кроме рам, должен был составить не более 2 пудов 15 фунтов, ценой за каждый пуд по 5000 рублей. Золота предполагалось употребить на золочение, за каждый золотник по 20 рублей, на сумму до 3000 рублей. Все суммы в тексте указаны прописью. По своим габаритам новые врата в длине и ширине должны были соответствовать старым вратам, размер которых не указан. Упомянутые медные рамы мастер должен был изготовить на свой кошт, не требуя за них никакой платы.
На изготовление царских врат мастеру отводилось 5 месяцев с момента заключения контракта. При его подписании Хорхарин получил от крестьянина И.Б. Лалина и бурмистра Д.П. Бочагова задаток в сумме 2000 рублей. При доставке врат в Поречье мастер получал от Лалина еще 1000 рублей. Затем, при установке, еще 9000 рублей, а последнюю сумму – по расчету, от бурмистра Бочагова или другого лица, «кому им приказано будет». Стороны обязались соблюдать условия контракта «свято и нерушимо».
Подписи в контракте М.А. Хорхарин и поречский бурмистр Д.П. Бочагов поставили «своеручно». За крестьянина И.Б. Лалина, по причине весьма плохого его зрения, по его просьбе, расписался церковный староста Поречья-Рыбного, крестьянин Василий Федорович Рогов. 3 марта 1824 г. стороны явили контракт в Ростове у маклерских дел. После записи текста контракта в маклерскую книгу под №184 подлинный документ получил к себе на хранение бурмистр Бочагов. Ниже стоит подпись маклера «Н…ев» [неразборчиво – А.М.], а также бурмистра Бочагова в получении к себе подлинника.
Таким образом, обнаружен датированный 1824 г. текст контракта, который раскрывает создание важного элемента иконостаса – Царских врат, в одном из богатейших храмов Ростовского уезда – Великомученика Никиты, в крупном, торгово-промышленном селе Поречье-Рыбном. Использование при изготовлении врат такого количества серебра и позолоты говорит о богатстве местных крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами. Наконец, в тексте документа прямо указан благотворитель, жертвователь на устройство врат – поречский крестьянин Иван Борисович Лалин, находившийся, очевидно, в преклонном возрасте.
В январе 1930 г., при закрытии церквей, как свидетельствует снимок ростовского фотографа С.Ф. Агафонова, данные царские врата были утрачены.
Источники:
Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 144.
РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1190. Л. 30.

понедельник, 17 апреля 2017 г.

Сотрудники Ростовского музея на научных чтениях «Книжная культура Ярославского края» в Ярославской областной библиотеке им. Н.А. Некрасова


C 11 по 18 апреля 2017 г. в Ярославской областной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова проходит ежегодная выставка-ярмарка «Книжная культура Ярославского края», которая в нынешнем году стала юбилейной, двадцатой по счету.
По сложившейся традиции, в эти дни в библиотеке работают книжная выставка и книжная ярмарка, устраиваются встречи с читателями и презентации новых изданий. Организуются научные чтения, на которых исследователи книжной культуры обсуждают вопросы источниковедения, книговедения и археографии.
В 2017 г. Межрегиональная научная конференция «Книжная культура Ярославского края» состоялась 10-11 апреля. В ее работе активное участие приняли сотрудники музея «Ростовский кремль», представив следующие доклады:
Александр Гаврилович Мельник, к.и.н., заведующий архитектурным отделом
Житийные иконы ростовских святых XVI – XVIII веков
Ярослав Евгеньевич Смирнов, к.и.н., заведующий редакционно-издательским сектором
А.И. Кельсиев и его «Записка об обоснованиях деятельности и проект устава Историко-этнографического музея в г. Ростове Ярославской губернии» (к истории создания и публикации)
Татьяна Владимировна Колбасова, заведующая Картинной галереей
Русский религиозный лубок XVIII - нач. XX вв. из собрания А.А. Титова в коллекции Ростовского музея
Алла Евгеньевна Виденеева, к.и.н., Надежда Владимировна Грудцына, старшие научные сотрудники исторического отдела
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в периодической печати: обзор публикаций 1991-2009 гг.
Надежда Владимировна Грудцына, Алексей Геннадьевич Гуменюк (г. Санкт-Петербург)
«Ерофей Огороднов «Моя жизнь»: История одной семьи
В завершающий день конференции, 12 апреля, вечером, в библиотеке состоялась презентация новой книги петербуржца Алексея Геннадьевича Гуменюка – исследователя истории крестьянского рода Огородновых, который был связан с Ростовом. В презентации книжного издания участвовала Надежда Владимировна Грудцына.
Великие села земли Ярославской, они заслуживают серьезных исследований и изданий. Таким ощутимым вкладом в историю нашего Ярославского края стала книга «Села Великого Крестьяне», изданная в 2017 году в Санкт-Петербурге. 12 апреля в Областной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова состоялась её презентация. Издание представил автор-составитель Алексей Гуменюк.
«Села Великого Крестьяне» - поистине народная книга. Значительная её часть – это воспоминания великосельских крестьян, С.Д. Пурлевского и Е.И. Огороднова. Мемуары первого – «Воспоминания крепостного», охватывают историю села 1 пол. XIX в. Они представлены в книге как репринт первого издания рукописи бывшего бурмистра села, состоявшегося в журнале «Русский вестник» (1877, №№ 7,9).
Воспоминания Е.И. Огороднова в деталях рисуют картину жизни не только автора и его семьи на протяжении кон. XIX – 1 пол. XX вв., но и гг. Ростова, Иваново, а, главное, с. Великое. Ерофей Иванович навсегда сохранил любовь к своей малой родине.
В книге впервые опубликованы более ста редких фотографий из архивных, музейных фондов, из семейных архивов, а также интересные и важные документы – «Купчая крепость на село Великое и Плещеево 1780 г.» и «Подворная опись Крестьянам Села Великого» 1853 г., обнаруженные в Российском государственном историческом архиве А.Г. Гуменюком. Алексея Геннадьевича, по праву можно считать ярославским краеведом, историком с. Великое и удивительного рода Огородновых, выходцев из знаменитого села. Вдвойне отрадно, что в этом народном издании приняли участие великосельские краеведы – подлинные энтузиасты, неутомимые, неравнодушные люди - Галина Николаевна Сутугина, Татьяна Анатольевна Басова и многие другие, а также юные великосёлы, учащиеся местной школы А. Павлова и Д. Калистратова.
Книга «Села Великого Крестьяне» была издана при поддержке депутата Ярославской областной думы Н.И. Бирука и главы администрации Великосельского сельского поселения Г.Г. Шемета, что ещё раз доказывает её народный характер.
В книгу также вошёл документ, хранящийся в ГМЗ «Ростовский кремль» и опубликованный в 2013 г., – «ОписаниеРостовской ярмарки», сделанное в 1927 году учащимся девятилетки (Гимназия имени А.Л. Кекина) Михаилом Огородновым, сыном Ерофея Ивановича Огороднова. автора воспоминаний «Моя жизнь».
Книга «Села Великого Крестьяне», по большей части документальная по характеру, интересна и полезна для всех интересующихся историей страны и земли Ярославской, она рассчитана и на широкий круг читателей, и на специалистов.
Доклады библиотечных научных чтений 2017 г. в следующем году будут опубликованы в сборнике статей и материалов «Книжная культура Ярославского края».
Алла Виденеева, Надежда Грудцына

среда, 12 апреля 2017 г.

Фотоальбом учителя Н.А. Бычкова


В первой, вводной публикации Светлана Алексеевна Лапшина - краевед из пос. Борисоглебский и Светлана Валерьевна Фадеева - заместитель директора Вощажниковской школы сообщили о значимой находке - семейном фотоальбоме Бычкова Николая Александровича. Альбом был обнаружен совсем недавно в Борисоглебском районе Ярославской области, в селе Вощажниково, на чердаке дома (бывшего) Бажулиных на улице Новой.
В данном сообщении представлен сам фотоальбом, его музейное описание, иллюстрации. Итак, размеры альбома. Корки: 25,8х12,3 см. Листы альбома: 24,4х12 см. Картон, ткань, бумага, фотография, склейка, переплет, надписи. Всего в альбоме 27 листов. Сохранность – ближе к неудовлетворительной. Расслоение верхней корки. Замины, утраты углов, надрывы листов. Листы 12-14 выпадают. Фотографии очень разного, нестандартного формата и размера: 8х9 см, 11х7,6 см, 6,7х10,4 см, 11х5,8 см, 11х3,8 см и др. Наклеены на листы и обведены чернилами синего цвета. Часть фотографий до 1917 г. из альбома была удалена, очевидно самим автором. Однако по контурам обвода фото и подписям можно судить о том, что они здесь бытовали. На их место в 1930-е гг. были наклеены другие фотографии.
Практически все фотографии автором, Н.А. Бычковым, подписаны и в основном датированы. Самая ранняя дата в альбоме – 5 июля 1909 г. Пароход на Волге. Период, когда владелец альбома учился в Угличской Новинской учительской семинарии. Самая поздняя дата – 25 мая 1951 г. Фотография, подписана как «Леша Чечурин». На ней мальчик и девочка на стуле, в послевоенном селе Высоково. В альбоме, географически и тематически, прослеживаются основные вехи жизни Николая Александровича Бычкова. Учеба в Новинской семинарии в Угличе (1911 г.). Экскурсии на Кавказ. Поездки по Волге. Работа в 2-х классном Министерства Народного просвещения училище в селе Поречье-Рыбном (1914 г.). Работа в Вощажниковской сельской школе (1917-1919 гг.). Семеновская начальная школа Борисоглебского района (1930-е гг). Образовательная, общественная, колхозная и культурная жизнь в сельской глубинке Борисоглебского района (1930-1940-е гг.). Коллеги, отдельные классы и ученики, здания школ, деревенских домов, улиц и праздников. Семейные фотографии – жены, сына, ушедшего из жизни в подростковом возрасте.
В целом, альбом является большой, краеведческой, музейной ценностью. Поскольку через частные фотографии их автора, владельца, раскрывается его повседневная жизнь в профессиональном, общественном и семейном ракурсе, в селах и деревнях Ростовского уезда, Борисоглебского района, за достаточно большой, около 40 лет, период времени, с 1909 по 1951 гг. Многие фотографии альбома уникальны. Например, пять фотографий села Поречья-Рыбного, датированных апрелем 1914 г. Такие «виды» более не известны. Так, на фотографии весеннего разлива, в апреле 1914 г. на центральной, торговой площади Поречья – видна каменная часовня святого благоверного князя Александра Невского (1889 г.), что подтверждает сообщения из устных источников - воспоминания о часовне… Думается, при дальнейшем детальном анализе фотографий альбома Н.А. Бычкова нас ждет еще немало открытий.

понедельник, 10 апреля 2017 г.

Об устройстве курантов на колокольне Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря

На колокольне Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Фото: В.А. Абрамов
В своих воспоминаниях крестьянин села Угодичи А.Я. Артынов писал, что архимандриту Яковлевского монастыря Апполинарию Пулашкину хотелось устроить в обители колокольные часы, но он не мог найти для этого хорошего мастера. Отец Артынова, хорошо знавший архимандрита, рекомендовал ему часового мастера родом из города Серпухова Дмитрия Иванова Савостина, проживавшего тогда в городе Тихвине, изготовившего часы в Тихвинском большом монастыре. «Он сделал их весьма прочные и верные, бившие в колокола минуты, четверти и часы. Они каждую четверть часа выигрывали на подобранных колоколах следующие куранты: «Кто-то может убежати смертный час: ни царь, ни князь, ни воин, ни пастух». Для механизма этих часов ниже колоколов была устроена теплая комната; из этой комнаты мастер сделал привод, которым приводились в движение часовая и минутная стрелка на циферблате. В Ростов Савостин приехал с женой и сыном; устроил по условию часы, существующие и в настоящее время на колокольне Яковлевского монастыря, потом устроил часы в селениях: Поречье-Рыбном и Вощажникове».
О курантах на колокольне села Поречья-Рыбного писал А.Г. Морозов. Напомним, что контракт об устройстве часов на никитской колокольне в Поречье отложился в маклерской книге города Ростова, изложен от имени Дмитрия Савостина, датирован 23 марта 1806 г. Таким образом, воспоминания А.Я. Артынова по Поречью подтвердились архивным, нотариально составленным документом.
В том же источнике, а именно в маклерской книге города Ростова, 22 марта 1808 г. отложился контракт, касающийся устройства часов на колокольне Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Контракт заключили Тульской губернии, города Алексина часовых дел мастера Дмитрий Васильев Савостин, его сын Иван Дмитриев и архимандрит упомянутого монастыря Апполинарий.
Итак, отец и сын Савостины договорились с архимандритом вместо имевшихся на монастырской колокольне боевых часов, пришедших от давности лет в неисправность, сделать новые куранты. Механизм новых часов должен был заводиться один раз в неделю. Предполагалось, что восемь «колокольцов» будут отбивать четверти часа, а девятый – боевой, очевидно, в один удар. Круг или циферблат с двумя железными стрелками, часовой и минутной, устанавливался на ту сторону колокольни, что была обращена к монастырю. При этом, оговаривалось, что по возможности, мастера установят такой же циферблат на северной стороне колокольни – обращенной к городу. Стрелки и «литеры цифирные» на циферблатах мастера должны были вызолотить своим собственным листовым червонным золотом. Из деталей механизма часов - три «колеса» и гнезда, мастерам предписывалось сделать из меди. В контракте достаточно жестко, в двух местах текста, прописано, что мастера должны делать куранты из своих собственных материалов, не требуя ничего от монастыря. Даже уголь для кузницы они обязались покупать за свой счет. Однако монастырь предоставлял Савостиным свою кузницу. Для проживания, мастерам с рабочими людьми в обители отводилась квартира, которая, по условиям, отапливалась монастырскими дровами.
Приступить к работе мастера обязались 1 мая 1808 г. Окончательную отделку и запуск курантов они предполагали закончить в годичный срок. За использованные при устройстве часов материалы: железо, медь и сталь монастырь выплачивал Савостиным 850 рублей. Сумма записана в тексте прописью. Отметим, что за устройство курантов в Поречье мастера, двумя годами ранее, получили 1200 рублей. На закупку материалов монастырь выдал мастерам задаток, 250 рублей. Остальные деньги предполагалось выдавать по усмотрению сделанной ими работы. В целом, Савостины обязывались создать часы точными, исправными и навсегда прочными. Специальная оговорка предполагала привлечение мастеров к ответу, при различного рода неустойках.
В контракте, за себя и за своего отца, Дмитрия Савостина, по его неграмотности и просьбе, а также в получении от монастыря задатка в сумме 250 рублей, «своеручно» расписался Иван Дмитриев Савостин. В тот же день, 22 марта 1808 г. маклер Алексей Привалов записал контракт в маклерскую книгу под №126. Текст написан скорописью, чернилами коричневого цвета. Ниже, под текстом контракта, в маклерской книге следует подпись, сделанная черными чернилами, свидетельствующая, что подлинный контракт явил и к себе обратно получил архимандрит Апполинарий.
Таким образом, еще одно воспоминание крестьянина А.Я. Артынова, об устройстве курантов в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, нашло свое документальное подтверждение. В то же время, как уже отмечалось в статье о курантах Поречья-Рыбного, в воспоминаниях есть ряд неточностей или расхождений. Отчество часового мастера Дмитрия Савостина: не Иванович, а Васильевич. Родной город Савостиных и город их проживания, из которого они прибыли в Ростов. Теперь очевидно, что сначала Савостин сделал куранты в селе Поречье. И лишь потом, через два года - в Спасо-Яковлевском монастыре.
Литература и источники:
Морозов А.Г. Куранты села Поречья-Рыбного Ростовского уезда // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2013. С. 70-73.
Воспоминания крестьянина села Угодичи Ярославской губернии Ростовского уезда Александра Артынова / Предисл. А.А. Титова. М., 1882. С. 21 – 22.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3445.
Там же. Д. 3493.

воскресенье, 9 апреля 2017 г.

О росписи купеческого приданого

Максимов В.М. «Шитьё приданого» (1866)
Приданое - важнейший фактор выбора невесты. Издревле приданое для дочери начинали готовить едва ли не со времени ее рождения.
18 февраля 1808 г. в маклерскую книгу города Ростова была записана роспись приданого. Ее сделал для своей внучки – Ольги Леонтьевны Пузовой, ростовский купец Андрей Иванович Борисовский. Сначала перечислены иконы. Первые четыре в списке - в серебренных окладах: образы Спасителя и Рождества Христова, Владычицы (с жемчугом) и Всем Скорбящих. Далее следуют две иконы разных угодников, без окладов, с жемчугом в 25 золотников. Всего шесть икон. Затем в росписи указывается, что перстней и сережек дано на 60 рублей.
Ниже в тексте, в том же общем списке, перечисляется довольно обширный ряд из одежды. Открывает его верхняя одежда: епанечка бархатная, с хвостами на собольих лапках; епанечка штофная с хвостами; два тулупа штофных; один тулупец гарнитуровый; полушубок штофный с золотом; два полушубка штофных; полушубок белокосовый; два полушубка атласных. Всего, две епанечки, три тулупа, шесть полушубков, с мехом, разной ткани и покроя.
Далее перечислены юбки: штофная, французская, просто штофная и киноватная; две юбки стеганные шелковые; юбка с выбойками стеганная. Среди юбок упомянута ферязь, обшитая серебренным позументом. Ниже, мантелья (манто) с блондами. Несколько платьев: «объяринное», четыре пары ситцевых, два платья миткальных и вновь две юбки сицевых. Белья, очевидно нижнего, на 250 рублей. Платков – на 100 рублей. Все суммы в тексте росписи указаны прописью.
Затем перечислен постельный набор. Открывает его постель пуховая, шесть подушек в изголовье, две наволочки тарлатановые (?) и ситцевые; занавес полу ситцевый и одеяло ситцевое, полустеганое. И «по мелочи» - на 100 рублей.
Сверх перечисленного приданого ростовский купец наделял свою родную внучку денежной суммой в 3000 рублей. Эти деньги Ольга Леонтьевна должна была получить в Москве, из собственного капитала деда, от его родного племянника – Ивана Ивановича. Фамилия его не указана. Ниже следует оговорка деда, что после его смерти и выдачи всего по данной росписи, внучка – Ольга Леонтьевна не имела на его наследство более никаких прав. Ей следовало довольствоваться вышеупомянутым награждением.
Под документом за ростовского купца Андрея Ивановича Борисовского, по его неграмотности и по его просьбе, расписалась родная племянница, Татьяна Ивановна Борисовская. Ниже указывается, что Ольга Леонтьевна перечисленным награждением довольна и из названной суммы получила 1000 рублей. Остальные 2000 рублей должен был получить ее муж – Илья Иванович Щапов.
В тот же день, 18 февраля 1808 г. данная роспись приданого была явлена в Ростове у маклерских дел. В маклерскую книгу под №52 ее внес маклер Алексей Привалов. Здесь же он указал, что за купца Андрея Ивановича Борисовского, по его неграмотности и по его просьбе, расписалась родная племянница, Татьяна Ивановна Борисовская. Еще ниже, другим почерком значится, что подлинный документ с росписью приданого получил для отдачи своей жене, ростовский купеческий сын Илья Иванович Щапов, «в чем и расписался».
Источники:
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3493. Л. 43-43 об.
См. также:
Александр Морозов. О купеческом приданом // Ростовская земля. История и культура. [Блог] 2 апреля 2015.
Александр Морозов. О мещанском приданом // Ростовская земля. История и культура. [Блог] 13 июля 2015.

Штоф – шелковая декоративная гладкокрашеная, комбинированного переплетения ткань с рисунком. В переводе с немецкого «штоф» означает «ткань, материя, вещество». Шелковые штофные ткани стали популярны в XVIII в. Шелковый материал использовали и для изготовления одежды. Материал, из которого шили одежду, отличался от штофа, которым обивали стены. Для изготовления платьев и юбок применяли тонкий специальный штоф, а для оформления интерьера – плотный. Штоф может быть какого угодно цвета.
Гарнитуровый -искаженное "гродетуровый", т. е. из плотной одноцветной и почтине мнущейся шелковой ткани (название происходит от французского города Тур, где впервые сталипроизводить эту ткань).

четверг, 6 апреля 2017 г.

Борисоглебский музей в середине 1950-х годов: "Дело Карасевой" в Государственном Музее архитектуры имени Щусева

Сведения из Госкаталога, точнее – госкаталожные сведения о собрании Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева – пополнили мои знания об истории существования музея в стенах Борисоглебского монастыря. А именно – об завершении «первого карасевского периода» и переходу ко «второму КП».
Объясню, что имею в виду под таким названием.

Мария Николаевна Карасева работала в Борисоглебском музее, как известно, с 23.06 1941 года по апрель(?) 1954 года. В качестве обоснования фактов ссылаюсь на себя (Мельник Л.Ю. К истории Борисоглебского музея // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1991. Вып. 1. С. 120-131), а не на О.Н. Залыгалову (Мария Николаевна Карасева и народный музей Борисоглеба // История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 6-15), поскольку последняя статья хотя и содержит приведенную здесь дату, 23 июня 1941 г. со ссылкой на Борисоглебский муниципальный архив, но текст при этой ссылке есть прямая цитата из моей работы.
Это и есть «первый карасевский период». Второй характеризуется созданием Борисоглебского народного музея.

среда, 5 апреля 2017 г.

Ростовские мотивы в Дармштадте

В 1899 году в Дармштадте (земля Гессен, Германия) построили церковь во имя св. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Александровны (1824-1880). Высочайшего утверждения удостоен был «проект на мотивы церквей XVII века (Ярославских и Ростовских)», автором которого выступил Л.Н. Бенуа (журнал «Зодчий, 1900, № 1). Закладка совершилась в присутствии императора 3 октября 1897 года. Л. Бенуа в начале 1900 года опубликовал в «Зодчем» обзор строительства здания. Он отмечал, среди прочего: «Барабаны, напоминающие своим построением барабан церкви Спаса на Сенях в Ростове, вышли очень удачны по линии и украшены богатыми маиоликами».

Когда металл заменил камень. Лекторий по археологии в Борисоглебском филиале музея


31 марта 2017 г. в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла вторая лекция по археологии. Лектор: Иван Владимирович Купцов - заведующий археологической коллекцией музея. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.

воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Договор домашнего обучения детей грамоте, 1799 г.


В маклерских книгах города Ростова конца XVIII- начала XIX в. редко, но встречаются тексты договоров на домашнее обучение грамоте, обычно детей дворян и богатых купцов. Рассмотрим один из таких документов.

суббота, 1 апреля 2017 г.

Ростов и Ростовский уезд: юбилеи 2017 года

Открывают перечень юбилеи, для которых не установлено точных, до дня или месяца, дат. Далее перечисляются, с разбивкой по месяцам, даты уточненные, до месяца или дня. В этой части сведения приведены по хронологии в каждом времени годы. Для событий до 1 февраля 1918 года даты даны по старому стилю без примечаний.

165 лет прошло с изготовления последнего в XIX веке подробного плана Ростова (1852).
160 лет назад (1857) в Ростове И.И. Хранилов основал частную домашнюю библиотеку «для чтения», открытую для посетителей. Гостям предлагались «за умеренную плату 5-6 журналов и несколько газет».
150 лет 1867 В Ростовском Белогостицком монастыре устроена церковь во имя Казанской иконы Божьей матери.

Рукописи из Ростова и Ростовского уезда в собрании Музея музыкальной культуры имени Глинки

В Госкаталоге, в собрании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, увидела целую коллекцию музыкальных рукописей, которую можно назвать ростовской – почти все они имеют отношение к Ростову или его уезду.


В записях на рукописях перечислены находящиеся в городе Борисоглебская церковь и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь; села Гуменец, Поникарово, Зверинец, упомянута Троицкая церковь села Зверинца. В записях фигурируют Михайло Яковлев, иконописец Степан Васильев Ликинский, священники Иван Иванов, Симеон Алексеев и Николай Чуфаровский, крестьяне Иван Иванович Маринин большой и Леонтий Васильевич Маринин.
В обзор включена также рукопись, происходящая из села Карагочева Петровского уезда Упоминание уезда, существовавшего очень непродолжительное время, позволяет сузить датировку рукописи до времени между 1777 и 1796 гг. Рукопись содержит упоминание двух человек: дьячка Антона Никитина и пономаря Стефана Красотина.