Страницы

Страницы

среда, 5 апреля 2017 г.

Когда металл заменил камень. Лекторий по археологии в Борисоглебском филиале музея


31 марта 2017 г. в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла вторая лекция по археологии. Лектор: Иван Владимирович Купцов - заведующий археологической коллекцией музея. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.
Главным результатом улучшения качества жизни в финальном неолите становится демографический подъем со всеми вытекающими кризисными последствиями. Снова человек должен был найти способ интенсификации своего хозяйства. Таким способом стало использование предметов из принципиально нового материала – металла. Первым металлом, который был открыт и освоен человеком, была медь и её сплавы – бронза. До этого момента человечеству не было известно материала прочнее кремня. Более совершенные по форме орудия и оружие позволили во много раз увеличить производительность труда и, как следствие, качественные показатели уровня жизни.
Некоторые исследователи предполагают, что выплавка бронзы была освоена еще племенами финального неолита, но их оппоненты доказывают, что местные племена позаимствовали эти технологии у своих соседей-пришельцев.
Пришельцы эти были не с другой планеты, а, по всей видимости, из Северо-западной Европы, хотя по уровню развития материальной культуры они значительно превосходили местные племена. Это был один из самых загадочных народов, обитавший в наших краях в первой половине 2 тысячелетия до н. э., по выражению одного из археологов, «летучий голландец» эпохи бронзы. В науке его следы получили название фатьяновской культуры. До сих пор доподлинно неизвестно, откуда пришли фатьяновцы на рубеже 3-2 тыс. до н. э. и куда они через пятьсот лет делись.
Большинство из того, что археология может на сегодняшний день рассказать о фатьяновцах, основано на материалах их погребений, включающих в себя, помимо прочего, погребальный инвентарь. Эти племена не оставили после себя поселений – по всей видимости, они вели кочевой образ жизни и основным занятием этих людей было скотоводство. Отличались они от местного населения не только способом хозяйствования, но и внешним обликом. Своеобразные керамические сосуды – характерный признак фатьяновской культуры. Шарообразные по форме, они также украшены ямочным и гребенчатым орнаментом. Если перевернуть такой сосуд и рассмотреть его днище, то там обнаружится изображение солнца. Солярный орнамент – признак культуры, для носителей которой солнце имело жизненно важное, а потому священное значение.
Для археологов другим характерным и ярким признаком фатьяновской культуры стали их знаменитые топоры. До сих пор на территории Ивановской, Ярославской и Владимирской областей нет-нет, да и обнаруживают во время пахотных работ гладко ошлифованные камни с просверленными отверстиями посередине. В экспозиции Ростовского музея представлены образцы многих типов фатьяновских топоров. Здесь же, кроме типичных, есть и уникальные экземпляры: с нервюрным орнаментом и с обухом в виде головы медведя. Каждый из представленных топоров изготовлен из шлифованного камня. На отшлифованной поверхности некоторых экземпляров мы видим искусно выполненную имитацию литейного шва.
Форма и размеры фатьяновских топоров заставляют предположить, что их основным предназначением было боевое применение. Однако, по всей видимости, взаимное сосуществование охотников, носителей поздненеолитической волосовской культуры и кочевников-фатьяновцев было мирным: слишком разные хозяйственные сферы, а, следовательно, социально-экологические ниши они занимали.
Так или иначе, но к концу 2 - началу 1 тыс. до н. э. народы, носители фатьяновской и волосовской культуры, почти одновременно исчезают. Им на смену появляется новое население, чье материальное наследие существенно отличается. По предположению некоторых ученых, носители этой культуры могли быть субстратным населением, то есть, этническими «наследниками» волосовцев и фатьяновцев.
Традиции раннего железного века представлены на Ростовской земле наследием дьяковской археологической культуры. Железо – еще более прочный материал, чем бронза. Его освоение связано с подобным же циклическим кризисом производства и потребления, как и в моменты предыдущих цивилизационных скачков. Разница лишь в том, что с тех пор и до сегодняшнего дня эпоха железа еще продолжается. А это значит, что интенсивного способа разрешения кризиса, наподобие неолитической революции, еще не найдено. Потому-то люди вскоре вынуждены были начать искать выход по экстенсивному пути, то есть, включиться в междоусобную борьбу за место под солнцем.
О частых вооруженных столкновениях между соседями в эпоху раннего железного века историки делают вывод, основываясь на наличии укрепленных поселений – городищ. Люди, в силу обстоятельств, были вынуждены покинуть удобные для хозяйствования прибрежные зоны и забраться на верхние террасы коренных берегов. Их укрепленные пункты (городища) и неукрепленные поселения (селища) нередко возвышаются на десятки метров над уровнем водоема. Памятников дьяковской культуры в окрестностях Ростова немного. Среди наиболее сохранившихся можно назвать Акуловское городище близ Борисоглеба. Городища, как правило, располагаются на высоких удобных для обороны мысах, ограниченных с двух сторон склонами реки и оврага. С напольной стороны выкапывались рвы и насыпались валы, по гребню которых шел частокол.
Памятники дьяковской археологической культуры по своей хронологии соответствуют расцвету античных и эллинистических государств, поскольку датируются второй половиной I тыс. до н. э. – первой половиной I тыс. н. э. Материал этих памятников беден. Как правило, археологи обнаруживают лишь характерную керамику с оттиском ткани. На материалах археологических раскопок известно, что основой хозяйственной жизни племен дьяковской культуры было скотоводство и, возможно, земледелие. Большую роль продолжала играть охота и рыболовство. Жилищами этим людям служили большие дома каркасно-столбовой конструкции, нередко встроенные в оборонительные системы городищ.
Нам практически ничего не известно о погребениях дьяковцев. Вероятно, своих умерших они подвергали кремации, а не погребали в земле. Бытование такого обряда оставляет исследователям еще меньше материала для предположений. До сих пор представляют загадку для историков такие вопросы как причины значительного и резкого снижения плотности населения в эпоху раннего железа, сюжеты духовной и, во многом, материальной жизни дьяковцев. Однако, многие современные ученые не склонны утверждать их генетическое родство с населением последующей эпохи, уже известным по летописям под именем «меря».
Иван Купцов




Комментариев нет:

Отправить комментарий