Страницы

Страницы

понедельник, 29 декабря 2014 г.

О чём рассказал офорт


                  Офорт Геннадия Дмитриевича Епифанова, уроженца Ростова. На нём, по сути дела, изображено моё детство. Послевоенное,  холодное  и голодное. Родители отправили меня в село Шурскол к бабушке Варваре Михайловне. Потому что у неё была коза. Неприхотливое животное, стабильно дававшее стакан молока.  Осталось  приятное ощущение детства…  Бабушка ведёт козу,  а  я иду рядом, вцепившись в лохматый и тёплый мех. Но  всё равно  козу я побаивался – высокая, рогатая, бодливая.
                    В  Ростове той поры очень многие держали коров, коз, кроликов. По этой причине все лужайки и валы были обкошены. Таким и остался в моей памяти Ростов – чистенький и ухоженный. Утром и вечером по его улицам шли огромные стада. Впереди коровы, позади козы. Получается, что для меня символ города  вовсе не олень . Что проку с него ? А обыкновенная белая козочка !

пятница, 19 декабря 2014 г.

Было бы желание помолиться.

   Не однажды в разговорах с благочинным приходов Петровского округа иереем Алексием слышал о том, что восстанавливается храм  Димитрия Солунского в Дмитриановском. И хотя службы в храме практически проводить невозможно, они всё - таки проходят в этом селе. Батюшка договорился с администрацией ЗАО «Новый путь» о проведении богослужений в актовом зале конторы хозяйства, которая находится в Дмитриановском, совсем недалеко от храма.
   Интересна история строительства храма, пересказанная А.А.Титовым в книге «Ростовский уезд». Народная молва гласит, что однажды через Дмитриановское проезжал богатый помещик и ему понравился гуляющий на улице мальчик. Помещик уговорил родителей отдать мальчика ему на воспитание. Когда же помещик умер, всё богатство досталось этому уже выросшему воспитаннику. Он продал всё имущество, а деньги отдал на строительство храма в родном селе. Сам же ушёл в монастырь. Так и появился здесь пятиглавый каменный храм с колокольней, построенный в 1763 году. В годы советской власти помещение храма использовалось местным совхозом.
   И вот я попросился проехать с батюшкой на службу в день престольного праздника в Дмитриановском – 11 ноября. Тем более и повод был подходящий, в этот день намечалось не только праздничное богослужение, но и освящение доставленных к храму новой главки и креста, которые должны быть установлены после этого на церковь. Так что есть о чём написать для нашей газеты - событие очень важное в жизни прихода. Храм, наконец - то, приобретёт надлежащий вид.
   В актовом зале всё готово к службе. Вдоль стен установлены иконы. На один из столов поставлен подсвечник. Своеобразность проводимой здесь службе придают снопы злаков, установленных  в углу зала. Они как бы символизируют связь с Господом, который щедро одаряет земли здешнего хозяйства урожаем. Так же особенностью является то, что в зале установлены ряды кресел, и все, кто приходит на службу, ставят свечи в подсвечник, молятся перед иконами и усаживаются на места. Правда, в моменты службы, когда необходимо стоять, все встают.
   Богослужение, которое проводится в таких обстоятельствах,  называется обедницей (или Изобразительные) с причастием – это такая православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии (поэтому в народе называется обедницей). Она проводится в тех местах, где нет действующего храма и невозможно соблюсти все условия для Литургии. Интересно то, что такую службу миряне могут проводить самостоятельно, то есть без священника, в случаях, когда они не могут посещать литургию в храме по причине удалённости, бездорожья и немощи. В этом случае, правда, не может быть причастия.
   После прочтения необходимых молитв, большинство присутствующих на богослужении, исповедались, а затем причастились. Мне было интересно увидеть – кто же приходит на службы в Дмитриановском. Зачастую можно услышать мнение, что в храм ходят только пожилые люди, но здесь я порадовался тому, что возраст прихожан разный, от детей школьного возраста – до пенсионеров. Значит, есть перспектива у восстанавливаемого храма, есть кому ходить сюда после того, как он будет работать в полную меру.
   После обедницы – положенный в день престольного праздника крестный ход. Присутствующие взяли в руки иконы и пошли к храму, который, как я уже отметил, находится неподалёку. Здесь уже всё подготовлено к проведению чина освящения. Блестят крест и главка, здесь же, на полу храма, стоит барабан, на который и будет всё установлено после освящения. К этому моменту подошли ещё люди, и, что особенно отрадно, несколько детей. Так что молитвы, которые вознеслись в храме были ещё более значимей, чем те, которые звучали в конторе. Да и то, что всё действо происходило в церкви, тоже имеет большое значение. Храм оказался не такой уж необжитый. В трапезной части на стенах висят несколько икон, в центре помещения установлены столики и аналои, необходимые для проведения богослужений.
   Батюшка обильно окропил ожидающие своего часа элементы храма, и они как бы ожили, получив благословение на долгую жизнь. Затем под окропление подошли участники крестного хода и чина освящения. Некоторые из них прошли к освящённому кресту и приложились к нему. Подошёл к кресту и я: когда ещё представится такой случай – приложиться к кресту, который вознесётся над храмом! Пусть же сияет он вечно над Дмитриновским и призывает людей к молитве в храме!
   Когда народ уже расходился, подъехал директор ЗАО «Новый путь» Морозов С.Н. Ещё по дороге в Дмитриановское, я спрашивал отца Алексия – помогает ли руководство хозяйства восстанавливать храм? На что он ответил, что помощь поступает по мере возможности, особенно техникой, песком и некоторыми другими стройматериалами – в этом отказа не бывает. В целом директор живо интересуется ходом ремонта и активно помогает. Так и сейчас, батюшка завёл разговор с директором об оказании помощи в организации хорошего подъезда к храму. Сергей Николаевич, задав несколько уточняющих вопросов, помощь обещал. Это хорошо, когда есть взаимопонимание.
   На обратном пути подумалось: всегда можно найти возможность помолиться, даже если кажется, что это невозможно. Было бы желание. Нашли же возможность верующие православные жители Дмитриановкого. Дай бы, Бог, чтобы это было повсеместно.

                                        Обедница в актовом зале.

четверг, 18 декабря 2014 г.

«Голландская крепость в русском городе» Визит русской делегации в Голландию


Сотрудники музея-заповедника «Ростовский кремль» Сергей Сазонов и Александр Мельник в составе рабочей группы из России сейчас находятся в Голландии. Поездка состоялась в рамках работы над международным проектом «DUTCH FORTRESS IN A RUSSIAN CITY» («Голландская крепость в русском городе»), который посвящен земляной крепости Ростова Великого, построенной голландским инженером Яном ван Роденбургом в 1632-1633 гг. по указанию русского царя Михаила Федоровича. Цель проекта — благоустройство и музеефикация уникального по сохранности памятника, который является общим культурным наследием двух стран — России и Голландии.

Это первый ответный визит русской делегации. Ранее коллеги из Голландии приезжали к нам, в Ростов. Поездка подходит к концу. С нетерпением ждем новостей.



Автор фото — Сергей Сазонов.

Северная часть земляной крепости г. Ростова. Современное состояние. Снимок из космоса.  

---
Основная литература, посвященная Земляной крепости Ростова Великого:

3. А.Е. Леонтьев, Л.В. Печкина Ростовская крепость 1632 г. От постройки до современности // Вопросы истории фортификации. Спб.-М., 2012. № 3. С. 95-102.

---
Публикации в блоге «Ростовская земля. История и культура», посвященные Земляной крепости Ростова Великого

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Крест на Покровском храме


15 декабря установили главку и крест на Покровском храме в Ростове 











воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Освящение креста и главки Покровского храма


14 декабря Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеймон освятил крест и центральную главку Покровского храма. В ближайшее время будут сделаны малые 4 главки.








 

«Сельская церковь»: Церковь Николая Чудотворца села Вёска (1801)

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Сельская церковь», который посвящён изучению, фиксации и публикации сведений о храмах Ростовской земли (автор и руководитель проекта – Сергей Сазонов, заместитель директора ГМЗ «Ростовский кремль» по научной работе).
Предпоследняя публикация по теме: http://rostland.blogspot.ru/2014/10/1805-1833.html
  Настоящее сообщение посвящено церкви Николая Чудотворца села Вёска Борисоглебского района Ярославской области (нажмите на ссылку, и выйдете на объект) (1801). Фотографии 2011 года.
















Данный объект находятся в тематическом слое "Церкви 19 века"(нажмите на ссылку, и выйдете на слой).
С этим и другими материалами вы можете ознакомиться в полной версии Географической информационной системы (ГИС) "Ростовская земля"(ссылка на ГИС) и в Информационном центре Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».
Автор и руководитель проекта ГИС «Ростовская земля»: Сергей Сазонов
Координаторы и исполнители ГИС «Ростовская земля»: Алексей Киселёв (заведующий Сектором Географических информационных систем ГМЗ «Ростовский кремль»), Ирина Киселёва (научный сотрудник  Сектора Географических информационных систем ГМЗ «Ростовский кремль»)
Фотограф: Валерий Абрамов
Авторы сообщения: Алексей Киселёв, Ирина Киселёва


пятница, 12 декабря 2014 г.

Деревня Стрелы – это родина моя!


Часто задумываюсь, чем для меня является малая родина. Здесь родился, здесь прошли детство, юность, здесь родились и жили мои родители, бабушки, дедушки и далее вглубь веков многие родственники. На проселочных дорожках остались навсегда не только мои, но и их следы. Сегодня, как и более 100 лет назад, на обоих посадах стоят и радуют взгляд все те же дома. В течение многих лет их видело не одно поколение людей. Прорытый через деревню ручей Проток, ставший сегодня излюбленным местом для бобров, несет водицу с юга из Красных лугов на север в реку Которосль. Когда бываешь в деревне или думаешь о ней, все это наполняет душу чем-то хорошим, теплым, радостным. Не раз приходилось осознавать – чем дальше находишься от малой родины, тем ближе и роднее она воспринимается. Историю Стрел можно читать как интересную книгу. Люди, постройки уходят, но остаются в памяти, что-то видоизменяется, а что-то появляется заново. Изменчивость в постоянстве и постоянство в изменчивости. Так было, так есть и так будет. В связи с этим хотелось бы рассказать о некоторых страницах моей малой родины из недавнего прошлого, которые переплелись с настоящим.
Константин Степанов

четверг, 11 декабря 2014 г.

Календарь с детскими рисунками

             Сегодня, 11 декабря я наблюдал за интересным событием. Состоялся телемост между Ростовом и немецким городом Бернбург. По поводу издания на 2015 год календаря с детскими рисунками. Половина работ  наших детей, половина немецких. 
              Ростовские дети занимаются в творческих мастерских имени Святителя Димитрия Ростовского. Под руководством Анны Фатеевой и Елены Зайцевой в свободное от основной работы время.
              Интересный получился телемост ! На экране немецкие дети спокойно сидят на стульях и смотрят на экран. А наши поют, танцуют, играют на ложках. В конце вечера  каждый конкурсант получил подарки от Санта Клауса


Герой войны 1914-1918 гг. ростовец Вахромеев Николай Никифорович

Автор публикации: Юрий Вахромеев (Москва).
Мой дед Вахромеев Николай Никифорович родился в 1888 г. в селе Ширяево, возле села Ильинского-Хованского, Ярославской губернии, ныне Ивановской области.

четверг, 4 декабря 2014 г.

Герой войны 1914-1918 гг. ростовец Дормаков Матвей Петрович

О своем деде, Дормакове Матвее Петровиче рассказывает писатель города Ростова Николай Сергеевич Дормаков:

- Мой дед, Дормаков Матвей Петрович, 1884 г. рождения. Родился в Ростовском уезде, в деревне Новосёлки Пеньковские, одноименной волости, сейчас - Фатьяновского сельсовета. В 10 лет был отпущен отцом «на вольные хлеба»: поводырем у группы слепых, которые ходили по всей губернии и питались подаянием. Через год вернулся домой в семью, где и жил до женитьбы. В начале XX века дед переехал в Ростов, где ему, отец его, Дopмаков Пётр Фёдорович, купил дом, в котором он и поселился со всей своей семьёй. Сейчас на месте этого дома, по адресу ул. Карла Маркса, дом 24, находится кафе «Пельменная».

Музейный лекторий. Лекция: «Был в музее, видел Белу палату…»: книги отзывов посетителей Ростовского музея конца XIX - начала XX веков


Авторы публикации: Алла Виденеева, Надежда Грудцына

Старейшие книги отзывов Ростовского музея
10 ноября 2014 г. Ростовскому музею исполнился 131 год. В память о «дне рождения» музея, 30 ноября в музейном лектории состоялась лекция, посвященная ранним, дореволюционным музейным книгам отзывов. Ее подготовили и провели сотрудники исторического отдела Надежда Грудцына и Алла Виденеева.
Нам показалось интересным взглянуть на историю Ростовского музея глазами его посетителей, и сделать это помогли книги отзывов, которые бережно хранятся в музейном архиве.

вторник, 2 декабря 2014 г.

урочище «Марья Святая» в «Новом и полном географическом словаре Российского государства... М., 1789»

урочище «Марья Святая» — особая географическая точка на карте Ростовской земли, Ярославской области, России. Это совершенно особый уголок нашего исторического прошлого, выраженный в природном и культурном наследии: замечательный ландшафт — древний высокий берег р. Сары, поросший смешанным лесом со значительным включением дуба и клена; целый перечень памятников археологии разных типов и эпох, среди которых выделяется место погоста XIII-XVI вв., на котором находилась церковь во имя Марии Египетской; обширный курганный могильник XII в. из почти 200 курганов (самый крупный в Ярославской области). Кроме того, в лесу прекрасно сохранились древние дороги, межевые ямы и рвы. Особо стоит отметить почитаемый источник — «колодчик «Марьи Святой», с которым связано множество преданий и рассказов. Но самое примечательное то, что эта местнось попала в летописи уже в 1216 г. в связи с событиями междукняжеской борьбы. Апреля 9, в Пасху здесь встретилось объединенное войско князя Мстислава, состоявшее из новгородцев, смолян, псковичей с ростовцами, которых вел ростовский князь Константин. Вот как эти события описаны в Повести о битве на Липице:

«И ту и отрядиста Всеволода с дружиною, и послашя къ Констянтину, а сами поидоша по Волзѣ вниз, и ту пометашя возы, а на кони полѣзошя и поедоша к Переяславлю воюючи. И бышя на Городищи на рѣцѣ Саррѣ у Святѣй Марины априля 9 в Велик день, и ту приеха Констянтин князь с ростовци. И възрадовашася видѣвшеся, и крестъ цѣловашя, и отрядиша Володимера Псковского с дружиною в Ростов, а сами, пришедше с полки, сташя противу Переяславлю в Фомину неделю»

***

с. Филимоново и окрестности на межевом плане Петровского уезда, 1792 г.

понедельник, 1 декабря 2014 г.

Шпангоуты из Ростова Великого. К 110-летию со дня рождения Н.Н. Воронина


30 ноября (13 декабря н. стиля) во Владимире на Клязьме родился выдающийся советский археолог Николай Николаевич Воронин (1904-1976).
(правда почему-то А.А. Формозов пишет о 13 октября как дне рождения исследователя).

С Николаем Ворониным связано начало археологического изучения многометрового культурного слоя г. Ростова. В Ростове он копал в 1939, 1954, 1955, 1956 годах. Одним из самых интересных его открытий - была находка шпангоутов скандинавского судна рубежа 
X-XI вв. на территории Ростовского кремля.