Страницы

Страницы

воскресенье, 29 июня 2014 г.

Доклад в уезд: борисоглебская этнография

Скучный это жанр – доклады. Но в Ростовском архиве мне попался доклад председателя Борисоглебского волисполкома, который оказался гораздо интереснее, богаче фактическим материалом и беднее всякими лозунгами нежели доклады нынешние; некоторые абзацы этого архивного документа могут считаться даже этнографическими заметками.
Этот документ – доклад о работе волисполкома осенью 1924 года, предназначенный для выступления на заседании президиума Ростовского уиспокома, а также рукописные черновики к докладу.
В документе сообщается, что волость тогда объединяла 153 селения, в том числе 25 сел, 122 деревни и 6 хуторов, имелось 5165 хозяйств. Население волости составляло 2565 хозяйств. Население волости составляло 25655 человек, чуть меньше половины было молодежью до 18 лет. По имущественному положению большинство составляли середняки. Середняком при этом считался крестьянин, у которого были лошадь и корова.
Неграмотных в волости было к этому времени 300 человек (в возрасте 14-30 лет).
Конечно, большая часть жителей занималась сельским хозяйством.
Структура сельхозугодий в волости была следующей: 53 процента земель – под пашней, 18 процентов – выгоны, 21 процент – луга.
В структуре посевных площадей в 1924 году наибольшую площадь – 44 процента пашни – занимал картофель. 31 процент занимали пары, рожь высевали на 28 процентах пашни, овес – на 17. Под клевера отводились 5 процентов пашни, под лен – 3.
В будущем году эта структура должна была измениться: за счет сокращения посевов ржи и овса увеличивалась площадь под клевером. Причиной этих изменений автор доклада называл переход к многополью.
Кстати, процесс такого перехода шел в волости весьма активно. В 1924 году перешедшими на многополье значились сто селений. Остальные 47 (исключая хутора) были на трехполье. Кроме того, жители 12 из них уже подали заявки о переходе на многополье.
Урожайность сельхозкультур, оказывается, вполне соотносима с нынешней. Овса собирали по 55-60 пудов с десятины (около 9 центнеров с гектара), ржи – 45-50 пудов (примерно 8 ц), картофеля – 460-600 (80-90 ц), льносемян – 15-27 пудов (3-4 ц). Клевер давал 300-450 пудов сена с десятины (около 48-72 ц), луга – 70-100 пудов (11-16 ц).
Наблюдался подъем культуры земледелия. Например, крестьяне стали большее внимание уделять подготовке семенного зерна. Если в 1922 году было очищено и просортировано 4000 пудов семян, то с 1 декабря 1924 года по 1 марта 1925 года через зерноочистительные пункты пропустили более 7,5 тысячи пудов. Сортировка производилась на 9 зерноочистительных пунктах и в одном обозе. Притом один из этих пунктов принадлежал уездному земотделу, остальные – кооперативам и сельским обществам.
В волости развивались различные виды кооперации. Потребительская кооперация охватывала 1179 хозяйств, сельскохозяйственная  1762. таким образом, процент кооперированности составлял более половины.
Отмечается в документе, что интерес к кооперации был велик, об этом свидетельствовали «постоянные многочисленные скопления населения на кооперативных собраниях и принятие живого активного участия в таковых».
Доклад дает живое представление о жителях волости, о местных обычаях.
Сообщается, что населяли волость в основном русские, жили также здесь немногие латыши и евреи.
Религиозность жителей была высока – «почти все население... числится в списках верующих». Имелось тогда в волости 25 церквей (надо подчеркнуть, что Борисоглебская волость 1924 года по территории была меньше нынешнего района). Посещаемость храмов по сравнению с дореволюционным периодом несколько снизилась, особенно среди мужчин. Но в великие праздники – престольные, двунадесятые – в церкви отправлялось все население.
В традиции у местных жителей были зимние катанья. Молодежь собиралась на беседы и вечерины, причем строго соблюдалось разделение по возрастам на три группы. Дети школьного возраста составляли группу малых, молодежь до 18-20 лет – средние, а более старшие – большие – представляла молодежь брачного возраста.
Среди обрядов наиболее ярких, праздничных, вовлекавших большое количество людей были, конечно, свадьбы. автор доклада отмечал: «...изживается, но еще широко наблюдается.. процедура при браке...», перечисляя далее элементы этой «процедуры»: «сваты, купления, богомолья, запои, гостинцы, тужики, кулички, ряженья, битье посуды, завертки» и другое.
В этой записи также констатировалось: «Все свадьбы, вечерины и праздники сопровождаются распитием самогона, он стал обычным явлением несмотря на всю огромную работу с ними милиции».
Кстати, работа действительно велась. В том же архивном деле имеется документ, говорящий, что с 11 января по 1 ноября 1924 года волостной милицией было задержано 105 самогонщиков, отобран 61 аппарат.
Политико-просветительная работа велась в волости 13-ю избами-читальнями. В них в 1924 году действовало 28 кружков – драматических, политических, сельскохозяйственных, юнкоров, рукоделия, метрических мер, друзей книги. В числе лекций, читавшихся в рамках политпросветработы, наибольший процент составляли лекции сельскохозяйственной и политической тематики. Гораздо меньше читалось лекций на естественнонаучные, антирелигиозные, медицинские темы.
Не правда ли, довольно цельную картину жизни Борисоглебской волости первой половины 20-х годов нарисовали в этом докладе. Наверное, этот документ у сегодняшних его читателей вызывает больший интерес, нежели у тех уездных начальников, которым предназначался. Для них это был всего лишь отчет о работе одного из многих волисполкомов уезда. Для нас – история Родины.
Статья была опубликована в газете "Новое время" в конце 1980-х гг.

4 комментария:

  1. Это не тот запой, который запой. Мы утратили значения слов - те, которые слова имели в те недавние времена))

    ОтветитьУдалить
  2. После осмотра хозяйства жениха и согласия родителей невесты на брак родители жениха приглашали их «покушать чая». Совершали «рукобитье» и «малый запой невесты», после которого брачный договор считался заключённым; невеста и жених назывались новобрачными, родственники – сватами и сватьями; гости – поезжанами. Жених с родителями и сватом ехал к невесте «за дарами» и через свою мать передавал ей гостинцы. «Большой запой» («парнишник») устраивался через три дня после «малого»; его проведением руководил отец жениха. Дружки жениха угощали родственников невесты, а дружки невесты – родню жениха. Подавали чай, вино, баранки, конфеты, пряники. Поезжане пели песни и плясали. Поздно вечером подавался ужин, затем все разъезжались. Жених посылал невесте с её родителями конфеты, пряники, орехи.

    ОтветитьУдалить
  3. "Запои" - немаловажные элементы русской традиционной свадебной обрядности.

    ОтветитьУдалить