Страницы

Страницы

воскресенье, 31 июля 2011 г.

Виды села Гвоздево

Фотографии, сделанные в ходе экспедиционного выезда 17 июля 2011 года.


Справа - дорога на село Татищев-Погост; на горизонте - посёлок Семибратово:

Дом, построенный в 1889 году:

суббота, 30 июля 2011 г.

Экспедиционный выезд в село Полянки Ростовского района. Часть 2.

В настоящее время в Полянках осталось мало старожилов; преимущественно дачники, заселяющие село в весенне-осенний период. Судя по крестьянской архитектуре, люди здесь жили состоятельные, позволявшие себе строить пятистенки, дома с высокой подклетью, используя в качестве строительного материала дерево и кирпич.

Дома и домовая резьба в селе Полянки:


четверг, 28 июля 2011 г.

Экспедиционный выезд в село Полянки Ростовского района. Часть 1.

Недавно с Ириной совершили экспедиционный выезд в село Полянки Ростовского района. Полянки – селение с нуклеарным типом планировки. В центре располагаются здания нефункционирующих церквей Святого Димитрия Солунского (с худшей сохранностью) и Святого Георгия Победоносца; церковно-приходское кладбище, временами обновляющееся свежими могилами. С юга селение ограничено речкой Сотьма (гидроним с финно-угорским формантом), в былые времена широко разливавшейся, а сейчас обмелевшей. Село Полянки интересно тем, что в XIX – начале XX в. оно вместе с соседним селом Татищев-Погост и близлежащими деревнями, образовывало локус, в котором проживали старообрядцы (см.: Титов А.А. Село Татищев-погост и секта аристовцев в Ростовском уезде Ярославской губернии. Ярославль, 1886). До сих пор живы воспоминания о «староверах», чуравшихся общаться с ортодоксами: посуду, из которой ели православные, старались больше не использовать, выбрасывали; дверные ручки, до которых дотрагивалась рука православного, тщательно протирали.

Церкви Святого Димитрия Солунского и Святого Георгия Победоносца:

суббота, 23 июля 2011 г.

Новая волна внутренней колонизации?

С 2003 года я провожу обследование территории бывшего Фатьяновского сельского округа Ростовского района (в настоящее время – Петровское сельское поселение). В то время этот регион считался одним из самых глухих уголков Ростовского района, что, очевидно, нравилось столичным жителям: нет-нет, да и увидишь в деревнях и селах дачи гостей из Москвы и Подмосковья. Однако местных, коренных жителей всегда здесь было много.
Но вот примерно с 2006 г. старожилы стали покидать свои родные места: кто переехал к своим детям в города (Москву, Ярославль, Переславль), а кто просто умер. Остались те, кому некуда было ехать или незачем («выпить-то и тут можно»). С 2010 г. территории сельскохозяйственных угодий ЗАО «Лазаревское» стали продаваться частным лицам (сведения из компетентного источника).
В прошлом году стал я замечать то тут, то там на проданных участках установленные самодельные и туристические палатки, вагончики, выкопанные пруды. Да и в деревнях пустые пространства стали заполняться временными домиками.
Сейчас те же самые участки облагораживаются новыми хозяевами, здесь живут. В окрестностях деревни Н. на одном из участков ещё в прошлом году стояла бытовка. Недавно проезжая мимо этого места, замечаю, что территория около бытовки расширена, тут же – огород, и хозяин на нём трудится. Подошёл, разговорились. Мой собеседник из Москвы решил обрабатывать землю, и, что главное, на ней постоянно жить. На огороде растут кукуруза, овощи, плодовые деревья. Урожай по-разному: груши, яблони - растут, овощи – не очень. «Глина», - объясняет мой собеседник.
Подобное освоение земель я только приветствую. Может, пора отдать должное деревне, забранное у неё в годы «великих переломов»?



четверг, 21 июля 2011 г.

Святой источник в посёлке Петровское (и снова заметки пессимиста)

Ещё в прошлом году планировались и воплощались мероприятия по благоустройству места Святого источника (источника Сергия Радонежского) в посёлке Петровское, сооружению здесь новой часовни. Эти работы проводились в течение июля-августа: старались успеть к «тысячелетнему» юбилею Ярославля. Мне рассказывали, что днём рабочие трудились, а ночью некоторые из них, вооружившись лопатами, перекапывали извлечённый культурный слой. Известно, что ими были найдены монеты и другие вещи, что позволило неплохо погреть на этом руки.
Местный священник говорил, что здесь будет прекрасное место для паломников и просто желающих набрать воды.
Итак, часовню построили, колодец «облагородили». Но вот заглядываю в «гильзу» колодца, из которой и предполагалось брать воду, а также на струю воды, стекающей за часовней, и становится понятно, что санитарная ситуация здесь хуже некуда. За то время, пока я здесь находился, подходили двое, хотели попить воды из колодца, но, посмотрев, посмеялись и ушли.
По-моему, это место ждёт судьба несостоявшейся достопримечательности и памятника человеческой глупости.

Прежняя часовня на Святом источнике (2010 г.):


среда, 20 июля 2011 г.

Берёзовая роща в посёлке Петровское (заметки пессимиста)

Берёзовая роща в посёлке Петровское – одна из «жемчужинок» Золотого кольца. Это красивое, хорошее место отдыха для жителей посёлка и, не побоюсь этого слова, его брендовый объект. Существует мифология данного места, связывающая его то с освободительным движением начала XVII в., то с деятельностью Екатерины II; здесь проходят «дни посёлка».
Однако, по-видимому, с брендингом здесь плоховато. Как только входишь в рощу, тебя встречают четыре живописных мусорных бачка с не менее живописными кучами мусора около них. Чем дальше углубляешься, тем больше мусора. Создаётся впечатление, что знаменитая Берёзовая роща – место всеобщей свалки. Жители посёлка, восхищаясь своей Рощей, не могут взять в толк: почему это туристические автобусы проезжают мимо неё. А, в самом деле… Почему? А?

Указатель "Золотое кольцо Березовая роща Birch grove" хорошо виден со стороны федеральной трассы:



понедельник, 18 июля 2011 г.

Каменные бабы. Половецкий след ?

фото честно заимствовано - http://www.photosight.ru/photos/3264074/

Как то так сложилось, что над древней ярославской землёй время от времени как призраки из прошлого встают тени легенд о неких ярославских каменных бабах, расположение которых приписывается южным регионам края. Справедливости ради, нужно отметить, что всё-таки, в основном, эти тени летают над Берендеевым болотом, но периодически появляется информация, что в наших краях такой истукан стоял далеко не один. Мне в своё время пришлось довольно серьёзно, как искать, так и изучать историю «берендеевской бабы». Постепенно, между делом, скапливалась информация и о других ярославских «дамах»… Не могу сказать, что обладаю абсолютной полнотой данных, но тем не менее… Итак, что мы имеем…
1) В д. Бабки Шугорского с/с Ростовского района существует легенда о том, что село получило название по найденным здесь неким каменным бабам, которые какой-то кашинский князь увез к себе, а затем передал тверскому князю Дмитрию Михайловичу «Грозные-Очи». Кстати, этот князь – абсолютно достоверное историческое лицо. Эта «артыновская» легенда упомянута у А.А. Титова в его «Ростовском уезде…», а позднее и в работах других историков.
2) В с. Щаднево. Я помню, как в самом начале 90-х г.г., во время одной из разведок в с. Щаднево Ильинского р-на Ивановской области (тоже бывшие ростовские земли) одна из бабушек-информаторов рассказывала нам о «каменной бабе» у леса. Эта «баба» описывалась ею, как «большой высокий камень с грудью». Говорила, что с детства помнит, что у неё «вроде как лицо было и косы». Очень жалею сейчас, что ходили мы тогда без диктофонов и все записи велись наспех «на коленке». Мы тогда были озадачены поисками другого интересного объекта, поэтому писала я всё через слово, к сожалению… Бабуля говорила об окаменевшей «за грехи» женщине, которой нужно было дойти не оборачиваясь до леса, а она не утерпела и обернулась… Высотой камень был до 1,5 метров. Очень надеюсь, что в Щадневе ещё могут найтись люди, которые помнят этот камень…
3) В Горбищевском урочище, что недалеко от с. Ильинское-Хованское. Опять же у Титова А.А. есть сведения, что в этом месте так же бытовало предание о «каменной бабе», стоявшей близ одного из многочисленных курганов. По приказу местного помещика в конце 19 в. она была зарыта, но на её существование указывал и Федор Никольский в своём «Путеводителе по Ярославской губернии».
4) Берендеево болото. Знаменитый камень именуемый – «Каменная баба», «Синяя баба», или камень «Баба-яга», который издавна считался, чуть ли не главной легендарной достопримечательностью Берендеева болота. Проведенный анализ источников и полевые исследования позволяют сделать однозначный вывод о реальности существования данного объекта на окраине Берендеева болота. Более того, я готова утверждать, что в этом месте стояло сразу две «каменных бабы» - одна у с. Чернецкое в р-не «Орининого ручья», а другая у пос. Волчья гора. У села Чернецкое до сих пор летом совершается явно «очистительный» крестных ход, а сам ручей обладает отрицательным сакральным значением, что само по себе уже редчайший случай!
Если основываться на описании «берендеевской» и «щадневской» бабы – высота, грудь, косы на груди, то сам собою напрашивается вывод, что бабы эти – половецкие. А значит выглядеть они могли примерно так, как на фото. Ареал преданий о «каменных бабах» локализован углом - стыком Ярославской, Владимирской и Ивановской областей. Историки имеют некоторые данные о службе половцев переславскому князю, но серьёзных исследований на эту тему мне видеть не довелось.

воскресенье, 17 июля 2011 г.

К вопросу об энтомологической экспедиции…

Точнее… об её отсутствии. Перечитывая документы, касающиеся экспедиционной деятельности Ростовского музея в 1920-е годы, по-хорошему завидуешь тому, как она была организована: многодневные выезды, участие не только историков, но и геологов, зоологов, ботаников, энтомологов. Вот и сейчас, когда я участвую в работе экспедиции Ростовского музея, нередко тянется рука, чтобы зафиксировать отдельных представителей ростовской фауны. Кроме того, я замечаю, что у нас появляются такие животные, которых раньше не встречал. Это можно объяснить и изменением экологических условий и климата: предприятия работают не на полную мощность и не так сильно загрязняют атмосферу, как это было раньше; температура существенно повысилась, высокой стала влажность. Тропики – не тропики, но всё-таки… Помещаю фотографии некоторых представителей ростовской фауны (одни более распространены, другие – менее).




суббота, 16 июля 2011 г.

О деревне Мартюково. Часть 2.

Продолжая рассказ о деревне Мартюково и идя навстречу пожеланию уважаемого SS, отмечу, что деревня имеет традиционную линейную планировку. За последние 30 лет деревня в разных своих частях горела три раза. На это указывают не только свидетельства старожилов, но и общий вид деревни с современными (советского периода) домами, построенными на месте сгоревших; большими пространствами между домами, пожарищами.



пятница, 15 июля 2011 г.

Про «дядю Якова» и прочего всякого…

В конце этого июня мне довелось основательно поездить по Мышкинскому району. Здесь много мест сильно меня интересующих, но в Охотино (Круглицы) я попала, скорее, случайно… Просто пропустили нужный поворот на трассе, а потом уже ехали и не хотели возвращаться, любуясь совершеннейшим прибалтийским пейзажем – дюны…сосны…песок. Увидев указатель «Охотино», даже обрадовалась ))). Вроде и не собиралась сюда, но у меня есть некоторые обрывочные данные о здешнем камне «Дядя Яков». Ну, думаю… значит судьба! Иду в народ…
Камня, конечно же, уже нет давно. Его поглотила Волга в 40-е годы, когда при заполнении Рыбинского водохранилища стал подниматься уровень её вод. Камень, по всей видимости, был увязан в единый сакральный комплекс со святым «березинским родничком» и, возможно (!), со святым деревом - берёзой. В любом случае «Дяди Якова» уже лет 70, как нет. Источник оформлен, и резная табличка-указатель при нём имеется. Второе его название «родник Саши-пастушка». Это почти за всеми здешними святынями угадывается фигура легендарного Александра Березина, практически «канонизированного» местным населением. Вот со святой берёзой сложнее… Есть дерево. Находится в 50 метрах от родничка, и табличка при берёзе такая же. И легенды есть и даже обрядность кое-какую проследить можно. Я сомневалась насчет возраста, послала её снимки Дмитрию Борисовичу, а он сказал, что не древняя она… немногим старше 100 лет. Для сакрального дерева это, однако, совсем не тот возраст. Ну, думаю, «картина маслом» - вот как в народном сознании архетипы живучи. Не бывает пустоты в святых местах!
И тут…!!! Ещё через 50 метров, подводят меня к…камню! И тоже с табличкой-указателем, выполненной в том же стиле, что и у родника и у берёзы. Да ещё и на самом берегу, примерно напротив того места, где на дне Волги покоится «настоящий». Обычный серый гранит, вытянутой, почти хулиганской формы … да ещё и надпись краской на нём имеется - «Камень желаний, доставлен с Луны». Стопроцентный новодел-самозванец! И местные все знают об этом, но регулярно возят сюда экскурсии из соседних Мышкина, Рыбинска, Углича. Маршрут, между прочим, говорят большим успехом пользуется …

"Березинский родник" в с. Охотино (Круглицы). Говорят, когда вода "уходит" из родника - значит люди много нагрешили. Сейчас воды нет...


Храм построен на средства А.П. Березина, городского головы Спб. Который, будучи местным подростком-пастухом уснул на этом месте и увидел сон в котором ему было дано указание свыше работать не жалея себя и тогда он "выбьется в люди". И ведь выбился ! Правда, женился удачно...

В 60-70 г.г. 20 века колхозницы ходили посидеть к этому "Дереву Жизни". Бабушка, которая рассказывала мне о нём - 1923 года рождения. Гворит, пока все подруги живы...


А это,собственно, и есть новый "дядя Яков".


четверг, 14 июля 2011 г.

Хороший пример использования старого усадебного парка



Усадьба Н. Кроме парка ничего не осталось. Уроженец тех же мест купил парк и построил на его краю придорожное кафе. Семейный бизнес.
Здание кафе - деревянное. По своим габаритам и общему облику вполне сравнимо с небогатыми ростовскими усадьбами. Во всяком случае, я могу назвать несколько вполне похожих и дошедших до нас домов. Здание предельно гармонично вписалось в окружающий пейзаж.
Парк небольшой. Выходит к небольшой речке - ландшафтной доминанте этих мест. Из насаждений заметны рядовые посадки липы, акация. Времени на подробное обследование не было. К тому же, я считаю, что этот объект вполне заслуживает того, чтобы привезти сюда настоящего знатока - Диму.
Судя по всему, "кафейный" бизнес владельца парка появился недавно, но уже вполне успешен. Поток посетителей создает расположенная дальше по дороге крупная воинская часть. Парк, несомненно, является важным ресурсом для развития бизнеса. Он очень удачно дополняет кафе, как место прогулок и уединенного отдыха. Этому способствует и наличие речки - естественного места притяжения для гуляющих. Я думаю, что новый хозяин старого парка быстро это поймет. Судя по тому, что мы уже видим, в его вкусе не приходится сомневаться. Развитие тропиночной сети и парковой архитектуры - дело времени. Ну - и хорошего совета, конечно.
Редкий случай, кстати. Я понимаю, когда гармоничные ландшафтные решения возникают в соответствующем контексте. Например - в Николо-Ленивце, где, кажется, уже просто невозможно построить что-то уродливое. Контекст не позволит. А вот человек создал нечто гармоничное в совершенно ином окружении. Причем, общее архитектурно-ландшафтное решение, как я уже писал, вполне гармонирует с бизнесом, который он развивает на этом ресурсе. И все это вполне гармонирует с масштабом семьи.
Такая вот новая жизнь старой усадьбы.

Экспедиция в д. Мартюково Ильинского района Ивановской области

6 июля я совершил экспедиционный выезд в д. Мартюково Ильинского района Ивановской области, бывшей Нажеровской волости Ростовского уезда. Этот регион интересен как своими историческими событиями, так и этнографическими реалиями. Здесь в период между Февралем и Октябрем 1917 г. была образована и позднее непродолжительно существовала так называемая «Нажеровская республика» во главе со своим «президентом» А.А. Чехониным – человеком весьма прогрессивных на тот момент политических и экономических взглядов.
В окрестностях деревни расположено «нечистое место» Чёртова Гора – тема местных поверий и фольклорных произведений. Были зафиксированы интересные мотивы домовой резьбы.



среда, 13 июля 2011 г.

Хранительница...

"Золотые следочки" Варвары...или Пятницы ? Этот снимок сделан 3 года назад Ерохиным В.И., сейчас краска уже стёрлась. Говорят, что следы золотят всякий раз, когда подновляют маковку часовни.

Экспедиция в село Гвоздево

10 июля мы совершили экспедиционный "выход" в село Гвоздево. Вот некоторые фотографии, сделанные во время экспедиции.

Вид на село:



вторник, 12 июля 2011 г.

Арт-сеансы?


Что-то не симпатично мне это. Собраться в кремле - чтоб букет лилий рисовать?
В связи с этим приведу пример Углича. Пятый год там проводится фестиваль «Углич – лицо русской провинции» ("В программе: встречи с известными фотожурналистами, фотохудожниками, арт-фотографами, художниками, искусстоведами и редакторами, мастер-классы, слайд-шоу, портфолио-ревю, традиционный блиц-конкурс, открытое обсуждение его результатов членами жюри, консультации специалиста по авторским правам и, конечно, выставки документальной и художественной фотографии").
Из всей угличской программы мне (и не только мне, но и участвовавшим в прошлых фестивалях моим знакомым) нравится возможность представить свои работы в блиц-конкурсе "Неоткрытый Углич" - с реальными дивидендами в виде участия в итоговой выставке.
Вот это - хорошая работа, цикл замкнут: организаторы фестиваля при известных тратах еще и приобретают больше, чем сборы с участников за участие. А именно - городу остаются вот эти выставки.
Пример Ярославля опять же можно вспомнить. Там тоже проводятся (по кр. мере, в начале сезона объявлены были) этакие субботники))) - в них участвуют професс. и не совсем проф. художники, которые имеют возможность свои работы тут же продать.
Ростовский арт-сеанс я наблюдала однажды, и, повторюсь, впечатления это на меня не произвело. Немузейно это как-то.

Каменный век в селе Богослов



Во время разведок 2008 г. в окрестностях с. Богослов мне посчастливилось найти очень интересный скребок на пашне в 150 м от церкви. Скребок сделан из качественногостарицкого кремня, явно привозного для бассейна Неро.
Но вещь единичная мало что даёт. Случайная находка всё-таки. Тем более на месте средневекового селища. Ну притащили её со стоянки...
Но, работая у колокольни ц. Иоанна Богослова на глубине 65-85 см от современной поверхности в шурфе появился странный серый слой. Вроде как под материком. Вроде уже и не должно быть ничего. Может это что-то природное?
Чтобы разобраться в этом пришлось сменить лопату на нож. И вот удача!
Кремневый отщеп из такого же кремня, что и в 2008 г. Ничего особенного, отщеп как отщеп. Но в слое, в контексте! Дальнейшее «копание», точнее скобление слоя мало к чему привело. Было обнаружено ещё два фрагмента маловыразительной лепной керамики, угольки, печной камешек. Тем не менее факт остаётся фактом — в селе Богослов находится стоянка каменного века. На месте церкви, вероятно её периферия. Остаётся теперь найти её центр.





Ростовский кремль - свет и тени

Да, да, да...
Закат - это пошло...
Но кремль на закате.. изнутри.. мало кто...





понедельник, 11 июля 2011 г.

Опять круг!...



Опять круг! Буквально, через день после предыдущего! В далекой и малодоступной бывшей усадьбе Р. бывшего Ростовского уезда. Вот уж чего не ожидал...
Меня начинает это беспокоить...

Что на ЭТО на этот раз скажут т.н. "знатоки" и т.н. "естествоиспытатели"?
Опять заведут разговоры про грибницу?
Или скажут, как кто-то в комментах к предыдущему сообщению, что туда машину навоза высыпали?..

Нет, нет и нет!
На этот раз номер не пройдет!
Будем реалистами и признаем, что здесь что-то не так!
Это вам не сурепка!
Это неспроста!

суббота, 9 июля 2011 г.

Тайна круга



Такой необычный круг из желтых цветов я увидел вблизи впадения р. Лахость в р. Которосль.
Это просто луг. Люди там бывают редко. На машине не проедешь, а пешком - кому охота?
Как же так вышло?

четверг, 7 июля 2011 г.

Никогда такого не было и вот опять...



Эта крылатая фраза Черномырдина почему-то вспомнилась, когда я обратил внимание на изменения во внешнем облике Ростовского собора. Леса постепенно снимают и new concept реставраторов предстает во всей красе.




вторник, 5 июля 2011 г.

Не очень радикально...



В Картинной галерее ГМЗ "Ростовский кремль" месяц назад открылась выставка произведений 19 века, связанных с Италией. В музее ее так и называют - "Итальянская выставка". В основном - гравюры, немного живописи, еще что-то... Я, грешным делом, не очень обратил внимание. Ну, делают коллеги свою работу. Ну, молодцы. Решение дизайнера, разместившего гравюры в картонных упаковочных ящиках и умудрившегося провести туда холодную подсветку, весьма остроумно. Заставляет зрителя сосредоточиться на каждом произведении. Выявляет ценность отдельной работы. Провоцирует на внимательное разглядывание. "Медленное чтение", по определению Д.С. Лихачева. Мы же привыкли скользить взглядом, читать бегло и "не залипать". Ну, я, по крайней мере. Не залипаю... ))) А тут - приходится. С одной стороны, гравюра - это тираж. С другой, каждый оттиск - индивидуален. Авторы выставки акцентировали именно индивидуальность, уникальность. В нашей коллекции - так оно и есть.
Вот и хорошо...

Все бы ничего, но приехали ко мне в гости коллеги. Известные эксперты по музейному делу. Я их, конечно, водил по кремлю. Показал все. Привлек лучшего специалиста. Сами знаете кого... Высокие гости внимали и задавали умные вопросы. Действительно умные. Они же специалисты. А мы на эти вопросы отвечали. В общем - все были на высоте. Особенно мы, конечно..
И вот, приходим мы на Итальянскую выставку. Эксперты разбредаются по залу, внимательно все разглядывают и везде заглядывают. И я вижу, что лица их светлеют. НЕ ОЧЕНЬ РАДИКАЛЬНО, - говорят они. Ого, - говорю я. А как надо было? А зачем вы стены использовали? - говорят эксперты. Уж если решили, уж если выбрали такое решение - нужно идти до конца! А то стены, витрины.. Нет. Не очень радикально!
Вот так..
Радикальнее надо!