Страницы

Страницы

пятница, 23 декабря 2022 г.

Пухра

Заметки о ростовских топонимах

«Пухра»´ – пожня, покосы к северо-востоку от Поречья при заливе «Ботеево» по речке «Крапивнице». До конца XX в. покосы жителей Поречья и Филимонова. В советский период – покосы колхозников с. Климатино и д. Караваево. «Выезжали косить на Пухру…».
Упомянута в источниках XIX в. как пожня, принадлежавшая княгине А.И. Голицыной, владевшей с. Климатиным. В экономическом примечании данной пожни межевания А.И. Менде: «Положение ровное, частью низменное… сена накашивается до 4500 пудов». Пожня указана на геометрическом специальном плане Вексицкого стана 1771 г., в кратких экономических примечаниях Генерального межевания как владение княгини А.И. Голицыной: «На левых сторонах речек Крапивницы и Вонаги при озере Неро. Трава средственна. Сенокосу 43 дес. 353 саж.». Границы дачи показаны на карте уезда 1916 г.

вторник, 20 декабря 2022 г.

О подряде на изготовление церковных решеток, 1804 г.

Храм Преображения Господня в селе Спас-Смердино Ростовского МР датируется между 1804 и 1810 гг. 20 декабря 1804 г. ростовский посадский, владелец известной в Ростове кузнечной мастерской, Федор Алексеев Рыкунин подрядился у церковного старосты села Спас-Смердино, крестьянина Алексея Степанова Брусницына, в имеющуюся в том селе вновь строящуюся каменную церковь сделать в окна "самой прочной работы" железные решетки, числом двенадцать. Каждая решетка должна была весить не менее трех пудов и иметь "сережки" (крепления?). Другие, следующие двенадцать решеток мастеру предстояло сделать в будущем, "когда понадобятся".

воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Сахта

Заметки о ростовских топонимах

Сахта´ – большое болото, расположенное на границе Ярославской и Ивановской областей, к юго-востоку от Поречья, в лесной зоне. Сахотское болото, Сахта, «Болото Сахтинское» указано на различных картах XIX–XX вв. В документах Ростовской уездной землеустроительной комиссии имеется несколько планов и чертежей лесной казенной Сахотской дачи, Сахотского Болота (1896–1900 гг.) с указанием некоторых урочищ, пустошей, покосных участков. В писцовой книге 1629–1632 гг. Назорного стана упомянуто как Сахта Вексицкого стана, как Сахотское болото. Название происходит от речки Сахта, вытекающей из болота. Ср.: Сарское болото названо по реке Саре.

среда, 14 декабря 2022 г.

О контрактах на строительство двухэтажного каменного корпуса в погосте Никольском у Иисусова Креста, 1811 и 1812 гг.


Одним из святых мест Ростовской земли, бывшего Ростовского уезда, ныне Ильинского района Ивановской области является Никольский погост у Иисусова Креста. Место, где 11 июня 1423 г. на Сахотском болоте пастухам явился стоящий на воздухе Животворящий крест Господень.
Во второй половине XVIII – первой трети XIX в. на месте деревянных построек был возведен каменный храмовый комплекс, включающий в себя храм Воздвижения Креста Господня с приделом св. Николая чудотворца (1776), теплую Покровскую церковь (1832) и колокольню (1811). В начале XIX в. была мысль основать здесь монастырь. В связи с этим, был построен братский корпус (1811). Такие сведения помещены на официальном сайте ныне существующей обители. Паспорт памятника датирует данный корпус началом XIX в.

понедельник, 5 декабря 2022 г.

О времени появления транспортных, восточных ворот Ростовского кремля


Ростовский кремль всегда полон загадок. Научные открытия в нем были, есть и будут. Все хорошо знают современные, транспортные, восточные ворота, в восточной стене Ростовского кремля. Только через них в Ростовский кремль может ныне заехать современный транспорт. Они расположены между «часозвоней», «часобитной башней» и «кельями что на погребах» или домом на погребах. Во времена Ионы III - создателя Архиерейского дома в конце XVII в., ни в XVIII в., этих ворот не было.

пятница, 2 декабря 2022 г.

Топоним "Долгое"


Заметки о ростовских топонимах

«Долгое» – территория, по речке Вексице к северу от с. Вексиц, при озере Неро. В настоящее время не обрабатывается. В XX в. пожня, покосы жителей села. Территория вытянута длинной полосой. «Зовется так исстари…».

воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Красный угол


Ростовский жилой интерьер XIX – начала XX вв., представляет большой интерес. Иконы были неотъемлемым элементом убранства жилого интерьера русского быта, занимали важное место в повседневной жизни.

Иконы находились почти в каждом жилом помещении дома. Размещение икон в парадных комнатах зависело, прежде всего, от религиозности и вкусов хозяев. Если в парадных комнатах иконы не всегда помещали, то в спальнях они были обязательны.

пятница, 25 ноября 2022 г.

Наши и Царство Польское



«Ростовские огородники, - писал в 1835 г. неизвестный корреспондент «Земледельческой газеты», - распространились не только в обеих наших столицах и других городах, а также в остзейских губерниях, но мы слышали, что они поселились даже в Польше, в Пруссии и близ Вены».

понедельник, 21 ноября 2022 г.

Наши в Эстляндии, Таллине (Ревеле)

Ревель, 1880 г.


В 1839 г. в Санкт-Петербурге был издан «Путеводитель по Ревелю и его окрестностям». Книга подробно повествует об исторических и архитектурных достопримечательностях города и не менее полно описывает все стороны жизни Ревеля в первой половине XIX в. Путеводитель сообщает о торговле овощами: «За городом огороды, которые возделывают и содержат наши Ярославские Ростовцы. Это очень выгодно для города. Прежде русские огородники приезжали в Ревель и нанимали под огороды места, отчего овощи продавались очень дешево, осенью же огородники возвращались домой, чтобы весной приехать снова. Но по времени некоторые нашли удобнее совсем переселиться в Ревель».

пятница, 18 ноября 2022 г.

Наши в Финляндии


Уже в первой половине XVIII в. ростовских огородников можно было встретить не только в Петербурге, Москве, прибалтийских губерниях, в Сибири и Финляндии, Архангельске и Таганроге, но даже и за границей – в Германии, Австрии, Франции.

После русско-шведской войны 1741-1743 гг. в состав России вошел город Фридрихсга́м (ныне Ха́мина, юго-вост. Финляндия), расположенный на берегу Финского залива. 14 января 1771 г. крестьяне ростовского села Сулость Андрей Никитин и Михайло Андреев писали в Фридрихсгамский магистрат: «С давних лет, как предки наши, так и мы именованные, ежегодное имеем по приезде жительство в сем городе Фридрихсгаме по паспортам. Промысел держим от хлебопашества на наемных огородах, засеянными всякими огородными семенами…». Письмо свидетельствует о наличии в ориентированном на рынок хозяйстве отходников работных людей. Кроме торговли огородными семенами крестьяне осуществляли продажу гороховой муки, толокна, свиного и говяжьего мяса, постного масла, своих «домашних» и покупных рубашечных и скатертных холстов, пряжи и черной пресной икры. Письмо в магистрат было обусловлено запрещением их торговли. За помощью упомянутые крестьяне обратились к своему помещику, князю А.М. Голицыну, которого просили приказать бурмистру города разрешить им торговлю «по примеру прежних лет».

суббота, 5 ноября 2022 г.

Контракт на украшение серебром раки св. Игнатия Ростовского, 1795 г.



В собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» хранится и в экспозиции «Сокровища Ростовского кремля» экспонируется уникальный предмет – одна из двух сюжетных композиций в овальном картуше от раки св. Игнатия Ростовского, соответственно расположенные в изголовье и с боковой стороны, обращенной к солее. О ней в свое время писали В.Г. Пуцко и А.Г. Мельник, В.М. Уткина.

вторник, 1 ноября 2022 г.

Кареты и сани



Один из видов кустарного производства в Ростове и Петровске, расположенных на главном тракте Москва – Ярославль, а также в крупных торговых селах, был связан с производством телег, саней и колес. В общей сложности, занятых этим промыслом насчитывалось 30 дворов, из которых 11 занимались изготовлением саней и 13 производством колес. Иногда один и тот же кустарь выступал в роли производителя саней, карет и колес.

В договорах и контрактах маклерских книг города Ростова конца XVIII – первой половины XIX в. отложились имена таких мастеров. В частности, несколько раз, в разные годы упоминается каретный мастер Иван Васильев Лодыгин - посадский заштатного города Петровска Ростовского уезда (ныне пос. Петровское Ростовского МР).

понедельник, 31 октября 2022 г.

Панихида на могиле А.А. Титова, 28 октября 2022.



"Не забудут ваших трудов и ваших жертв грядущие поколения Ростовской земли, когда они научатся понимать самих себя".
28 октября - день рождения выдающегося гражданина, археолога и этнографа, крупнейшего специалиста по древностям Ростова и округи Андрея Александровича Титова (1844 – 1911). В этот день в Белой палате Ростовского кремля обсудили идею создания Музейного центра «Дом А. А. Титова». В основе концепции – сохранение уникального наследия, оставившего глубокий след в истории культуры всей России.
По завершению круглого стола, панихида на могиле А. А. Титова. Стараниями отца наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря могильная плита совсем недавно была приведена в порядок.

понедельник, 19 сентября 2022 г.

19 сентября в России отмечается День оружейника



Из коллекции оружия музея-заповедника «Ростовский кремль» — пистолет кремневый, седельный, XVIII в., сталь, медь, дерево, ковка, чеканка, гравировка. Длина -49,5 см, дл. канала ствола - 1,5 см, длина ствола 32 см. Поступил в Ростовский музей в 1886 г. от санкт-петербургского купца, уроженца города Ростова, Алексея Леонтьевича Кекина (1838—1897).

Контекст: в XVIII столетии ростовские сокольи помытчики Кекины налаживают выгодную торговлю с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. Именно «азиатская торговля» сделала их первыми ростовскими богачами. Однако эта торговля была слишком рискованной, русские караваны часто грабили кочевники.

воскресенье, 13 марта 2022 г.

БЕЛОГОСТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ: от тюрьмы до… реконструкции?

Специально для не местных: правильное ударение - БелогостИИИцкий
Иллюстрация — часть страницы книги Ефима Дороша «Дождь пополам с солнцем». Герой в этой книге — Ростов в чине Райгорода. Присутствует в ней и Белогостицкий монастырь (прозрачно зашифрованный под названием — Любогостицкий) — его тема в последнее время актуализировалась.
Монастырь в первые годы Советской власти числился памятником архитектуры - 17 век все ж. Однако с охраны его сняли, когда решили устроить там тюрьму (1920-е годы).
Собственно о монастыре, о его зданиях, ныне представляющих из себя руины, статьи:
1. Мельник А.Г. Памятники XVII в. Белогостицкого монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М., 1994. С. 386-391. https://goo.gl/qg9kLr
2. Мельник А.Г. К истории ансамбля Белогостицкого монастыря // Памятники истории и архитектуры Европейской России. Нижний Новгород, 1995. С. 205-208.
3. Мельник А.Г. Благовещенский собор Белогостицкого монастыря // Макариевские чтения. Соборы Русской Церкви. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 226-241.
http://amp.gs/Ydub
4. Мельник А.Г. Церковь Архистратига Михаила Белогостицкого монастыря // Макарьевские чтения. Русские государи-покровители православия. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 403-422.
http://amp.gs/Yduc
5. Мельник А.Г. Комплекс Георгиевской церкви Белогостицкого монастыря // Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 64-75.
http://amp.gs/YdJj
6. Мельник А.Г О ростовских колокольнях середины XVIII — начала XX вв. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростовского уезда. Ярославль, 1995. С. 190-214
http://amp.gs/YdJ8
7. Мельник А.Г. Иконостас Георгиевской церкви Белогостицкого монастыря // VIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 2004. С. 46-52. http://amp.gs/Ydu6