Страницы

Страницы

суббота, 5 ноября 2022 г.

Контракт на украшение серебром раки св. Игнатия Ростовского, 1795 г.



В собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» хранится и в экспозиции «Сокровища Ростовского кремля» экспонируется уникальный предмет – одна из двух сюжетных композиций в овальном картуше от раки св. Игнатия Ростовского, соответственно расположенные в изголовье и с боковой стороны, обращенной к солее. О ней в свое время писали В.Г. Пуцко и А.Г. Мельник, В.М. Уткина.

В 1922 г. картуши были изъяты из Ростовского Успенского собора в числе иных церковных ценностей, и только первая из них, переданная в Государственную Оружейную палату в Москве, в 1926 г. вернулась в Ростовский музей. Она размером по ширине 63,6 см, выполнена из массивной серебряной позолоченной пластины в технике чеканки, резьбы, с канфареными отдельными участками. На пластине именник одного из лучших московских ювелиров, цехового мастера серебряного и черневого дела Алексея Иванова Ратькова (1777–1821). Клеймо пробирного мастера датировано 1796 г. Обрамление образуют плавно изогнутые пальмовые ветки, перевязанные лентой внизу; верхняя часть с вплетенными розами и иными цветами. Справа вверху кресты на церковных главах и маленькая фигура стоящего на облаках святителя как бы накладываются на это цветочное обрамление, подчеркивая его ирреальность. В описываемом картуше представлена многофигурная похоронная процессия с телом св. Игнатия, приближающаяся к западному входу ростовского Успенского собора.

Сведения об изготовлении упомянутой раки св. Игнатия отложились в маклерской книге Ростова в первой части подробного контракта, заключенного 25 июня 1795 г. между протоиереем Успенского собора Гавриилом, церковным старостой, купцом Иваном Матвеевым Емельяновым с живущим в Москве крестьянином графа В.Г. Орлова А.И. Ратьковым – серебряных дел мастером.

В документе указывается, что перед заказом Ратькову серебряных картушей, в Успенском соборе была изготовлена, из кипариса, новая гробница св. Игнатию. Обе сцены композиций на картушах, материал, техника в документе описаны: «в переднем клейме – чуда, когда святитель Игнатий несен был на погребение, восстав из гроба и вошедши в соборную церковь благословил людей. В другой – краткое житие, его история словами разными». Несомненно, что в собрании Ростовского музея хранится ныне первое, «переднее клеймо».

Помимо двух клейм или картушей мастеру договором предписывалось верхнюю крышку по краям обложить серебром с чеканными на ней врезками и прочими фигурами из того же пробирного серебра. Две другие, без картушей, стороны гробницы предписывалось обогнуть гладкой медью и посеребрить.

Вторая часть рассматриваемого контракта свидетельствует, что кроме работы над украшением раки св. Игнатия, мастер Ратьков взялся за украшение накладками из пробирного серебра находившегося в Успенском соборе, почитаемого, чудотворного образа Божией Матери Владимирской. О ней позже.

За свою работу Ратьков получал по 35 руб. за фунт. Образы он должен был изготовить непременно к февралю 1796 г. В задаток мастер получил при подписании 800 руб., еще 1200 руб. на покупку серебра высылались ему в Москву. Остальные деньги выплачивались по окончании работы.

1 сентября 1795 г., по предъявлению сторон, подписавших документ, ростовский маклер Алексей Привалов записал контракт в маклерскую книгу под №83.

Таким образом, с рассмотренный контракт раскрывает новые детали, связанные с историей раки св. Игнатия Ростовского, точную датировку, круг персоналий, участвовавших в оформлении заказа на серебряные украшения новой кипарисовой раки святителя и почитаемого в Ростове образа Божией Матери.

Литература и источники:

Пуцко В.Г. Серебряная рака с мощами св. Игнатия Ростовского // ИКРЗ-2003. Ростов, 2004. С. 145-156.

Мельник А.Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII – начале XX веков: основные тенденции формирования // ИКРЗ-2005. Ростов, 2006. С. 443-475

Уткина В.М. Русское серебро XVIII века в собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», М., 2009. С. 47-48. №31.

 Морозов А.Г. Контракты, связанные с иконописью и другими промыслами в маклерских книгах Ростова конца XVIII – первой половины XIX в. // Иконопись и народные промыслы. Их связь и взаимное влияние. Материалы научной конференции 2022. Ростов, 2023. [в печати].

РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 2888. Л. 224 об. – 225.

Комментариев нет:

Отправить комментарий