Страницы

Страницы

воскресенье, 15 августа 2021 г.

Медовый Спас?

Что это, русский фольклор или чудо постмодерна, на нас свалилось? В Ростовском кремле праздник отмечали, хотя и без службы как обычно. Я люблю этот праздник (хотя с него начинается пост) за его многослойность. Мне интересна культурная составляющая в религиозном опыте, и наоборот, в историко-культурном наследии, его религиозная составляющая. В данном празднике необычно много таких корней, уходящих в глубину тысячелетий, из далеких и теплых регионов, поэтому, вероятно, он и назван «медовым».

Давайте проведем археологические раскопки вместе и начнем с самого древнего пласта. Помогать нам будут календари разных эпох и сопутствующие книги, минея и пролог. Согласно последования богослужения сегодня проводится служба семи мучеников Маккавеев. Кто слышал об этом? Это ветхозаветная история и фабула здесь жестокая. Грек Антиох заставлял отречься от Бога и съесть свиное мясо. Девяностолетний Елеазар отказался и сподвиг на сопротивление Соломонию с ее семью сыновьями:

«Отвеща старец и рече:

– Не подобает мне ми о воеводо, и неполезно есть еже послушати земнаго тленнаго царя, иже днесь суща, и утре не суща, и по еже отсюду исхождении червьми снедаема, и горце и безконечно мучима; но паче Небеснаго царя, Иже един имеяй безсмертие и во свете живый неприступне, Иже словом своим сотвори всяческая видимая же и невидимая». В целом история происходит из Библии, из так называемых Маккавейских книг (2 Макк 6, 18–7, 42), но не ищите их в протестантских изданиях, их там нет. Речь, само собой, не о скверне мяса, тем более свиного, а о религиозной войне. Как всегда принуждение в религии посрамлено, а в святых Маккавеях явлена стойкость. Не чужая религия страшна, а ее безбожное навязывание.

Отметим для себя что, живя задолго до Рождества Христова святые формально не были крещены, ни разу не принимали ни одного из церковных таинств.

Указанный в календаре праздник Исхождения древ Креста Господня хорошо растолкован в зеленой минее издания Московской Патриархии 1970-х гг. В жарком Константинополе хранилась значительная часть Животворящего Креста. К римскому обычаю отмечать каждый новый месяц прибавили процессию по городу с освящением воды. Так праздник 1 августа попал в календари, ведь горожане пили из одного акведука и вода освящалась Честным древом. Этот обряд совершается до сих пор в русских храмах, в старину в этот день любили выходить на улицу, освящались «мирские» колодцы, пригонялись стада лошадей. В выходе на реку словно проигрывалось Крещение Руси, которое, как пишут, состоялось в этот день.

Имеет ли Ростов отношение к первому «медовому спасу»? Да, имеет. В прологе второй половине XVII в. есть рассказ. Согласно нему в установлении праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы участвовала вся вертикаль власти: Константинопольский патриарх Лука, киевский митрополит Константин и ростовский епископ Нестор. Мелочь, а приятно! Впрочем, много столетий спустя праздник понизили. В минее он стоит на особь и, как я понимаю, это служба сейчас никем не совершается. Так бывает в религии, акценты смещаются, что-то ветшает, что-то становится свежим и востребованным. Больше повезло другой новации князя Андрея Боголюбского — празднику Покрова, учрежденному в ту же эпоху и теми же людьми. Туга народная память, несмотря на реформу праздник хоть и не отмечается, но по-прежнему называется «Спасом». Повод задуматься.

Сказание о празднике Спаса полно средневековой непосредственности. Кажется, мы в XXI в. ничуть не изменились:

«... И возвратишася от сечи поганых. И все видеша лучи огненны от иконы Спаса нашего, Владыки и Бога, и весь полк его покры. Он же возвратися вспять и попали грады те огнем, и положи землю ту пусту, а на прочие грады возложи дань даяти».

Ну, а мед-то почему? А кто его знает?! Информацию не нашел, но обычай замечательный. Мне было в радость, когда вчера жена принесла с рынка меда из Воронина, он такой янтарный и очень вкусный. Праздник не праздник без него, все же мы дети! Пришло время урожая и мало-помалу освящаются его плоды.

Знаете, есть парафин, а есть воск. Мы не знаем, какая «жертва» Богу приятнее. Есть мед, а есть сахар, про который врачи говорят, что он вреден. Итак, имеются натуральные продукты, а имеются суррогаты, которых так много в жизни, про которые мы знаем, что они вредные, иногда забываем об этом, иногда уговариваем себя, что по-другому нельзя. Тем не менее подделки и подлинные вещи необходимо различать. Над воском и медом трудилась пчела. Над исторической информацией трудится ученый, трудолюбиво складывая мед в улей знаний. Наше право, конечно, пользоваться суррогатами.

Евангелие от Иоанна начинается со слов: «Эн архео ин о лойос». Так и слышится «археология». Говоря о «медовом спасе», мы археологически разобрали корни праздника, насытились сладким и полезным медом его истории. На здоровье! Как раз наступил д е н ь а р х е о л о г а , с чем я поздравляю всех добросовестных коллег. Будьте счастливы и здоровы, пусть у вас будет больше открытий и меньше бюрократических препон. Один, говорят, «поискал Иисуса, другой хлеба куса». Это всех профессий касается.

Да, кстати, вы что предпочитаете, мед или суррогат?!

Свящ. Александр Парфенов

Комментариев нет:

Отправить комментарий