Страницы

Страницы

суббота, 29 февраля 2020 г.

Филимоновы


В рамках подготовки к выставке «Чтобы помнили!», посвященной 75 годовщине Великой Победы, фотографии своего отца, а также фронтовые письма, документы в музей «Дом крестьянина Елкина» передала жительница с. Высоково Борисоглебского района Филимонова Елена Леонидовна.
На снимке запечатлен Шеин Леонид Михайлович отец Елены Леонидовны. Фотография сделана в 1940 году, после окончания училища.
Шеин Леонид Михайлович родился 29 марта 1914 года в д. Селище Борисоглебского района Ярославской области. В 1922 году поступил в 1 класс Селищенской начальной школы, затем окончил Борисоглебскую семилетку. С 1929 по 1932 год учился в Ростовском педагогическом училище. С 1932 по 1937 год работал учителем начальной школы. В 1937 году окончил трехмесячные курсы подготовки учителей математики для семилетних школ в г. Щербакове. С 1937 года по 1939 год работал учителем математики в Титовской семилетней школе. В 1939 году он встретился со своей будущей женой Громцевой Марией Васильевной.
В 1939 году, поскольку время было тревожное, накануне войны, был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Ярославское военно-хозяйственное училище, после чего был отправлен служить на Западную Украину, заведующим делопроизводством 360 гаубичного полка 140 артиллеристской дивизии. Затем туда к нему приехала Мария Васильевна.
Леонид Михайлович часто посылал письма своим родителям, которые бережно хранила мама. В этих письмах подробным образом описывал свой быт и работу. Внезапное начало войны разлучило супругов. «Как только началась бомбежка, Мария Васильевна была эвакуирована. Людей подняли по тревоге, посадили на поезд и отправили» - рассказывает Елена Леонидовна. Леонид Михайлович не знал, что с его женой, где она, добралась ли до дома. Очень сильно о ней беспокоился, ведь Мария Васильевна была уже беременна первым ребенком. Теперь в письмах домой уже не описывал свою жизнь, войну, а в каждый раз обращался к своим родным с просьбой разузнать и сообщить, что с его «любимой Марусей». Марии Васильевне удалось добраться до дома, где она с дочерью дожидалась возвращения супруга с войны.
В сентябре 1941 года Леонид Михайлович был ранен и попал в плен. Елена Леонидовна вспоминает рассказ отца: «Получил ранение в руку и ногу, когда стрельба закончилась, я очнулся и не понимал в какую сторону ползти? Куда? Заполз в сарай, а утром туда немцы заходят». Освобожден был в 1945 году. «Самое страшное, – вспоминал Леонид Михайлович, - тебя освобождают и не верят тебе, будто ты предатель».
В нашей беседе Елена Леонидовна поведала, что ее папа многого не рассказывал, война была запретной темой для разговоров. Фильмы военные тоже не любил смотреть. Уже после войны отцу вручили медаль «За Победу над Германией» и Орден «Красной Звезды» за спасение знамени полка.
Леонид Михайлович вернулся домой в 1945 году. В с. Высоково устроился на работу учителем. У Леонида Михайловича и Марии Васильевны родилось еще двое детей. Леонид Михайлович умер в 1998 году в возрасте 84 лет, супруга его ушла на 2 года раньше.
Светлая память об этих людях бережно хранится в семье и передается из поколения в поколение.
Алёна Сапожникова, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский

вторник, 25 февраля 2020 г.

«Гармонь для всех»


22 февраля творческий коллектив «Слобода», занимающийся в студии «Играй, гармонь!» при музее «Дом крестьянина Ёлкина», культурный центр пос. Борисоглебский, принял участие в V Всероссийском фестивале гармонистов «Гармонь для всех» в городе Вологда. Больше сотни музыкантов и творческих коллективов со всей страны приехали в Вологодский район. Праздничными площадками стали концертные залы домов культуры в поселках Майский, Непотягово, Заря, Фофанцево. Желающих принять участие было очень много! Концерты посетило более тысячи зрителей. Закончился фестиваль торжественным ужином на базе отдыха «Северное сияние».
23 февраля, по приглашению директора крестьянского хозяйства, замечательного вологодского гармониста Александра Анатольевича Механикова мы приняли участие в концертной программе в деревне Севастьяново. Нам посчастливилось побывать в гостях в гостеприимном доме супругов Механиковых. Эта удивительная, незабываемая поездка длилась с 21 по 24 февраля. Вся матушка Россия пела и плясала на этом фестивале! Песни не умолкали до утра. Такие праздники никогда не забываются, они оставляют след в душах как зрителей, так и самих участников.
Ольга Суворова, Анатолий Смирнов

понедельник, 24 февраля 2020 г.

Концерт «Играй, гармонь!» в музее «Дом крестьянина Елкина» 24 февраля 2020.


24 февраля 2020 г. в музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский состоялся концерт «Играй, гармонь!», посвященный дню защитника Отечества. Мероприятие проходит обычно в небольшом помещении музейной гостиной, гостей немного, от 40 до 60 человек, что позволяет создать уютную домашнюю обстановку.
В программе концерта, длившегося несколько более двух часов, выступили уже знакомые и полюбившиеся зрителям солисты и коллективы, так и артисты, впервые посетившие поселок Борисоглебский.
Старейший Борисоглебский гармонист Александр Александрович Иванов (село Высоково) как всегда удивил наигрышами на русской гармони. С большим вниманием гости послушали сольное выступление певицы Светланы Наштов (Ростов).
Впервые на гастролях в поселке Борисоглебский побывала вокальная группа «Поречаночки» (ДК Поречье-Рыбное). Борисоглебцы высоко оценили проникновенное, эмоциональное, талантливое и завораживающее выступление порецких девчат.
Очень тепло слушатели приветствовали Ольгу Суворову (село Высоково, Борисоглебский МР). Ее новое стихотворение о трагической судьбе русской деревни поразило всех, никого не оставило равнодушным. Также прозвучало несколько авторских песен в исполнении Елены Брюхановой (Ростов). Зрители слушали любимые русские и советские песни в исполнении замечательного дуэта «Ивушка» (Ярославль).
Выступал сольно и аккомпаниатором уже полюбившийся зрителям народный гармонист России Геннадий Аксёнов (г. Брянск). Исполнили наигрыши, вариации на русской гармошке Борисоглебские гармонисты Михаил Воронин (пос. Красный Октябрь) и Александр Веселов (деревня Турово).
Вновь, как всегда, порадовал своими песнями и частушками ансамбль «Ростовская частушка». Солист и ростовский бард Александр Нечаев, вместе с аккомпаниатором Александром Кузнецовым (баян) великолепно исполнили отрывок о гармони из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Завершилась концертная программа теплым, душевным выступлением творческого коллектива «Слобода» (пос. Борисоглебский).
Концерт вели Анатолий Смирнов и Лариса Ежова (пос. Борисоглебский, Ростов). Ведущая подарила каждому из мужчин-артистов по небольшому дружескому подарку. Нашла для каждого простые, но значимые слова. Праздничный концерт получился ярким, веселым и насыщенным.
Лариса Ежова, Анатолий Смирнов

пятница, 21 февраля 2020 г.

Один день из жизни музея


 Окончание месяца для нашего музея «Дом крестьянина Ёлкина» всегда волнительно. Традиционно собирается клуб «Яблочный пирог», затем концерт «Играй, Гармонь!» Данные мероприятия стали привычны и очень ожидаемы нашими посетителями. Февраль не стал исключением. Месяц подходит к концу и тема для концерта само собой День защитника Отечества.
Тема для «Яблочного пирога» была закономерна: 29 февраля - дата 100-летия со дня рождения русского, советского писателя Фёдора Абрамова. С Борисоглебской землёй его связывает не малый этап жизни. День, 21 февраля, выбран, встреча назначена. Но судьба или случай, уж кому как видится, вносит свою толику изменений в расписание рабочего процесса. И вот уже «Дом крестьянина Ёлкина» готовится принять не только участников клуба, но и гостей. С утра привычная суета подготовки, а к одиннадцати часам подъехали наши новые друзья – члены Ярославского союза пенсионеров в составе восемнадцати человек. Люди взрослые, но энергичные, имеющие много увлечений, но к нам их привел общий с нашей студией «Дебют» интерес к исторической бытовой реконструкции.
Встреча с танцами, беседами и обменом информации была назначена на 12.30, а до того гости собрались посмотреть Борисоглебский монастырь. Прогулка удалась, погода радовала мартовским теплом, а гости неподдельным интересом и бесконечными вопросами. К 12.00 вернулись в музей и принялись наводить лоск перед встречей с «коллегами». К слову, наши «дебютантки» уже были готовы, но, как гостеприимные хозяйки, гостей не торопили. И вот даны вступительные фанфары и встреча началась. Знакомство, общение, обмен знаниями об изученных эпохах, стилях и возможных вариантах их воспроизведения.
Незаметно пролетело время, а за дверями зала уже скоро начнется другое мероприятие. Гости присоединяются вместе с участниками «Яблочного пирога» к экскурсии по выставке, посвященной Фёдору Абрамову, начавшейся, по традиции, ровно в 14.00. Экскурсия то же отличилась «дебютом», её полностью приготовила и провела Алёна Геннадьевна Сапожникова – новый сотрудник нашего музея. Следует отметить, что и гости, и наши постоянные посетители очень хорошо отозвались о рассказе молодого научного сотрудника, высоко оценив результат её первого самостоятельного опыта.
Затем разговор продолжился уже за чашечкой ароматного горячего чая. «Попытали» о предметах выставки Владимира Сергеевича Мартышина (ведь коллекция-то его), поэкспериментировали с текстами Абрамова под руководством Светланы Ференцевны Щукиной. В завершении посмотрели фильм «Живые родники Борисоглебской Земли». Было всем и светло, и немного грустно. Светло от того, что встретились, познакомились, открыли новое, да и день получился насыщенным. Грустно, что все когда-то заканчивается. Но без расставаний не бывает встреч! До новых встреч наши старые и новые друзья!
Юлия Байкина, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский

среда, 19 февраля 2020 г.

Обращение музея «Дом крестьянина Елкина» к борисоглебцам


Музей «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Брисоглебский, ГМЗ «Ростовский кремль» призывает всех жителей и уроженцев Борисоглебского района принять участие в подготовке к выставке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
«Чтобы помнили!» - выставка фотографий военной поры, призванная сохранить как можно больше документальных фотографий наших Борисоглебских сел и деревень: улицы и дворы, семьи, фронтовики и труженики тыла, дети и взрослые. Нужны фотографии любого сюжета, довоенные фотографии, снимки военного и послевоенного времени. Также важны фронтовые письма, личные вещи и документы.
Оригиналы семейных реликвий останутся у владельцев – музей в первую очередь отсканирует их. Подлинные предметы для выставки будут оформлены договорами. Вместе с тем, сотрудники музея запишут ваш рассказ, воспоминания о героях тех лет. Участие в проекте подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника, сражавшегося за Родину, трудившегося в тылу для Победы, может поделиться фотографиями и историей из домашнего архива, семейного альбома.
Проект – не только выставка, но и серия публикаций ваших воспоминаний и фотографий о героях военной поры, на страницах музея в интернете. Ибо люди, ушедшие от нас, живы до тех пор, пока о них помнят, а их фотографии живут, пока их смотрят дети и внуки, земляки. Семейные реликвии важны для всех поколений борисоглебцев настоящих и будущих.
Данная поисковая работа уже ведется музеем с прошлого года. Подведение итогов, презентация выставки состоятся в начале мая 2020 г. в ходе праздничных мероприятий, посвященных 75-летию Победы. А в перспективе тема Великой Отечественной войны станет частью постоянной экспозиции музея.
Контакты:
пос. Борисоглебский, музей «Дом крестьянина Елкина», ул. Первомайская, 16.
Телефоны: 8(48539) 2-21-56; +7960 540 44 16.

вторник, 18 февраля 2020 г.

«Играй, гармонь - душа народа!»


В этом месяце наш творческий коллектив «Слобода», который занимается в студии «Играй, гармонь!» при музее «Дом крестьянина Ёлкина», вновь побывал в Истринском КДК Московской области на фестивале «Играй, гармонь - душа народа!», организованном Творческим Центром гармонистов «Муравушка».
Здесь собрались артисты с разных уголков России, в их числе и мы. Солистка Ольга Суворова прочитала своё стихотворение «Русские деревни» и исполнила песню «Русская под гармонь». Вокальная группа «Слобода» в составе Елены Самариной, Веры Кручиной, Ольги Суворовой, Людмилы Беляевой, Ларисы Ежовой и художественного руководителя Анатолия Смирнова порадовали зрителей песнями «Деревенька моя старая» и «Ромашки-цветы».
Ещё раз мы убедились в том, насколько гостеприимна публика города Истра, как жители города любят русскую гармошку и народные песни. Хочется бесконечно радовать зрителей своим творчеством, а в ответ слышать возгласы «Браво!» и «Молодцы!», которыми зрители провожают каждого выступающего. Мы рады были встрече с уже знакомыми нам гармонистами и солистами, а также познакомились с новыми для нас талантами из народа.
После концерта мы направились на знаменитую улицу Болотова, где проходили съёмки нашего коллектива. Очень душевно посидели на «Кухне талантов». Каждый раз во время таких встреч удивляешься тому, сколько же талантов-самородков по всей России, а сколько их ещё не открыто! Радуется душа за нашу русскую землю.
Ольга Суворова, Анатолий Смирнов

суббота, 15 февраля 2020 г.

Встреча с детством

Нина Борисовна Зайцева

Четверг, 13 февраля, начало обычного рабочего дня. В тишину музейного утра ворвался звонок: «Алло, Юля, здравствуй! Это Нина Борисовна Зайцева звонит. У тебя не будет времени нас сегодня принять. Мы с сестрой давно к тебе собирались и вот решили». Кладу трубку. Ловлю себя на том, что улыбаюсь. Я вообще, только придя работать в музей осознала, насколько человеческая жизнь длина и коротка одновременно. Вот, давно ли я школьницей сидела на уроках Нины Борисовны… А сейчас она у меня про свободное время спрашивает, смогу ли принять. Конечно, смогу, и не просто смогу, а жду этой встречи с нетерпением любопытного ребёнка.
Ну вот и встреча, приветствия, знакомство. Если Нину Борисовну я знаю еще со школы, то с её сестрой Кулагиной Эльвирой Михайловной мне общаться ранее не приходилось. Внимательно вглядываюсь в лицо своей пожилой учительницы, кажется, и не изменилась вовсе, только, то ли я выше стала, то ли она уменьшилась в росте. А в остальном все такая же: светлый ум, бойкая эмоциональная речь, бодрый взгляд. Успокоенная начинаю расспросы. С чем пришли? О чем пойдет речь? Знаю, что темы для разговора могут быть самыми разнообразными.
«Мы, Юля, хотим про КБО Борисоглебское рассказать. Элина мама там всю жизнь проработала». Начинается рассказ про артель инвалидов и Промкомбинат, про объединение в КБО, про строительство памятной, даже мне, «Ёлочки». Особенно Нина Борисовна остановилась на том факте, что в годы войны и после неё, в артели работало очень много инвалидов, возвращавшихся с фронта. А в конце 1950 – начале 1960-х гг. в Промкомбинате получили полезные швейные навыки почти все выпускницы Борисоглебской школы, прежде, чем определились с будущей профессией.
Не заметила, как пролетел час, спорили, уточняли, дополняли друг друга, смеялись над казусами прошлых лет, поясняли, кто на фотографиях. И вот наши гостьи, удовлетворенно вздохнув, поднимаются: «Ну, совсем мы вас, девчонки, заболтали! Пойдем мы!» Вздыхаю и понимаю, что расставаться не хочется и видно не мне одной. «А знаете, - говорит вдруг Нина Борисовна, - тот наш дом старый, на Профессиональной, я до сих пор вспоминаю. Жили там все вместе, весело. А потом продать пришлось. Когда разбирали хлам, много старинных вещей нашли. Тогда Света Лапшина даже в музей часть предметов взяла. Помню пальто зимнее красивое из бархата было». А у меня как лампочка в голове зажглась. «Так ваше пальто, - говорю, - наверху в экспозиции висит. Хотите посмотреть?» Гостьи с радостью соглашаются. Поднимаемся, подходим к витрине. «Нет, не оно!» - разочарованно тянет Нина Борисовна. «Да, что ты, Нина, оно! Смотри застежка наша!» - восклицает Эльвира Михайловна. «А ведь и правда!» Обе наши гостьи заулыбались, затараторили, обсуждая вещь.
И вдруг, Нина Борисовна повернулась ко мне: «А ты знаешь, Юля, я когда по молодости его из сундука доставала, тетя Оля мне говорила, что сидит оно на мне идеально. Всё советовала в нем на улицу пойти! Да я стеснялась». На губах легкая улыбка с примесью грустинки, в глазах блеск и радость и печалью вперемешку. Я и не заметила, как и сама заулыбалась. «А ещё Света чайнички фарфоровые брала…» Поворачиваюсь к горке, показываю рукой: «Вот, посмотрите, может из этих?» Подходят, всматриваются, теперь с оценкой не спешат. «А ведь, наше, Эля!» - осторожно проговаривает Нина Борисовна и та кивает. Помолчали, как будто боялись спугнуть что-то важное, ценное, дорогое и невероятно теплое. Мгновение, другое, и тут загомонили одновременно, спеша поделиться воспоминаниями. «А помнишь чайник в виде петушка с обломанным носиком?» «И самовар…». «И туалетный столик с крутящимся зеркалом…». А я стою и чувствую ком в горле от понимания, с детством можно встретиться, и машина времени существует!
Юлия Байкина, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский


пятница, 14 февраля 2020 г.

Значимость Горы святой Марии


 

Гора святой Марии в окрестностях Ростова Великого

Гора святой Марии – обширный моренный холм, покрытый смешанным лесом. Находится на окраине Борисоглебской возвышенности у с. Филимоново и с. Краснораменье Ростовского района Ярославской области. Северо-восточный край холма в древности был подрезан р. Сарой. Высотные отметки холма 170–200 м; наивысшая точка – 211,8 м.


Значимость Горы святой Марии как историко-ландшафтного объекта
  • Место исторического события – встречи князей и их войск в 1216 году перед битвой на Липице (в 2016 году отмечалось 800-летие этого события)
  • Является мемориальным местом, связанным с ростовским князем Константином Всеволодовичем и новгородским князем Мстиславом Удатным – участником битвы на Калке
  • Первое письменное свидетельство о сельской деревянной церкви Северо-Восточной Руси (1216 год)
  • Одно из ранних свидетельств о почитании Марии Египетской в Древней Руси
  • Первое упоминание сельского поселения на территории Ярославской области
  • У подножия Горы находится целебный источник «Святой колодец» (упоминается с 1885 г.)
  • Уникальный комплекс памятников археологии (9) эпохи средневековья (Древняя Русь, Московская Русь)
  • Курганный могильник (около 200 погребальных насыпей) – в настоящее время самый крупный на территории Ярославской и сопредельных областей
  • Эталонный историко-культурный ландшафт (дороги, пруды, межевые ямы и др.), не подвергавшийся серьезному антропогенному воздействию после XVI века
  • Территория распространения видов, занесенных в Красную книгу Ярославской области (грибы, животные, растения)
  • Живописная местность со сложным рельефом, покрытая смешанным лесом (береза, ель, клен, дуб, вяз, ясень, черная и серая ольха)
  • Перспективная территория для развития сельского туризма в Ярославской области

Основная литература
  • Филимоново // Новый и полный географический словарь Российского государства, или Лексикон... М., 1789. Ч. VI. С. 104, 105. Читать.
  • [Титов А.А.] Гора св. Марии // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Спб., 1890. Т. 17. С. 14. Читать.
  • Леонтьев А.Е. «Гора святой Марии» // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 7. С. 218-230. Читать.
  • Киселев А.В. Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 308-325. Читать.
  • Каретников А.Л. Гора святой Марии в окрестностях Ростова Великого // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2016. Вып. 21. С. 205-246. Читать.
  • Парфенов Александр, иерей Паломничество к урочищу «Гора святой Марии» в XX веке // История и культура Ростовской земли. 2016. Ростов, 2017. С. 337-344. Читать.
  • Каретников А.Л., Каретникова В.А., Тарарака З.В. Новейшие археологические открытия на Горе святой Марии // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2018. Вып. 23. С. 286-319. Читать
  • Иерей Александр Парфенов Урочище «Гора святой Марии» как религиозно-историческое место // Сборник трудов Ярославской Духовной семинарии. Ярославль, 2018. №8. С.118-124. Читать
  • Каретников А.Л., Каретникова В.А., Тарарака З.В. Гора святой Марии: археологические открытия 2018 года // История и культура Ростовской земли 2018. Ростов, 2019. С. 41-72. Читать

вторник, 11 февраля 2020 г.

А впереди была война…


Данная статья вызвала положительный отклик у борисоглебцев, а также родственников Бурнашовых Василия Михайловича и Валентины Дмитриевны. Уточнить их биографию помог внук героя – Владимир Лавров (Ярославль), которому мы выражаем искреннюю признательность.
С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Люди знали, что война - это гибель, но все равно, женщины провожали своих мужей на фронт, прощались, понимая, что возможно навсегда, ждали, надеялись и любили.
Фотография, переданная работникам музея «Дом крестьянина Елкина», хранится в личном архиве Нины Михайловны Николайчук, жительницы пос. Красный Октябрь Борисоглебского района. Снимок был подарен Нине Михайловне вовремя ее работы по сбору информации об участниках войны Борисоглебского района Бурнашовой Валентиной Дмитриевной.
Фотография размером 8,7х13,8 см, выполнена в черно–белом цвете. Представляет собой портретный снимок, на котором запечатлены мужчина в военной форме и женщина, одетая в белую кофту и жилет, волосы зачесаны назад и убраны. Задний фон снимка размыт. Сохранность снимка удовлетворительная, имеются потертости, загрязнения, отсутствуют фрагменты углов. На обороте фотографии имеется надпись «1941 год война перед отпр. на фронт».
На снимке изображены супруги Бурнашовы Василий Михайлович и Валентина Дмитриевна. Согласно, имеющейся подписи, можно сделать вывод, что фотография была сделана в 1941 году, перед отправкой на фронт Василия Михайловича.
Бурнашов Василий Михайлович родился летом 1917 года. Женился на Валентине Дмитриевне еще до войны, 28 февраля 1937 года. Когда началась война, как и многие, был призван в ряды Красной армии. В 1941 году проходил обучение в Костроме, которое закончил в звании сержанта. Василий Михайлович погиб 22 июня 1942 года. Место его захоронения: Ленинградская область, Новгородский район, Мясной Бор. [КПЯО. Т. 2. С. 98].
В нашей стране нет ни одной семьи, которую не коснулась бы война страшным известием о гибели близких, любимых людей. «Расскажи жене, как я погиб» - такой была последняя предсмертная просьба умирающего солдата Бурнашова Василия Михайловича, обращенная к однополчанину, которому выпала горькая и в тоже время почетная обязанность исполнить последнюю волю бойца.

Василий Михайлович погиб, но память о нем хранится, ведь осталась фотография, с которой смотрят двое молодых любящих людей. Взгляд Василия Михайловича точно отражает его внутренне состояние, он сосредоточен и полон печали, а Валентина Дмитриевна спокойна в объятиях супруга, на губах у нее сдержанная улыбка. Она провожает мужа на войну, надеясь, что разлука их будет недолгой и впереди у них целая жизнь. А впереди была война…
Алёна Сапожникова, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский

понедельник, 10 февраля 2020 г.

Договор обучения лепному и мраморному художеству у Ивана Фохта в маклерской книге Ростова 1799 г.


В маклерских книгах города Ростова конца XVIII – первой половины XIX в. отложились договоры и контракты, условия между лицами разных сословий на обучение тому или иному ремесленному мастерству: портному, сапожномустолярному, золотарному, иконописному, финифтяному, поварскому и др. В маклерской книге за 1799 г. встретился договор на обучение лепному и мраморному художеству. Рассмотрим его.
Договор датирован 1 января 1799 г. Его заключили капитан Николай Федоров Дуров и немец Иван Андреев Фохт. Данный мастер, скульптор, известен в Ростове тем, что принимал участие в украшении лепными рельефами Димитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря, строительство и украшение которого велось как раз в 1794—1801 гг.
Суть договора в том, что Дуров отдал Фохту для обучения «лепному и мраморному художеству и гражданской архитектуры рисованию» крепостного, дворового, своего человека Николая Никитина. Ниже указаны срок обучения - четыре года с момента заключения договора.
В течение первых трех лет Дуров оплачивал Фохту за обучение Никитина по 25 рублей ежегодно. Последний, четвертый год, ученик должен был находиться на содержании у мастера. Все цифры в документе написаны прописью. За время обучения Иван Фохт обязывался выучить Николая Никитина «всему, что сам разумеет».
Одежда и обувь ученика – платье верхнее, нижнее и банное обеспечивались за счет помещика. Оговоренная плата за обучение первых трех лет по согласию сторон выплачивалась при наступлении каждого года.
При заключении договора, «дабы все вышеозначенное с обоих сторон было сохранено нерушимо», стороны решили записать его в маклерскую книгу. Что было сделано только через два месяца после его заключения. 28 февраля 1799 г. титулярный советник Петр Львович Безобразов и немец Иван Андреев Фохт явили договор в Ростове у маклерских дел. В маклерскую книгу подлинник, под №50, записал маклер Алексей Привалов.
Отметим также, что в маклерских книгах отложились несколько контрактов скульптора Ивана Фохта с ростовскими ремесленниками, которых он принимал на работу в качестве подмастерья.
Таким образом, скульптор, немец Иван Андреев Фохт не только оставил в Ростове свои прекрасные творения в виде лепных украшений Димитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря, но и брал в обучение учеников, нанимал помощников.
Литература и источники:
Вахрина В.И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. — М.: Отчий дом, 2002. — 143 с.
Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / [текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова)]. – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3250. Л. 48.

среда, 5 февраля 2020 г.

Топоним «Баландино»


Баландино – холм в лесу с небольшой дубовой рощей, окруженный торфяными болотами, в 4 км к югу от Новой Деревни, почти на границе с Ивановской областью. В настоящее время место подкормки лосей и кабанов. «Пилил дрова на Баландино». Местное население происхождение названия объяснить не может.
В годы Великой Отечественной войны здесь производилась добыча торфа. Люди, мобилизованные на данную работу, жили в поселке из бараков и землянок, следы которых угадываются по большим прямоугольным ямам, сгнившим бревнам.
«На торфянке «Баландино», - вспоминала Зинаида Васильевна Глебова, -  я отработала два года, 1942-1943 годах. Работали по четыре часа, потом шли на отдых в бараки. Заступала другая смена. Через четыре часа мы ее меняли. Выдавали инструменты: совок, лопату и доску, на которую стелили торф, пока он не засохнет, затем его складывали в штабеля. Часть торфа и корни отвозили в Поречье для отопления консервного завода. Основная масса торфа отправлялась в Угодичи. Кормили нас американской тушенкой, омлетом. За хорошую работу, выполнение нормы присваивали 1 категорию на питание, и давали по 300 граммов хлеба и бутылочку винца, когда мы шли домой или в угодичскую баню…».
В писцовой книге 1629–1631 гг. упомянут митрополичий сын боярский Воин Иванов сын Боландин, сидевший на митрополичьих землях по реке Печегде в Печегодском стане, границы владений которого на севере с Назорным и Вексицким станами в лесной зоне почти соприкасались с данной территорией.
Литература и источники:
Морозов А.Г. Материалы к топонимическому словарю Ростовского муниципального района: топонимия Поречского сельского округа на рубеже XX-XXI вв. // СРМ. Ростов, 2009. Вып. XVIII. С. 162-163. (см. топоним №3).
Морозов А.Г. Запись от лесника Петра Константиновича Маслова, 1963 г.р., в п. Поречье // ГМЗРК. А – 1940. Отчет научно-исследовательской экспедиции 2006. С. 151.
Виденеева А.Е., Рогушкина Е.В., Савина А.Ю., Морозов А.Г. «Была война…». Сборник документов и воспоминаний о Ростове в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Ростов, 2001. С. 9, 22, 131.
Морозов А.Г. Запись от Анны Дмитриевны Крутиковой, 1927 г.р., в с. Щаднево Ильинского района Ивановской области // ГМЗРК. Д. 986. Отчет научно-исследовательской экспедиции 2002. С. 23.
Гудзь-Макаров А.В. Ростов Великий и его уезд. М., 2003. С. 221.