Страницы

Страницы

четверг, 28 ноября 2019 г.

Музей «Дом крестьянина Елкина». Встреча в клубе «Яблочный пирог», 28 ноября 2019.


28 ноября 2019 г. в музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский, состоялось очередное заседание клуба «Яблочный пирог». Оно было посвящено теме «Реставрация».
В рубрике «Жизнь музейного предмета», на примере экспоната «КРЕСТ», Россия XVIII в.; медь, литьё, находящегося здесь, на действующей выставке, о своей работе, рассказал Максим Тюрин -художник-реставратор по металлу Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Музей-заповедник имеет реставрационные мастерские, штатных реставраторов по целому ряду направлений. Действует специальный реставрационный совет.
В своей мастерской Максим реставрирует разные виды музейного металла, изготовленного в широком временном диапазоне. Реставратор работает с черным и цветным металлом, в том числе бронзой, латунью, медью и оловом. Реставрацию проходят предметы из археологических раскопок, церковная утварь и древнерусское медное литье, оружие, изделия бытового назначения, предметы народного быта, а также произведения декоративно-прикладного искусства – часы, осветительные приборы и мемориальные блюда. Как можно почистить металл от ржавчины и окислов, о приемах для лучшей сохранности старинных предметов. На мастер-классах в музее-заповеднике мастер предлагает попробовать себя в роли реставратора по металлу.
Гостем клуба стал известный реставратор, директор научно-производственной реставрационной мастерской Александр Рыбников. В нашей стране ещё остались скромные подвижники-реставраторы, которые в российской «глубинке» своим нелёгким трудом сохраняют и возрождают для нас историю и красоту Отчизны. К их числу с полным правом можно отнести директора Научно-производственной реставрационной мастерской (НПРМ) «Яблоко» Александра Станиславовича Рыбникова, принимавшего самое активное участие в восстановлении памятников Ростова Великого, Переславля-Залесского, Ярославля, Углича и других городов нашей необъятной Родины.
 НПРМ «Яблоко» - старейшая инженерная реставрационная мастерская в истории современной России. Она была основана в 1991 г. и является правопреемником одного из подразделений государственной Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ЯСНРПМ).
Александр Станиславович приехал в посёлок Борисоглебский, как научный руководитель от ЯСНРПМ, осуществляющий долгосрочный план восстановления всех находящихся на той территории памятников истории и культуры, в том числе знаменитого Ростовского Борисоглебского на Устье монастыря. К тому времени за плечами у Александра Станиславовича уже был успешный опыт реставрации памятников архитектуры в Ростове, Малых Солях, Угличе, Ярославле, Тутаеве. Он был хорошо известен в профессиональных кругах.
Реставрационные работы в монастыре начались с главной святыни – кельи Преподобного Иринарха Затворника. Восстановлению предшествовали длительные изыскательские работы. Александр Станиславович сам изучил то, что оставалось от построенной в XVII в. кельи, своими руками прощупал чудом сохранившуюся в одном месте кирпичную кладку и только после этого приступил к созданию проекта восстановления. Над реставрацией кельи работали не покладая рук, и уже в августе 1990 г. в день памяти святых мучеников князей Бориса и Глеба архиепископ Ярославский и Ростовский Платон освятил её, полностью восстановленную в первозданном виде.
Одновременно с работой над кельей Рыбников начал подготовку к реставрации аварийной восточной стены монастыря, которая выходит на дорогу Ростов-Углич. Стена буквально падала, наклоняясь в год примерно на два-три сантиметра, что грозило скорому её разрушению. Реставраторы во главе с Рыбниковым начали с того, что убрали помойку и укрепили фундамент. А затем в течение двух последующих сезонов выправляли падающую стену. То, как её восстанавливали, потом назвали «методом Рыбникова». Данный метод позже использовался «яблочниками» не раз, в том числе при восстановлении двух монастырей – Казанского в Ярославле и Преображенского в Москве.
К тому времени, когда стена была восстановлена полностью, мастерская, руководимая Рыбниковым, уже была негосударственной организацией, называлась реставрационной мастерской «Яблоко» и особой поддержки со стороны госструктур не имела. Времена тогда были такие, что не до реставрации памятников истории и архитектуры было. Но, несмотря на все трудности, мастерская самоотверженно продолжила начатое ЯСНРПМ дело.
По мере ведения реставрационных работ в Борисоглебском монастыре расширялась её база. Со временем «Яблоко» обзавелось собственной техникой, сюда пришли работать настоящие специалисты, как говорит Александр Станиславович, «Мастера с большой буквы М». С каждым годом рос поток предложений поработать на восстановлении того или иного объекта. В начале 2000-х гг. добрая слава о реставраторе Рыбникове и мастерской «Яблоко» разлетелась далеко за пределы Ярославской области.
Любой реставрационной работе предшествует исследовательская. Например, в Ростовском районе Ярославской области в черте села Варницы есть две церкви – Паисия и Уара и Воскресенская. Их тоже восстанавливала реставрационная мастерская «Яблоко», причём делала это только после проведения собственных научных изысканий и подготовки проектно-сметной документации. Хорошим подспорьем в этом для них стали рассказы местных старожилов, помнящих, какими были обе церкви до революции 1917 г. и фотографии из их семейных альбомов.
Перечень восстановленных НПРМ «Яблоко» за прошедшие 28 лет объектов настолько велик, что по ним можно составлять большой путеводитель для туристов. В него обязательно войдут пожарное депо конца XIX – начала XX вв. и ансамбль жилых домов купцов братьев Урловых в селе Вятском, настоятельский корпус XVII в. Фёдоровского монастыря в Переславле-Залесском, подворье Толгского монастыря церкви Толгской иконы Божией Матери в Рыбинске, комплексы памятников в Николо-Улейминского, Троице-Варницкого, Спасо-Яковлевского монастырях, объекты Ростовского кремля и многие другие замечательные памятники.
Но «Яблоко» восстанавливает не только старые, почти полностью разрушенные объекты, по их проектам строят новые. В Ярославле по проекту борисоглебских реставраторов были выстроены часовня во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и часовня в память о Святейшем Патриархе Алексии II, в Болгарии – часовня во имя Божией Матери. В 10 км от знаменитого села Вятское на берегу древнего Шачебольского озера по эскизу А.С. Рыбникова и с благословения Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона была построена часовня-храм. И это не считая множества объектов гражданской застройки.
К сожалению, от нас ушло целое поколение инженеров-реставраторов. Александр Станиславович, будучи председателем Ярославской региональной организации Союза реставраторов России, постоянно выступает за то, что пора реставрировать саму реставрационную отрасль. «Надо отходить от её коммерциализации, возвращать принцип живого творчества, а не доверять все проектные работы компьютеру. Прежде, чем приступать к созданию проекта, он должен сам побывать на объекте, потрогать всё своими руками, поработать кисточкой и лопаткой. Инженер-реставратор должен быть одновременно и архитектором, и строителем, и историком, и исследователем. Только тогда он сможет привести в первозданный вид объект реставрации, когда изучит его вдоль и поперёк, всю его историю».
Рыбников считает, что готовить таких специалистов нужно как можно больше, но не так, как это делается сейчас. Молодой человек, решивший посвятить себя этому делу, должен любить и знать историю своей Родины, не бояться трудностей, уметь работать не только головой, но и руками. Он согласен с тем, что сейчас реставраторам нужны новые подходы и новые технологии, что есть хорошие, современные материалы по укреплению стен, гидроизоляции. Но он уверен, что какими бы хорошими ни были новые материалы, использовать их в реставрации нужно осторожно.
Всеми сотрудниками «Яблока» и Александром Рыбниковым в частности движет любовь к русской культуре, бережное отношение к национальному достоянию, к отечественным святыням.
В публикации использованы материалы статьи: Реставратор – это больше, чем художник и историк // Точка опоры. Российский деловой журнал. Октябрь 2016. №217.








Комментариев нет:

Отправить комментарий