Страницы

Страницы

четверг, 13 декабря 2018 г.

Печной изразец из дома Ёлкиных - Барбашовых


Музей «Дом крестьянина Ёлкина» в пос. Борисоглебский, как известно многим, собирает печной изразец XIX в. для макета печи. Мы получили много откликов от населения, за что искренне благодарим. Отозвались и представитель семьи Ёлкиных, проживающие в посёлке.
Сотрудники нашего музея ещё летом познакомились с потомками старинного зажиточного рода Борисоглебских крестьян Ёлкиных. Обменявшись информацией выяснилось, что наши новые знакомые представители семьи одного из четырех братьев Ёлкиных, переехавших в Служнюю (Подгорную) слободу с отцом в начале XVIII в. Галицкая Татьяна Геннадьевна является представителем шестого поколения потомков Фёдора Ёлкина продолжает жить в Борисоглебе, собирая историю своего рода. Новая наша встреча произошла как раз по поводу изразца. Татьяна Владимировна принесла в музей замечательный образец в коричневой глазури и хоть для макета он использован быть не может, но представляет интерес сам по себе.
Как известно, впервые русское изразцовое искусство появилось на территории Древнего Киева в X-XI вв., Старой Рязани и Владимира в XII в. Здесь при раскопках археологи обнаружили первые русские изделия из керамики с покрытием из прозрачных многоцветных глазурей. Уже в XV в. изразцы широко использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. На XVII в. пришелся расцвет муравленых изразцов («мурава» - свинцовая глазурь зелёного цвета). А в XVIII в. Пётр I велит делать изразец на европейский манер – гладкий с голубым рисунком. Не смотря на это, и полихромные и рельефные изразцы не теряют своей популярности вплоть до XX в. Самыми известными и узнаваемыми были московские, белорусские и ярославские мастера. Примечательно, что ярославские изразцовые мастера начали сразу изготавливать многоцветные плитки, минуя муравленые. Они в больших количествах производили изразцы-розетки, пояса, многоизразцовые клейма, антаблементы. Розетки своими изображениями похожи на московские, остальные изделия довольно самобытны, существенно отличаются от московских как изображениями, так и оттенками эмалей. Наибольшего размаха изразцовое производство в Ярославской губернии достигает во 2 половине XIX – начале XX вв. К этому времени в нашем крае имелось три основных центра (куста) произ­водства изразцов: Ярославский, Ростовский и Рыбинский.
Наш образец из красной глины, рельефный и покрытый коричневой (терракотовой) глазурью. По мнению местных специалистов, имеет наибольшее сходство с продукцией Рыбинского завода Аксёнова. Это возможно, но наводят на сомнения два обстоятельства. Во-первых, Аксёновские изразцы, по документальным источникам, имели заводское очень примечательное клеймо на румпе, а здесь мы его не видим. Во-вторых, по рассказу дарительницы Галицкой Татьяны Геннадьевны, изразец был привезён в Борисоглеб в их дом по улице Лесной из села Игнатовское, Фурмановского района, Ивановской области, из разобранного купеческого дома.
После передачи изразца в фонды Ростовского музея специалисты, конечно, дадут точный ответ на вопрос о происхождении данного образца. Тем более, что по рассказам Татьяны Геннадьевны, её мать, Барбашова Галина Афанасьевна, передавала несколько таких образцов в музей ранее. Данный факт, к нашему огорчению, свидетельствует и о том, что сама печь разрушена. А ведь ещё каких-нибудь 100 лет назад такая красавица, находясь в доме, свидетельствовала о благосостоянии его хозяев и была предметом гордости.
Юлия Байкина
сотрудник музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский




Дом (бывший) Елкиных - Барбашовых на ул Лесной пос. Борисоглебский

1 комментарий: