Многие исследования жизненных историй начинаются неожиданно. И эта история началась с того, что мне ВКонакте пришло сообщение о том, что в группе села Никольское уже давно помещено обращение Михаила Прозорова к участникам группы - помочь узнать судьбу его прадеда Прозорова Алексея Алексеевича. Согласно семейным преданиям и документам, имеющимся на этот момент у Михаила, Прозоров Алексий был до ареста в 1940-м году настоятелем Преображенского храма в селе Никольском.
Страницы
▼
Страницы
▼
суббота, 30 июня 2018 г.
пятница, 29 июня 2018 г.
Музей "Дом крестьянина Елкина" и Ярославское телевидение: съемки 29 июня 2018.
29 июня сего года в
музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский
Ярославское телевидение, телеведущий – Владимир Болонкин, оператор – Александр Кужель,
снимали три сюжета.
Первый сюжет -
воспоминания педагога Наталии Борисовны Баженовой. Наталия Борисовна живет в
Петрозаводске, а на лето приезжает в пос. Борисоглебский. Здесь, с 1920-х гг.
работали учителями ее папа и мама. Наталия Борисовна поделилась своими удивительными
фотографиями, на которых Борисоглебские учителя, школа 1920-1960-х гг. Как
известно, в 1867 г .
зажиточные Борисоглебские крестьяне Елкины передали этот дом под школу. Здание
школа занимала около 100 лет. У Наталии Борисовны хранится уникальная
фотография, на которой ее мама с учениками в классе здания школы, которое ныне
занимает музей «Дом крестьянина Елкина». Позже воспоминания Наталии Борисовны,
фотографии и письмо учителей 1920-х гг. мы опубликуем здесь, в музейном блоге.
Вторым сюжетом была выставкаБорисоглебского мастера ткачества и рукоделия Музы Швец (Барановой). Муза
Михайловна обстоятельно рассказала, какие произведения экспонируются на
выставке и как они были сделаны: замысел, эскиз, материал, техника.
Третьим сюжетом стал
проект «Играй, гармонь!». Руководитель гармонистов, лауреат ряда российских и
международных фестивалей Анатолий Смирнов рассказал о коллекции гармоней и баянов,
представленных на выставке. Ростовский гармонист Александр Кузнецов и Анатолий Смирнов
показали ряд номеров с «изюминками», которые исполняются в интерактивной
программе «Играй, гармонь!» для туристических групп и на концертах для местногосообщества. Творческий коллектив «Борисоглебские парни» и солистка, дипломант российских
и международных фестивалей Лариса Ежова спели под гармонь несколько песен.
суббота, 23 июня 2018 г.
Выставочный интерактивный проект «Играй, гармонь!» в музее, «Дом крестьянина Елкина»
Выставочный
интерактивный проект «Играй, гармонь!» в музее, «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский посвящен самобытным музыкальным
талантам. Герои проекта – гармонисты, яркие личности, с колоритными, почти
всегда незаурядными судьбами из разных неповторимых уголков Центральной России,
раскрывающие поразительное многообразие народных талантов, особенности уникального
регионального фольклора.
Зачинатели
и организаторы проекта - замечательные, увлеченные люди - Анатолий Смирнов и
Лариса Ежова, инициатива которых была поддержана дирекцией Государственного
музея-заповедника «Ростовский кремль» и Департаментом музеев Министерства
культуры РФ, как одна из творческих, активных форм работы с местным
сообществом.
Частью
проекта является выставка, на которой представлена коллекция гармоней и баянов
Анатолия Смирнова XX в. Коллекцию дополняют дипломы и грамоты,
благодарственные письма и фотографии известных Борисоглебских гармонистов -
Анатолия Королева, Алексея Корешкова, Александра Иванова и других участников, лауреатов
Всероссийского фестиваля-конкурса «Играй, гармонь!» имени Г.Д. Заволокина, их
выступлений на различных фестивалях и концертах в разных городах России.
«Играй, гармонь!» - это приуроченные к
различным праздникам концерты в музее «Дом крестьянина Елкина», где выступают солисты и ансамбли, композиторы и поэты, с
блеском демонстрирующие неповторимость и удаль, задор и виртуозность российской
гармони. Основной слушатель - местное сообщество – наш главный партнер. Музей строит свою
деятельность на основе анализа потребностей местных жителей, опирается на них в
фондовой, исследовательской и экспозиционно-выставочной работе, в
образовательных и досуговых проектах. Цель - достичь активного участия
населения в жизни музея. Как в индивидуальных инициативах творческих людей, так
и через социальные сети, клуб «Яблочный пирог», детские лектории, праздники и концерты.
Вместе
с тем проект «Играй, гармонь!» - это интерактивная,
творческая, концертная программа для туристических групп, посещающих пос.
Борисоглебский и музей «Дом крестьянина Елкина». В программу входят: экскурсия
по Борисоглебскому монастырю и музею, интерактивный концерт гармонистов в
музейной гостиной, чаепитие с яблочным пирогом.
Контакты: morozov_rostov@mail.ru; 8(48539) 2-21-56; 8-910-829-71-77.
Контакты: morozov_rostov@mail.ru; 8(48539) 2-21-56; 8-910-829-71-77.
воскресенье, 17 июня 2018 г.
О выставке "Народное искусство Борисоглеба"
«Народное
искусство Борисоглеба»
Борисоглебская земля богата не только духовностью, историей и
архитектурой, но и талантами живущих здесь людей. Экспонаты фондов Ростовского
музея, представленные на выставке, были созданы, в основном, руками наших
земляков и на территории Борисоглебского района. Мы предлагаем вам
познакомиться с творчеством А.Г. Пичугина, Ф.А. Жильцова, В.М. Дорофеичева
и других мастеров.
Алексей
Гаврилович Пичугин (1909-1999 гг.) известный народный мастер,
резчик по дереву. Родился в крестьянской старообрядческой семье, где прошел
суровую школу воспитания в вере и терпении. Работал до войны учителем в
сельской школе. После окончания педагогического в 1932 г. был направлен в
сельскую школу Борисоглебского района, учителем русского языка и литературы,
где и трудился до Великой Отечественной войны. Получив тяжелое ранение на
фронте в 1943 г., попал в плен. Прошел все тяготы и лишения немецкого
концлагеря.
После освобождения
и Победы, вернулся домой. Снова в школу – директором, но 1950 г. был
репрессирован по доносу и опять попал в лагерь, теперь уже советский ГУЛАГ за
то, что был в немецком плену.
В 1957 г.
вернулся на прежние места. Имел высшее
педагогическое образование, трудился в селе Вощажниково Борисоглебского района
Ярославской области, где показал себя мудрым учителем, преподавал
русский язык, литературу, труд, вел кружок резьбы по дереву.
В 60 лет
вышел на пенсию, и посвятил все свободное время созданию полихромных рельефов
из дерева, украсив ими все стены своего дома. Тот свет души, который Пичугин
пронес через все испытания, сохранили и его произведения. Они наполнены
энергией красоты, которую можно почувствовать только в творениях настоящего
мастера.
Среди работ
А.Г. Пичугина, имеющихся во многих музеях, – натюрморты с цветами, реплики на
классические произведения русской живописи, иллюстрации к произведениям литературы,
архитектурные пейзажи: «Боярыня Морозова», «Последний день Помпеи», иллюстрации
к произведениям литературы, натюрморты, жанровые композиции, есть и
автопортрет.
За свою
творческую жизнь Алексей Гаврилович создал сотни работ. Многие – в крупных
музеях нашей страны и Зарубежья. Все его творения отличаются редкой теплотой,
энергией, нестандартностью.
Широкую известность мастер получил в 80-е гг XX века,
всю свою творческую энергию воплотил в многочисленных произведениях пластики.
Мастер, несмотря на то, что пришлось пройти ужасы войны, немецкого, а затем
советского плена, видит и отображает мир светло, радостно и благоговейно.
Федор Александрович Жильцов родился в
1894 г. в деревне Чухолза Ростовского уезда. В семье было восемь детей, Федор
старший. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправляют в Кронштадт, к купцу
на заработки. Именно в Кронштадте, в 1910 г., как вспоминал сам Ф.А. Жильцов,
он и увидел «раскрашенный ветряк, наподобие тех, что он потом стал делать». В
Первую мировую войну наш земляк сражался на западном и юго-западном фронтах, в
Карпатах. А в гражданскую войну – в Мурманске. Ему довелось увидеть
представителей различных армий и родов войск, навсегда врезались в память
мастера отличия во внешнем виде солдат разных стран. В годы Великой
Отечественной войны Федор Александрович тоже находился в действующей армии. В общей
сложности он провел 10 лет на войне. После войны жил в деревне Вертлово
Борисоглебского района Ярославской области.
Возможность
заняться творчеством, изготовлением ветряков, появилась у Ф.А. Жильцова только
после выхода на пенсию, в 1960–е гг. Ставил их на колья в огород отпугивать
птиц и кротов, перерывших все грядки: ветер подует — ветряки начинают руками
махать, шумят. «Сначала, — вспоминал Жильцов,— я только для пользы делал, а
потом и для красы стал. Нам, старикам — для повады, ребятишкам — для интереса...».
Среди любимых персонажей Федора Александровича военные: солдаты, матросы,
музыканты. Причем, каждый из них со своим особенным лицом, характером, в
отличной от других форме. Двое из таких «солдат», были продемонстрированы
гостям пятничного мероприятия. Вырезанный из ольхового чурбачка при помощи
пилы, топора и ножа, румяный бравый солдат размахивает руками-лопастями,
проволокой прикрепленными к туловищу. На крутящихся руках надписи, сделанные
автором, не понаслышке знающем, что такое война: «Федор Жильцов», «Три войны
прошел 10 годов воевал», «Долой войну!», «Да здравствует мир на земле».
Работы
вертловского мастера экспонировались на различных выставках:
декоративно-прикладного искусства, народной деревянной скульптуры, работ
народных мастеров. Ветряки «дяди Феди рукодельного», как называли его
односельчане, хранятся в фондах нескольких музеев, в том числе в
Государственного музея-запведника «Ростовский кремль». Следует отметить, и
такую особенность работ Ф.А. Жильцова, что относятся к фонду Борисоглебского
филиала, - они были подарены нашем музею самим автором, в 1980 г., и
неоднократно были представлены на выставках, в том числе и выездных.
Владимир Михайлович Дорофеичев родился и вырос в пос. Борисоглебский. Получив
образование мастера резьбы по камню в Москве, и отслужив в армии, он
вернулся в родной поселок, где живет и сейчас. Сфера творческих интересов
Владимира Михайловича очень широка: живопись, фотография, аппликация,
изготовление мебели, в т.ч. плетеной. На выставке представлены работы мастера,
выполненные в 70-х гг. ХХ века, с изображением замечательных
архитектурных памятников Борисоглебского монастыря. Необычность этих работ в
том, что изображение монастырских храмов и крепостных стен созданы из
соломы.
Выставка работает с 18 мая по 26 июля 2018.
вторник, 12 июня 2018 г.
Субботник в центре Поречья-Рыбного, 11 июня 2018.
11 июня 2018 г. в центре Поречья-Рыбного, была проведена масштабная работа по окашиванию травы, на площади в несколько гектаров: сквер, где в разное время стояли памятники императору Александру II и В.И. Ленину, детская игровая площадка, территория у памятника жителям Поречья и округи, погибшим в Великой Отечественной войне. И главное – территория храмового комплекса.
Инициативу проведения большого и хорошего дела проявил
житель Поречья-Рыбного Д.А. Бражников. Работы благословил настоятель храма
св. Троицы в Поречье-Рыбном, о. Юрий Данилов, сам принявший в них участие.
На призыв откликнулись 22 человека! Были не только поречане, но и уроженцы
села, живущие ныне в городах, и даже дачники. Перечислим их поименно: Андрей Ананьин,
Алексей Балакирев и Александр Баженов, Бражниковы Данил и его сын Иван, Александр
Брянцев, Владимир Булатов и Евгений Бычков, Алексей Васиков и о. Юрий Данилов,
Владимир Давыдов и Сергей Зауморов, Валерий Куликов и Дмитрий Карелин, Павел
Кохан и Александр Морозов, Илья Най и Сергей Пальцев, Евгений Подгорнов и Дмитрий
Щетинин, Эк Владимир и его сын Владимир. СПАСИБО, всем, кто отложил свои дела и
присоединился к общему важному делу! Спасибо, вам, друзья!
По завершении работ было организовано чаепитие. За
чашкой чая, в сквере, на лавочке, участники обсуждали проблемы сохранения и
реставрации храмов Поречья, о различных путях восстановления знаменитой никитской
колокольни, наметили, на перспективу, несколько шагов. Было понимание того, что
кроме нас самих, никто храмы не благоустроит. Со стороны могут лишь оказать
помощь в наших инициативах.
Отметим, что подобные, чисто волонтерские работы по
благоустройству территории вокруг Никитской колокольни, по инициативе
неравнодушных граждан Поречья, проходили и ранее.
Участие
в большом и благом деле, волонтерство, дарят много эмоций, позволяют расширить
круг друзей. Атмосфера общих дел объединяет, в ходе этой деятельности
формируются добрые человеческие отношения. Приглашаем всех на подобное
мероприятие 7 июля, в канун престольного праздника св. апостолов Петра и Павла.
четверг, 7 июня 2018 г.
Музей "Дом крестьянина Елкина" и Ярославское телевидение: съемки Борисоглебского гармониста Александра Александровича Иванова
По инициативе директора Государственного музея-заповедника
«Ростовский кремль» Наталии Стефановны Каровской музей возобновил
сотрудничество с Ярославским телевидением. Главные герои сюжетов в музее «Дом
крестьянина Елкина» – борисоглебцы, жители Борисоглебского района, старожилы, дарители в музей, гармонисты, чьи воспоминания, предметы, творчество позволяют по крупицам восстанавливать историю ушедшего XX века.
7 июня 2018 г. съемочная группа во главе с телеведущим Владимиром Болонкиным и оператором Анатолием
Сахаровым, вместе с руководителем проекта «Играй, гармонь!» в музее «Дом крестьянина Елкина» Анатолием
Смирновым снимали в селе Высоково Борисоглебского муниципального района известного
Борисоглебского гармониста Александра Александровича Иванова, который нынешней
осенью отметит свой юбилей: 80-летие.
Наш «Сан-Саныч», как уважительно называют его
земляки, держит пасеку, ведет здоровый образ жизни – всегда в движении. Показал
нам ульи, рассказал о своем жизненном пути, о том, что для него значит гармонь.
И конечно много играл на ней. В завершении встречи хозяин пригласил нас за
стол. Пили чай и не только, говорили гармони и гармонистах, о том, сколько
талантливых людей живет на нашей прекрасной земле, в русской деревне.
В июне сего года музей и Ярославское телевидение снимет о борисоглебцах несколько сюжетов.
В июне сего года музей и Ярославское телевидение снимет о борисоглебцах несколько сюжетов.
вторник, 5 июня 2018 г.
Выставка Борисоглебского мастера ткачества и рукоделия Музы Швец (Барановой)
Со 2 июня по 12 августа 2018 г. в музее «Дом
крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский, работает выставка
произведений местного, Борисоглебского мастера ткачества и рукоделия Музы
Михайловны Швец.
Муза
Михайловна Швец (Баранова), родилась 26 апреля 1940 г. в селе Астафьево
Петровского, ныне Ростовского района Ярославской области. Отец, Михаил
Александрович Баранов, был учителем математики, директором школы. Мама,
Серафима Алексеевна, поднимала детей, занималась рукоделием.
С
началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. отец был призван на фронт и
пропал без вести в битве за Москву. Сразу после войны семья - Серафима
Алексеевна с детьми Юрой и Музой, переехали в Борисоглебские слободы, куда они перевезли
и свой бревенчатый дом.
Здесь,
в Борисоглебский слободах, Муза Михайловна закончила школу-десятилетку.
В школе ей нравились рисование и прикладное искусство, а также спорт:
волейбол. Истинную любовь к рукоделию Музе Михайловне привила мама.
После
школы Муза Михайловна закончила историко-филологический факультет Костромского
Государственного педагогического института. Прошла в Ленинграде курсы по
эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Работала учителем в школе,
преподавателем в Костромском торговом техникуме. В школе вдохновила коллег на
создание учебника по трудовому обучению.
В
1993 г. Муза Михайловна вышла на заслуженный отдых и переехала в поселок
Борисоглебский. Здесь еще больше раскрылся ее талант мастера ткачества и
рукоделия. В деревне Землево Борисоглебского района Муза Михайловна нашла
и купила старый ткацкий станок. Как его собрать - ей рассказала 90-летняя тетя
Тося Сокова. А вот как на станке ткать – Муза Михайловна додумалась сама и
разобралась с помощью сына Романа.
Творчество Музы Михайловны связано с традиционными
технологиями и ремеслами, изготовлением крестьянского женского и мужского
костюма из льняного полотна, домотканых дорожек, поясов, полотенец, сумок и
головных уборов.
Муза Михайловна – участник региональных выставок народных
художественных промыслов и ремесел в Ростове, Ярославле, Северодвинске, Москве
и других городах. На выставке-ярмарке «Ярославский базар – 2010» она заняла 1-е
место в номинации «Лучший мастер-класс», «За высокий уровень проведения
мастер-класса ручного ткачества и филейной вышивки».
Ее родные – творческие
люди. Брат, Юрий Михайлович Баранов - живописец, художник-реставратор высшей
категории. Член Союза художников с 1989 г. Заслуженный работник культуры (1999).
Живёт в Ростове Великом. Работает в музее-заповеднике «Ростовский кремль». Сын,
Роман Вячеславович Швец – художник, финифтянщик, реставратор живописи. Работает
в Москве.
Пожелаем Музе Михайловне доброго здоровья,
вдохновения, новых творческих замыслов и успехов!
Александр Морозов
воскресенье, 3 июня 2018 г.
Поречье-Рыбное. Топоним "Дичка"
Ди´чка – болотистая, поросшая мелким лесом местность к северо-востоку, востоку от Поречья, протянувшаяся вдоль южного, юго-восточного берега озера Неро. В XX в. – небольшие поляны в мелколесье использовались жителями Поречья под покосы для личного скота. В других местах колхоз косить не давал. Ходили сюда собирать ягоды – черную смородину. В документах Ростовской уездной землеустроительной комиссии имеется геометрический специальный план пустоши Дички – крестьян с. Вексиц, владеющих землею по наделу от казны. Генеральное межевание произведено 15 июля 1771 г. Вторичное межевание проводилось в связи с выкупными операциями по земле после отмены крепостного права 15 сентября 1873 г. Отметим, что граничащая с севера и востока пустошь называется «Дичь». Границы этих дач указаны на карте уезда 1916 г. Топооснова – производное от дичь, ясно отражает наличие в данной местности разнообразной фауны: лоси, бобры, кабаны, утки, совы болотные, соколы и т.д.
Литература и источники:
Морозов А.Г. К вопросу о коллективизации сельского хозяйства в Ростовском
крае в 30-е гг. XX в. // СРМ. Ростов, 2002. Вып. 12. С. 112–128.
РФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 14. Св. 23. Геометрический специальный план пустоши Дички. На западе от пустоши: «…дачи деревень Твердино и Липовки». На
севере, востоке и юге: «…земля пустошей Алексеевской, Полонная, Взморье
и Дичь».
ГМЗРК. Ар. – 182.
Морозов А.Г. Запись от Анастасии Александровны Вихоревой, 1919 г.р., в п. Поречье // ГМЗРК. А – 1940. Отчет научно-исследовательской экспедиции ростовского музея 2006. С. 18–21.