Страницы

Страницы

суббота, 30 июня 2018 г.

О священнике Алексии Прозорове.

   Многие исследования жизненных историй начинаются неожиданно. И эта история началась с того, что мне ВКонакте пришло сообщение о том, что в группе села Никольское уже давно помещено обращение Михаила Прозорова к участникам группы - помочь узнать судьбу его прадеда Прозорова Алексея Алексеевича. Согласно семейным преданиям и документам, имеющимся на этот момент у Михаила, Прозоров Алексий был до ареста в 1940-м году настоятелем Преображенского храма в селе Никольском.

пятница, 29 июня 2018 г.

Музей "Дом крестьянина Елкина" и Ярославское телевидение: съемки 29 июня 2018.


29 июня сего года в музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский Ярославское телевидение, телеведущий – Владимир Болонкин, оператор – Александр Кужель, снимали три сюжета.
Первый сюжет - воспоминания педагога Наталии Борисовны Баженовой. Наталия Борисовна живет в Петрозаводске, а на лето приезжает в пос. Борисоглебский. Здесь, с 1920-х гг. работали учителями ее папа и мама. Наталия Борисовна поделилась своими удивительными фотографиями, на которых Борисоглебские учителя, школа 1920-1960-х гг. Как известно, в 1867 г. зажиточные Борисоглебские крестьяне Елкины передали этот дом под школу. Здание школа занимала около 100 лет. У Наталии Борисовны хранится уникальная фотография, на которой ее мама с учениками в классе здания школы, которое ныне занимает музей «Дом крестьянина Елкина». Позже воспоминания Наталии Борисовны, фотографии и письмо учителей 1920-х гг. мы опубликуем здесь, в музейном блоге.
Вторым сюжетом была выставкаБорисоглебского мастера ткачества и рукоделия Музы Швец (Барановой). Муза Михайловна обстоятельно рассказала, какие произведения экспонируются на выставке и как они были сделаны: замысел, эскиз, материал, техника.
Третьим сюжетом стал проект «Играй, гармонь!». Руководитель гармонистов, лауреат ряда российских и международных фестивалей Анатолий Смирнов рассказал о коллекции гармоней и баянов, представленных на выставке. Ростовский гармонист Александр Кузнецов и Анатолий Смирнов показали ряд номеров с «изюминками», которые исполняются в интерактивной программе «Играй, гармонь!» для туристических групп и на концертах для местногосообщества. Творческий коллектив «Борисоглебские парни» и солистка, дипломант российских и международных фестивалей Лариса Ежова спели под гармонь несколько песен.

суббота, 23 июня 2018 г.

Выставочный интерактивный проект «Играй, гармонь!» в музее, «Дом крестьянина Елкина»


Выставочный интерактивный проект «Играй, гармонь!» в музее, «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский посвящен самобытным музыкальным талантам. Герои проекта – гармонисты, яркие личности, с колоритными, почти всегда незаурядными судьбами из разных неповторимых уголков Центральной России, раскрывающие поразительное многообразие народных талантов, особенности уникального регионального фольклора.
Зачинатели и организаторы проекта - замечательные, увлеченные люди - Анатолий Смирнов и Лариса Ежова, инициатива которых была поддержана дирекцией Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» и Департаментом музеев Министерства культуры РФ, как одна из творческих, активных форм работы с местным сообществом.
Частью проекта является выставка, на которой представлена коллекция гармоней и баянов Анатолия Смирнова XX в. Коллекцию дополняют дипломы и грамоты, благодарственные письма и фотографии известных Борисоглебских гармонистов - Анатолия Королева, Алексея Корешкова, Александра Иванова и других участников, лауреатов Всероссийского фестиваля-конкурса «Играй, гармонь!» имени Г.Д. Заволокина, их выступлений на различных фестивалях и концертах в разных городах России.
 «Играй, гармонь!» - это приуроченные к различным праздникам концерты в музее «Дом крестьянина Елкина», где выступают солисты и ансамбли, композиторы и поэты, с блеском демонстрирующие неповторимость и удаль, задор и виртуозность российской гармони. Основной слушатель - местное сообщество – наш главный партнер. Музей строит свою деятельность на основе анализа потребностей местных жителей, опирается на них в фондовой, исследовательской и экспозиционно-выставочной работе, в образовательных и досуговых проектах. Цель - достичь активного участия населения в жизни музея. Как в индивидуальных инициативах творческих людей, так и через социальные сети, клуб «Яблочный пирог», детские лектории, праздники и концерты.
Вместе с тем проект «Играй, гармонь!» - это интерактивная, творческая, концертная программа для туристических групп, посещающих пос. Борисоглебский и музей «Дом крестьянина Елкина». В программу входят: экскурсия по Борисоглебскому монастырю и музею, интерактивный концерт гармонистов в музейной гостиной, чаепитие с яблочным пирогом.
Контакты: morozov_rostov@mail.ru; 8(48539) 2-21-56; 8-910-829-71-77.

воскресенье, 17 июня 2018 г.

О выставке "Народное искусство Борисоглеба"


«Народное искусство Борисоглеба»
Борисоглебская земля богата не только духовностью, историей и архитектурой, но и талантами живущих здесь людей. Экспонаты фондов Ростовского музея, представленные на выставке, были созданы, в основном, руками наших земляков и на территории Борисоглебского района. Мы предлагаем вам познакомиться с творчеством А.Г. Пичугина, Ф.А. Жильцова, В.М. Дорофеичева и других мастеров.
Алексей Гаврилович Пичугин (1909-1999 гг.) известный народный мастер, резчик по дереву. Родился в крестьянской старообрядческой семье, где прошел суровую школу воспитания в вере и терпении. Работал до войны учителем в сельской школе. После окончания педагогического в 1932 г. был направлен в сельскую школу Борисоглебского района, учителем русского языка и литературы, где и трудился до Великой Отечественной войны. Получив тяжелое ранение на фронте в 1943 г., попал в плен. Прошел все тяготы и лишения немецкого концлагеря.
После освобождения и Победы, вернулся домой. Снова в школу – директором, но 1950 г. был репрессирован по доносу и опять попал в лагерь, теперь уже советский ГУЛАГ за то, что был в немецком плену.
В 1957 г. вернулся на прежние места. Имел высшее педагогическое образование, трудился в селе Вощажниково Борисоглебского района Ярославской области, где показал себя мудрым учителем, преподавал русский язык, литературу, труд, вел кружок резьбы по дереву.
В 60 лет вышел на пенсию, и посвятил все свободное время созданию полихромных рельефов из дерева, украсив ими все стены своего дома. Тот свет души, который Пичугин пронес через все испытания, сохранили и его произведения. Они наполнены энергией красоты, которую можно почувствовать только в творениях настоящего мастера.
Среди работ А.Г. Пичугина, имеющихся во многих музеях, – натюрморты с цветами, реплики на классические произведения русской живописи, иллюстрации к произведениям литературы, архитектурные пейзажи: «Боярыня Морозова», «Последний день Помпеи», иллюстрации к произведениям литературы, натюрморты, жанровые композиции, есть и автопортрет.
За свою творческую жизнь Алексей Гаврилович создал сотни работ. Многие – в крупных музеях нашей страны и Зарубежья. Все его творения отличаются редкой теплотой, энергией, нестандартностью.
Широкую известность мастер получил в 80-е гг XX века, всю свою творческую энергию воплотил в многочисленных произведениях пластики. Мастер, несмотря на то, что пришлось пройти ужасы войны, немецкого, а затем советского плена, видит и отображает мир светло, радостно и благоговейно.
Федор Александрович Жильцов родился в 1894 г. в деревне Чухолза Ростовского уезда. В семье было восемь детей, Федор старший. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправляют в Кронштадт, к купцу на заработки. Именно в Кронштадте, в 1910 г., как вспоминал сам Ф.А. Жильцов, он и увидел «раскрашенный ветряк, наподобие тех, что он потом стал делать». В Первую мировую войну наш земляк сражался на западном и юго-западном фронтах, в Карпатах. А в гражданскую войну – в Мурманске. Ему довелось увидеть представителей различных армий и родов войск, навсегда врезались в память мастера отличия во внешнем виде солдат разных стран. В годы Великой Отечественной войны Федор Александрович тоже находился в действующей армии. В общей сложности он провел 10 лет на войне. После войны жил в деревне Вертлово Борисоглебского района Ярославской области.
Возможность заняться творчеством, изготовлением ветряков, появилась у Ф.А. Жильцова только после выхода на пенсию, в 1960–е гг. Ставил их на колья в огород отпугивать птиц и кротов, перерывших все грядки: ветер подует — ветряки начинают руками махать, шумят. «Сначала, — вспоминал Жильцов,— я только для пользы делал, а потом и для красы стал. Нам, старикам — для повады, ребятишкам — для интереса...». Среди любимых персонажей Федора Александровича военные: солдаты, матросы, музыканты. Причем, каждый из них со своим особенным лицом, характером, в отличной от других форме. Двое из таких «солдат», были продемонстрированы гостям пятничного мероприятия. Вырезанный из ольхового чурбачка при помощи пилы, топора и ножа, румяный бравый солдат размахивает руками-лопастями, проволокой прикрепленными к туловищу. На крутящихся руках надписи, сделанные автором, не понаслышке знающем, что такое война: «Федор Жильцов», «Три войны прошел 10 годов воевал», «Долой войну!», «Да здравствует мир на земле».
Работы вертловского мастера экспонировались на различных выставках: декоративно-прикладного искусства, народной деревянной скульптуры, работ народных мастеров. Ветряки «дяди Феди рукодельного», как называли его односельчане, хранятся в фондах нескольких музеев, в том числе в Государственного музея-запведника «Ростовский кремль». Следует отметить, и такую особенность работ Ф.А. Жильцова, что относятся к фонду Борисоглебского филиала, - они были подарены нашем музею самим автором, в 1980 г., и неоднократно были представлены на выставках, в том числе и выездных.
Владимир Михайлович Дорофеичев родился и вырос в пос. Борисоглебский. Получив образование мастера резьбы по камню в Москве, и отслужив в армии, он  вернулся в родной поселок,  где живет и сейчас. Сфера творческих интересов Владимира Михайловича очень широка: живопись, фотография, аппликация, изготовление мебели, в т.ч. плетеной. На выставке представлены работы мастера, выполненные в 70-х гг. ХХ века,  с изображением замечательных архитектурных памятников Борисоглебского монастыря. Необычность этих работ в том, что изображение монастырских храмов и  крепостных стен созданы из соломы.
Выставка работает с 18 мая по 26 июля 2018.

вторник, 12 июня 2018 г.

Субботник в центре Поречья-Рыбного, 11 июня 2018.


11 июня 2018 г. в центре Поречья-Рыбного, была проведена масштабная работа по окашиванию травы, на площади в несколько гектаров: сквер, где в разное время стояли памятники императору Александру II и В.И. Ленину, детская игровая площадка, территория у памятника жителям Поречья и округи, погибшим в Великой Отечественной войне. И главное – территория храмового комплекса.
Инициативу проведения большого и хорошего дела проявил житель Поречья-Рыбного Д.А. Бражников. Работы благословил настоятель храма св. Троицы в Поречье-Рыбном, о. Юрий Данилов, сам принявший в них участие. На призыв откликнулись 22 человека! Были не только поречане, но и уроженцы села, живущие ныне в городах, и даже дачники. Перечислим их поименно: Андрей Ананьин, Алексей Балакирев и Александр Баженов, Бражниковы Данил и его сын Иван, Александр Брянцев, Владимир Булатов и Евгений Бычков, Алексей Васиков и о. Юрий Данилов, Владимир Давыдов и Сергей Зауморов, Валерий Куликов и Дмитрий Карелин, Павел Кохан и Александр Морозов, Илья Най и Сергей Пальцев, Евгений Подгорнов и Дмитрий Щетинин, Эк Владимир и его сын Владимир. СПАСИБО, всем, кто отложил свои дела и присоединился к общему важному делу! Спасибо, вам, друзья!
По завершении работ было организовано чаепитие. За чашкой чая, в сквере, на лавочке, участники обсуждали проблемы сохранения и реставрации храмов Поречья, о различных путях восстановления знаменитой никитской колокольни, наметили, на перспективу, несколько шагов. Было понимание того, что кроме нас самих, никто храмы не благоустроит. Со стороны могут лишь оказать помощь в наших инициативах.
Отметим, что подобные, чисто волонтерские работы по благоустройству территории вокруг Никитской колокольни, по инициативе неравнодушных граждан Поречья, проходили и ранее.
Участие в большом и благом деле, волонтерство, дарят много эмоций, позволяют расширить круг друзей. Атмосфера общих дел объединяет, в ходе этой деятельности формируются добрые человеческие отношения. Приглашаем всех на подобное мероприятие 7 июля, в канун престольного праздника св. апостолов Петра и Павла.

четверг, 7 июня 2018 г.

Музей "Дом крестьянина Елкина" и Ярославское телевидение: съемки Борисоглебского гармониста Александра Александровича Иванова


По инициативе директора Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталии Стефановны Каровской музей возобновил сотрудничество с Ярославским телевидением. Главные герои сюжетов в музее «Дом крестьянина Елкина» – борисоглебцы, жители Борисоглебского района, старожилы, дарители в музей, гармонисты, чьи воспоминания, предметы, творчество позволяют по крупицам восстанавливать историю ушедшего XX века.
7 июня 2018 г. съемочная группа во главе с телеведущим Владимиром Болонкиным и оператором Анатолием Сахаровым, вместе с руководителем проекта «Играй, гармонь!» в музее «Дом крестьянина Елкина» Анатолием Смирновым снимали в селе Высоково Борисоглебского муниципального района известного Борисоглебского гармониста Александра Александровича Иванова, который нынешней осенью отметит свой юбилей: 80-летие.
Наш «Сан-Саныч», как уважительно называют его земляки, держит пасеку, ведет здоровый образ жизни – всегда в движении. Показал нам ульи, рассказал о своем жизненном пути, о том, что для него значит гармонь. И конечно много играл на ней. В завершении встречи хозяин пригласил нас за стол. Пили чай и не только, говорили гармони и гармонистах, о том, сколько талантливых людей живет на нашей прекрасной земле, в русской деревне.
В июне сего года музей и Ярославское телевидение снимет о борисоглебцах несколько сюжетов.

вторник, 5 июня 2018 г.

Выставка Борисоглебского мастера ткачества и рукоделия Музы Швец (Барановой)


Со 2 июня по 12 августа 2018 г. в музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский, работает выставка произведений местного, Борисоглебского мастера ткачества и рукоделия Музы Михайловны Швец.
Муза Михайловна Швец (Баранова), родилась 26 апреля 1940 г. в селе Астафьево Петровского, ныне Ростовского района Ярославской области. Отец, Михаил Александрович Баранов, был учителем математики, директором школы. Мама, Серафима Алексеевна, поднимала детей, занималась рукоделием.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. отец был призван на фронт и пропал без вести в битве за Москву. Сразу после войны семья - Серафима Алексеевна с детьми Юрой и Музой, переехали в Борисоглебские слободы, куда они перевезли и свой бревенчатый дом.
Здесь, в Борисоглебский слободах, Муза Михайловна закончила школу-десятилетку. В школе ей нравились рисование и прикладное искусство, а также спорт: волейбол. Истинную любовь к рукоделию Музе Михайловне привила мама.
После школы Муза Михайловна закончила историко-филологический факультет Костромского Государственного педагогического института. Прошла в Ленинграде курсы по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Работала учителем в школе, преподавателем в Костромском торговом техникуме. В школе вдохновила коллег на создание учебника по трудовому обучению.
В 1993 г. Муза Михайловна вышла на заслуженный отдых и переехала в поселок Борисоглебский. Здесь еще больше раскрылся ее талант мастера ткачества и рукоделия. В деревне Землево Борисоглебского района Муза Михайловна нашла и купила старый ткацкий станок. Как его собрать - ей рассказала 90-летняя тетя Тося Сокова. А вот как на станке ткать – Муза Михайловна додумалась сама и разобралась с помощью сына Романа.
Творчество Музы Михайловны связано с традиционными технологиями и ремеслами, изготовлением крестьянского женского и мужского костюма из льняного полотна, домотканых дорожек, поясов, полотенец, сумок и головных уборов.
Муза Михайловна – участник региональных выставок народных художественных промыслов и ремесел в Ростове, Ярославле, Северодвинске, Москве и других городах. На выставке-ярмарке «Ярославский базар – 2010» она заняла 1-е место в номинации «Лучший мастер-класс», «За высокий уровень проведения мастер-класса ручного ткачества и филейной вышивки».
Ее родные – творческие люди. Брат, Юрий Михайлович Баранов - живописец, художник-реставратор высшей категории. Член Союза художников с 1989 г. Заслуженный работник культуры (1999). Живёт в Ростове Великом. Работает в музее-заповеднике «Ростовский кремль». Сын, Роман Вячеславович Швец – художник, финифтянщик, реставратор живописи. Работает в Москве.
Пожелаем Музе Михайловне доброго здоровья, вдохновения, новых творческих замыслов и успехов!
Александр Морозов

воскресенье, 3 июня 2018 г.

Поречье-Рыбное. Топоним "Дичка"


Ди´чка – болотистая, поросшая мелким лесом местность к северо-востоку, востоку от Поречья, протянувшаяся вдоль южного, юго-восточного берега озера Неро. В XX в. – небольшие поляны в мелколесье использовались жителями Поречья под покосы для личного скота. В других местах колхоз косить не давал. Ходили сюда собирать ягоды – черную смородину. В документах Ростовской уездной землеустроительной комиссии имеется геометрический специальный план пустоши Дички – крестьян с. Вексиц, владеющих землею по наделу от казны. Генеральное межевание произведено 15 июля 1771 г. Вторичное межевание проводилось в связи с выкупными операциями по земле после отмены крепостного права 15 сентября 1873 г. Отметим, что граничащая с севера и востока пустошь называется «Дичь». Границы этих дач указаны на карте уезда 1916 г. Топооснова – производное от дичь, ясно отражает наличие в данной местности разнообразной фауны: лоси, бобры, кабаны, утки, совы болотные, соколы и т.д.
Литература и источники:
 Морозов А.Г. К вопросу о коллективизации сельского хозяйства в Ростовском крае в 30-е гг. XX в. // СРМ. Ростов, 2002. Вып. 12. С. 112–128.
РФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 14. Св. 23. Геометрический специальный план пустоши Дички. На западе от пустоши: «…дачи деревень Твердино и Липовки». На севере, востоке и юге: «…земля пустошей Алексеевской, Полонная, Взморье и Дичь».
ГМЗРК. Ар. – 182.
Морозов А.Г. Запись от Анастасии Александровны Вихоревой, 1919 г.р., в п. Поречье // ГМЗРК. А – 1940. Отчет научно-исследовательской экспедиции ростовского музея 2006. С. 18–21.