Страницы

Страницы

суббота, 5 августа 2017 г.

Опись церкви Спаса Нерукотворного села Климатино 1919 г.

Автор публикации:
Морозова Полина Александровна - ученица 8 класса средней общеобразовательной школы пос. Поречье-Рыбное, Ростовского МР Ярославской области.
Научный руководитель:
Виденеева Алла Евгеньевна - старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», кандидат исторических наук.

Жестяной венец в храме Спаса Нерукотворного села Климатино.
Фото Александра Морозова, 2014.
Церковь Спаса Нерукотворного в селе Климатино Ростовского района датированная 1780 г., является памятником регионального значения. Ныне храм находится в полуразрушенном состоянии. Между тем, церковь является частью большой помещичьей усадьбы включающей в себя: усадебный дом, парк с аллеями, пруды и сельское кладбище. Усадьба и село Климатино ранее принадлежали князьям Голицыным, господам Маркус. Последним владельцем усадьбы был ростовский купец Василий Кайдалов.
Храм и усадебный комплекс, в целом, представляют немалый интерес в перспективе развития сельского туризма. Ныне становится актуальным вопрос о возрождении усадьбы, которую в начале 2017 г. приобрел Иван Николаевич Синюшкин – хозяин усадьбы купцов Плешановых в Ростове Великом. Поскольку церковь является неотъемлемой частью усадьбы, в перспективе, возможно ее возрождение. Поэтому, так важно изучение истории храма, его интерьера, находившихся в нем церковно-богослужебных предметов и имущества.
Целью моей работы является исследование описи церкви Спаса Нерукотворного села Климатино 1919 г.
Задачи исследования:
1.        Дать историографический обзор по истории села и церкви, в том числе по церковным описям 1919 г.
2.        Произвести музейное описание «описи»: размеров, подписей и тд.
3.        Проанализировать источник – опись храма села Климатино 1919 г.
Историю села Климатино, описание храма представил в своей масштабной работе «Ростовский уезд» краевед Андрей Александрович Титов. Он показал расположение селения, количество дворов, населения, земельных наделов. О том, что село - бывшее помещичье, при прудах. Занятия крестьян - хлебопашество и промыслы (переработка картофеля). А.А. Титов указал дату постройки церкви - 1780 г., помещицей, княгиней Анастасией Алексеевной Голицыной. О наличии трех престолов в храме: Всемилостивого Спаса, Трех Святителей и Великомученицы Варвары. О числе совершаемых крестных ходов. Андрей Александрович отметил, что ранее здесь была деревянная церковь, во имя Святителя Леонтия Ростовского. Краевед упоминает наиболее древние и значимые предметы из церковной утвари. Такими предметами в данном храме являлись жестяные венцы, употреблявшиеся при венчании.
В советское время истории села, усадьбы и храма уделила внимание Т.П. Федотова. Об усадьбе в селе Климатино упомянул Б. Ясюнас, описывая старинные парки Ярославской области. В его статье дан подробный графический план усадьбы, подготовленный им на основе съемки 1991 г. На плане указана также и Спасская церковь.
Важное место в историографии нашей темы, занимают статьи Аллы Евгеньевны Виденеевой и Надежды Владимировны Грудцыной, которые как раз посвящены анализу описей 1919 г. Ростовских монастырских храмов.
Среди электронных публикаций, по Климатино, на страницах музейного блога «Ростовская земля. История и культура» отметим работы Александра Геннадьевича Морозова о надгробных памятниках Голицыных, благоустройстве мест их захоронения, проведении в храме молебнов в престольные праздники. Во время майской экспедиции 2014 г. А.Г. Морозовым в храме был обнаружен один из тех самых, упоминаемых А.А. Титовым древних венцов. Этот венец был передан для реставрации В.Ю. Куликову, с целью последующей передачи его в фонды музея-заповедника «Ростовский кремль». Среди авторских иллюстраций в блоге выделим прекрасные фотографии Климатина и округи Валерия Александровича Абрамова.
В опубликованных источниках о церкви и причте села Климатино есть информация в сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии, списках приходов по Ростовскому уезду за разные годы XIX – начала XX в. Некоторые события этого периода, происходившие в селе и в усадьбе, церковные праздники, история училища, пожары, нашли свое отражение на страницах периодической печати: газете «Ярославские губернские ведомости» и др. Главным неопубликованным источником является для нас опись храма 1919 г.
Описи церквей представляют собой описание храма и его внутреннее убранство. Они составлялись по разным причинам. А.Е. Виденеева отмечает, что особый интерес представляют собой описания, появившееся в результате общероссийских церковных ревизий. В нашем случае таким документом и является опись храма Спаса Нерукотворного села Климатино 1919 г.
Данная опись появилась после выхода Декрета Совета Народных Комисаров «Об отделении церкви от государства, и школы от церкви» 20 января 1918 г. Декрет лишил русскую православную церковь права собственности и статуса юридического лица, провозгласил национализацию церковных и монастырских земель, строений и имущества. Все церкви России вместе с находившимся в них различным имуществом стали народным достоянием. Право распоряжения ими получили органы Советской власти. Церковное имущество затем обычно передавалось в пользование религиозных общин. Вслед за выходом упомянутого декрета, весной 1919 г. в России была проведена массовая перепись всех храмов. Такие описи являлись основанием для акта передачи той или иной церкви, вместе с находившимся в ней имуществом, религиозным общинам в бессрочное и бесплатное пользование. Составлялось так называемое «Соглашение», особый юридический документ, заверявшийся подписями представителей власти и членами религиозных общин.
Относительно церкви села Климатино, такое «Соглашение» было подписано 26 марта 1919 г. представителем ростовского ликвидационного отдела церковно-монастырских имуществ, фамилия которого неразборчива и приходской общиной, которую возглавлял священник Николай Урусовский. Соглашение подтверждало, что община приняла в бессрочное бесплатное пользование в селе Климатино церковь и имущество, находившееся в ней. С этой целью и была произведена опись церковного имущества.
Храм Спаса Нерукотворного располагается в северо-восточной части усадебного комплекса, сложившегося к началу XX в. Помимо храма с колокольней, здесь также имелась церковная ограда. Таким образом, они и стали объектами описи 1919 г.
Описей храма Спаса села Климатино 1919 г. две. Они хранятся, вместе с «Соглашением», в одном деле, имеющем сквозную нумерацию листов, в Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области. Первая из описей – в школьной тетрадке в прямоугольную клетку, в 27 листов, сделана священником Николаем Урусовским. Формат тетради: 17х21 см. Рукопись, чернила черного цвета. Вторая опись представляет собой документ на 18 листах, составлена на типовом бланке типографской печати, в виде таблицы из шести столбцов: № части, № главы, наименование предметов, количество, материал, примечания. Ее размеры: 19,4х30,5 см. Этот бланк также заполнен рукописно, чернила синего цвета, подчерк хорошо читается. Предположительно, вторая, официальная опись была сделана на основании первой. Как и «Соглашение» обе описи датированы 26 марта 1919 г. Сохранность описей довольно хорошая, надрывов листов практически нет, имеются замины углов, пятна, выцветание чернил.
Описи имеют достаточно четкую структуру: в них выделены три больших тематических части, каждая из которых, в свою очередь, делится на определенные главы:
Часть I: Опись церкви (главы 1-9) с небольшим введением
1. Алтарь холодной церкви Спаса Нерукотворного образа
2. Предалтарный иконостас холодной церкви
3. Иконы и иконостасы в прочих местах холодной церкви
Затем, по той же трехчастной схеме описаны зимний храм в трапезной и его приделы:
4-5. Придел трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста
6-7. Придел великомученицы Варвары
8. Церковная утварь: лампады, подсвечники и др.
9. Колокольня и колокола
Часть II: Опись храмовой ризницы (главы 1-13)
(Евангелия, кресты, священно-служебные сосуды, облачения, покровы, паникадила, церковная утварь и прочее).
Часть III. Опись книгохранилища и письменности (главы 1-7)
Далее следует описание церковной ограды. В отдельную часть оно не выделено.
А.Е. Виденеева указала, что сложная разветвленная структура данного источника по своей внутренней организации восходит к формуляру церковного описания, который в середине XIX в. был разработан митрополитом Филаретом (Дроздовым) (1821-1867 гг.) и введен для составления во всех храмах России так называемых «главных» церковных описей.
Завершают рассматриваемые документы подписи священника, членов религиозной общины (чернила синие) и представителей ликвидационного отдела, заверенные круглой печатью. В целом, две рассматриваемые описи 1919 г. структурированы по содержанию и лаконичны по тексту.
В небольшом введении к части I указывается объект описи – храм Спаса, его приделы, дата строительства и кем он построен.
Опись фиксирует наличие в церкви села Климатино около 220 предметов интерьерного убранства – от почитаемого храмового образа Спаса, до простых предметов бытового назначения – столиков и шкафчиков.
Данная цифра отражает не точный объем церковного имущества, а всего лишь обозначает число предметов, получивших при описании отдельную нумерацию. При этом однотипных предметов под одним порядковым номером могло быть несколько. В таких местах в тексте всегда указывается количество экземпляров или штук.
Тщательно, но кратко, в соответствии с заданной схемой описаны алтари и иконостасы. При характеристике алтарей упомянуты престолы, антиминсы, жертвенники, напрестольные и запрестольные кресты. При описании иконостасов отмечены количество ярусов и число икон, их посвящения, материал, техника и вес в золотниках риз и окладов. Даже три цвета краски, в которые была выкрашена основа иконостасов – белая, голубая и синяя, цвет завес у царских врат. Резьба иконостасов и киоты были вызолочены. У серебра почти везде указывается 84-я проба. Пожалуй, наиболее пространно и полно представлены книги – указаны размеры, датировки, материал оклада.
Всего, в церкви села Климатино, судя по перечисленным образам, находилось чуть более 70 икон. Немалая их часть – около 15 – были Богородичными. Также имелись 6 икон Спасителя, 3 – св. Николая Чудотворца, По две иконы Ильи Пророка и Леонтия Ростовского, по одной иконе епископа Якова Ростовского, святителя Димитрия Ростовского и Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия и Антония Печерских. Состав Богородичных икон отличался весьма большим разнообразием: по одной иконе – Казанской и Тихвинской, Владимирской и Всех Скорбящих Радости, Коронованной и Неопалимой Купины, Боголюбской и Толгской, Смоленской, Молчанской и «Живоносный источник».
Обращают на себя внимание образы святой Анны пророчицы, преподобной Анастасии и мученицы Наталии – небесных покровительниц устроительницы храма - Анастасии Голицыной и ее родственниц, расположенные в отдельном вызолоченном киоте, перед царскими вратами главного иконостаса, у иконы Казанской Божией Матери. Кроме того, на южных дверях холодного храма имелся живописный образ преподобной Анны, написанный на холсте, «в большой размах», а на северных дверях – аналогичный образ святой мученицы Наталии.
Важным элементом характеристики икон, как отмечалось выше, является указание наличия медных и серебряных венцов и окладов. В первой части также упомянуты лампады и подсвечники, всего около сорока, а также около десятка хоругвей для крестных ходов.
Опись уделяет внимание и колокольне, сообщая о наличии 6 колоколов. Колокола в документе упомянуты практически суммарно, указан вес лишь самого большого – 101 пуд, 39 фунтов.
Описание храмовой ризницы включает в себя 13 глав. В первой перечислены Евангелия: 6 книг, из которых в лист – 3, в ½ листа – 1, в 1/4 листа – 2. В том числе: 1 – в медном посеребрённом окладе с финифтяными вставками 1833 г., 1 – в золотой парче с серебренными накладками, 1 – в малиновом бархате с серебряными накладками и застежками, 1 – в зеленом бархате с серебренными, позолоченными изображениями евангелистов 1771 г. издания.
Во второй главе описи ризницы упомянуты напрестольные кресты: 2 серебряных, 1 – деревянный в серебряном окладе, 2 – медных. Затем поочередно названы священно-служебные, серебряные и медные сосуды, дарохранительницы, ковчеги для хранения мощей, кадила, блюда, сосуды для освящения хлебов и воды, хоругви, облачения престолов и жертвенников, воздухи и покровы, священнические и диаконские одежды.
В части III, посвященной книгохранилищу, названы 3 книги Священного писания, 10 богослужебных книг, 17 творений святых отцов и 18 прочих книг духовного и исторического содержания, всего – 48 книг. В главе VI, «Письменности», помимо обыскных и расходных книг, церковных описей, указана «Книга достопамятностей», очевидно записи значимых событий в жизни села и прихода, которая велась в храме с 1772 г.
В заключении дается описание церковной ограды, на каменных столбах, крытых железом, с железными решетками, воротами и калитками по сторонам света.
«Основное назначение комплекса описей российских храмов, произведенных в 1919 г., – отмечает А.Е. Виденеева, – заключалось в фиксации церковного имущества. Весьма красноречиво об этом свидетельствует текст «Соглашения», в которой церковные общины давали обязательство органам советской власти «иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую должны вносить все вновь поступающие предметы культа», с тем, чтобы «в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить его в том самом виде, в каком оно было принято нами в пользование и на хранение».
В завершении, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Описи 1919 г., вместе с «Соглашениями», заключенные уполномоченными лицами органов власти и представителями религиозных общин, легли в основу юридического оформления новых, материальных, имущественных отношений Церкви и зарождающегося советского государства.
Церковное описание храма села Климатино 1919 г. – последний источник, фиксирующий его убранство накануне изъятия церковных ценностей 1922 г. Опись позволяет достаточно детально реконструировать интерьер храма в период между революционными потрясениями 1917 г. и кампанией по изъятию церковных ценностей 1922 г.
В целом, введение в научный оборот этого источника предоставляет большой интерес и открывает возможности для дальнейших исторических исследований, посвященных истории села, усадебного комплекса в Климатино и возрождения храма.
Список использованной литературы и источников
1.        Виденеева А.Е. Опись храмов Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря 1919 года // Роль Русской Православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Материалы всероссийской научно-практической конференции 20 ноября 2014 г. Ярославль, 2015. С. 376-377.
2.        Виденеева А.Е., Грудцына Н.В. Ростовский Рождественский монастырь по описи 1919 г. // XIX научные чтения памяти И.П. Болотцевой: сборник статей. Ярославль, 2015. С. 187-204.
3.        Виденеева А.Е., Грудцына Н.В. Троице-Сергиев Варницкий монастырь Ростова Великого: опись храмов 1919 г. // Макариевские чтения. Вып. XXII. Можайск, 2015 С. 131-145.
4.        Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 110-112.
5.        Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987. С. 102-103.
6.        Ясюнас Б. Старинные парки Ярославской области: Усадебные. Городские. Монастырские. Ярославль, 2007. С. 74-76.
7.        Александр Морозов. Село Климатино.Благоустройство места захоронения княжны А.С. Голицыной // Ростовская земля. История и культура [электронный ресурс], 6 июля 2013.
8.        Александр Морозов. Памятник Голицыных ихрам Спаса в селе Климатино. Из майской экспедиции 2014. // Ростовская земля. История и культура [электронный ресурс], 28 июня 2014.
9.        Валерий Абрамов. Климатино // Ростовская земля. История и культура [электронный ресурс], 15 октября 2014.
10.        Список Высочайше утвержденных приходов по Ростовскому уезду. Ярославль, 1878. С. 16-17.
11.        Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии за 1908 год. Ярославль, 1908. С. 78.
12. РФ ГАЯО. Ф. Р-153. Оп. 1. Д. 112. Л. 1-46 об.
13.        Газета «Ярославские губернские ведомости», 1888. Часть Неоф. №7.
14.        «Прибавления к церковным ведомостям», 1890. №46. С. 1558.
15.       Газета «Голос», 1909. 14 октября.









Морозова Полина Александровна (справа, в РФ ГАЯО). 15 лет. 
Участвует в районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах. С 2016 г. посещает Ростовскую Станцию Юных Туристов, где изучает краеведение и архитектуру. В начале 2017 г. начала работать с документальными материалами в РФ ГАЯО. Участвовала во Всероссийском Слете Туристов, краеведов, экологов, историков, этнографов и географов. а также была на Всероссийском фестивале краеведов "Искатели" (лагерь Смена) в г. Анапа.

6 комментариев:

  1. Леонтьевской церкви в селе никогда не было, была церковь Василия Великого, об этом свидетельствуют Писцовые книги и метрические книги. Разграбление церкви состоялось после 1926 года с ликвидацией климатинского церковного общества. Активно в этом участвовали местные жители, по свидетельствам очевидцев иконы валялись прямо на земле, их втаптывали в грязь. Вплоть до конца 1980-х годов использовалось как зернохранилище в силу хорошей гидросистемы вокруг церкви. Окончательное разрушение церкви началось в начале 1990-х годов опять же ни при помощи местных жителей. Неплохо сохранившиеся интерьеры были фактически уничтожены. После того, как была нарушена гидросистема парка и церкви, а также состоялась вырубка деревьев и кустарника вокруг церкви, на глазах рушаться стены род воздействием дождей и ветра. В этом году пришла вода.

    ОтветитьУдалить
  2. Девушку следовало бы сразу учить нормативно оформлять сноски.
    В исследовании обязательны сноски, а не "списки". При отсутствии сносок (в данном случае - хотя бы в круглых скобках с указанием номера в списке литературы и номера страницы с использованными сведениями) ценность работы стремится к нулю, даже если и выглядит наукообразно.
    Книги 1878 и 1908 года - не "источники", а "литература".
    Ссылаются не на "периодическую печать". а на конкретную публикацию в конкретном выпуске ЯЕВ.

    ОтветитьУдалить
  3. В самой работе сноски есть. Подробно, на отдельные листы описи 1919 г. Для блога, где нет сносок, упростили. Да, можно было бы здесь их дать в круглых скобках. Книги 1878 и 1908 года - источники. По периодике вы правы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Указанные здесь в качестве "опубликованных источников" издания - есть итог чьего-то, возможно, коллективного труда по сбору информации, анализу ее и подготовке к публикации. Такая работа для такого исследования не может быть "источником". Вот если бы объектом приложения сил исследователя были губернские списки церквей и монастырей - подобные книги анализировались уже в качестве источника.
      Если автор будет учиться по профилю далее - ей все это объяснят на примере первой же курсовой (если попадет к грамотным учителям, конечно). Опубликованным источником может быть, например, какой-то документ, помещенный хоть в ЯЕВ, хоть в Вопросах истории, хоть еще где. А предисловие к публикации - уже "Литература".

      Удалить