Страницы

Страницы

пятница, 17 марта 2017 г.

Портрет Александра Ивановича Звонилкина. Миниатюра на эмали. 1927 г.

Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" Борисоглебского филиала Ростовского музея 16 марта сего года, ожидала встреча с уникальным произведением - портретом на эмали Александра Ивановича Звонилкина, из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». 1927 г. 14,5х11,7 см. О нем рассказала Вера Филипповна Пак - кандидат искусствоведения, зав. сектором финифти.


Произведение поступило в музей от сына Александра Ивановича - Александра Александровича Звонилкина в 1998 г. в дар и вскоре портрет вошел в состав раздела ХХ в. постоянно действующей экспозиции Музея финифти Ростовского кремля.
Портрет выполнен талантливым художником Виктором Константиновичем Туляковым. Он родился в 1907 г. в деревне Кузнечихи Борисоглебской волости Ростовского уезда. Учился с 1922 - 1927 гг. в Учебно-показательной школе финифти в Ростове, которой заведовал в те годы Александр Иванович Звонилкин.
Данная миниатюра на эмали (финифти) исполнена в технике гризайли – т.е. одноцветной живописи - коричневой краской по белой эмали, как говорили в те времена – «в тоне сепии». Сепия – это итальянский мягкий карандаш в виде широкого грифеля.
На лицевой стороне эмалевого портрета внизу есть подпись автора. Портрет исполнен в 1927 г. Тогда талантливому юноше было всего лишь двадцать лет. Поражает, как точно он смог передать портретное сходство. В В этом легко убедиться если сравнить портретную миниатюру с фотографией на удостоверении личности преподавателя гимназии Александра Ивановича Звонилкина или с его автопортретом, выполненным в технике пастели в год его ареста, в 1937 г. (хранятся в семейном архиве).
Александр Иванович, как вспоминают его коллеги-учителя Ростовской гимназии, был веселым, всегда довольным, любил рассказывать ученикам забавные истории, он любил работу и своих подопечных. А ученики отвечали ему взаимностью! И это чувствуется в портрете.
Александр Иванович Звонилкин (1883-1938) оставил глубокий след в истории художественной жизни и образования Ростова Великого почти четырех первых десятилетий ХХ в. Но поскольку он был жертвой репрессий конца 1930-х гг., большинство авторов умалчивали о нем или писали вскользь. Несмотря на реабилитацию 1958 г. его имя еще долго продолжало незаслуженно оставаться в тени, и только по существу в конце 1990-х гг. началось изучение творческого наследия художника.
А.И. Звонилкин - выпускник Императорского Строгановского Центрального Художественно-промышленного училища в Москве. В Ростов приехал в 1905 г. Директор гимназии Моравский в 1907 г.  пригласил его в качестве учителя рисования и преподавателя студии скульптуры. В 1919-1929 гг. Александр Иванович заведовал Учебно-показательной финифтяной школой. В 1920-е гг. еще и руководил Ростовской художественной студией изобразительных искусств.
Александр Иванович - смелая творческая натура, он брался за большие сложные и ответственные заказы, испытывая при этом особый кураж, работая с увлечением и даже азартом. Его не пугали большие размеры полотен, в 1910 г. им был написан двухметровый портрет Императора Николая II, в 1914 г. по заказу Городской Думы – скульптурный проект памятника Алексею Леонтьевичу Кекину, а в 1933 г. - трехметровый портрет Ленина.
Время изглаживает из людской памяти многие факты, но кое-что удается восстанавливать буквально по крупицам, например, авторство его архитектурных проектов. На основе архивных данных и стилистического анализа удалось доказать, что по его эскизам были построены до революции оригинальные здания в Ростове: Артистический павильон в Городском саду (к сожалению, не сохранился) и дом по ул. Окружной, № 51. Во второй половине 1990-х гг. там было «Кафе на Окружной», в настоящее время сохранилась лишь вывеска. Кафе уже нет и дом, к сожалению, всё ветшает и ветшает из года в год. Жалко, если и его постигнет участь многих старинных двухэтажных деревянных особняков в Ростове, которые гибнут буквально на глазах.
Одаренный живописец, скульптор, архитектор и педагог Александр Иванович Звонилкин более тридцати лет учил ростовских ребятишек рисованию и черчению. Его яркая творческая личность оставила глубокий след в истории искусства Ростова Великого почти четырех десятилетий ХХ в. Он был талантливым сыном своего времени. В какой бы области художественного творчества ни работал, - везде проявлял свои незаурядные способности и талант. В произведениях художника воплощены ведущие стили времени: в живописи и скульптуре реализм, в архитектуре – модерн, а в эскизах для финифти - русский стиль. Это наглядно проявляется в целом ряде работ, что были выполнены учениками школы финифти по эскизам Александра Ивановича, которые хранятся и экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».

Вера Пак






Комментариев нет:

Отправить комментарий