Страницы

Страницы

среда, 25 января 2017 г.

Головной убор – архиерейский клобук XVII века

Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" борисоглебского филиала ГМЗ "Ростовский кремль" на первом в 2017 г. собрании, состоявшемся 20 января, ожидала встреча с уникальным произведением прикладного искусства. Заведующая отделом декоративно-прикладного и народного искусства музея «Ростовский кремль» Елена Владимировна Брюханова рассказала о головном уборе – архиерейском клобуке XVII в.


Одним из интереснейших, редких и ещё не до конца изученных экспонатов в фондах Ростовского музея является древний церковный головной убор - клобук. Он имеет вид светлого цвета шлема с округлой верхней частью, глубоко закрывающей лоб и с тремя концами – воскрыльями. Два из них – узкие, спускаются на грудь спереди, а широкая задняя часть с боков и со спины закрывает шею. Последняя имеет посередине квадратный выступ, занимающий примерно треть её ширины. Лобная и затылочная части внутри имеют подкладку из шёлковой материи, которая, возможно, является остатком от некогда более полной подкладки. По контуру головной убор обшит плетёной шёлковой тесьмой в цвет основного материала. Размеры его следующие: Высота с воскрыльями спереди – 55,2 см., сзади – 35,5 см.
Поступил он, согласно документам, в 1921 г., из Авраамиевого монастыря г. Ростова. Действительно, в этом монастыре находился подобный предмет. В книге «Ростов в его церковно-археологических памятниках» А.А. Титова, выпущенной в 1911 г., он перечислен в числе достопримечательностей монастыря. Однако в монастырских же описях он числился вплоть до 1928 г. Действительно ли в музее клобук (куколь) из указанного монастыря? Напоминаем, что в музей он поступил в 1921 г. В этот год в акте же изъятия вещей из Успенского собора и передачи в музей в числе прочих под номерами 34, 35, 36 значатся клобуки, вязаные, по преданию, святых Леонтия, Исайи и Игнатия. Несмотря на указанный акт, в коллекции музея их нет. Таким образом, можно предположить, что вышеописанный клобук не св. Авраамия, а один из трёх упомянутых.
Известно, что святители Леонтий, Исайя, Игнатий были епископами города Ростова соответственно в XI, XI и XIII вв. Епископ Леонтий – священномученик, принял смерть от восставших язычников. День памяти его 23 мая/5 июня. Его преемник Исайя также прославился борьбой с язычеством в ростовских краях. День памяти святого 15/28 мая. Мощи обоих были обретены единовременно в 1164 г. Епископ Игнатий прославился как миротворец во времена междоусобиц ростовских князей. День его памяти 28 мая/10 июня. Общее празднование всем трём установлено в 1474 году архиепископом Ростовским Вассианом (Рыло), а также с 1964 г. все они поминаются в числе Собора Ростово-Ярославских святых 23 мая (5 июня новому стилю). Мощи их всех покоились в Успенском соборе города Ростова.
Известно, что в 1474 г. архиепископом Ростовским Вассианом (Рыло) было установлено общее празднование всем трём святым 23 мая/5 июня. Вероятно, тогда же все мощи были переоблачены, поскольку практика переодевания мощей была общепринятой. В смутное время в 1608 г. Успенский собор г. Ростова был захвачен поляками. Золотая рака и серебряный гроб, в котором хранились мощи святителя Леонтия, подверглись разграблению. После этих трагических событий мощи святого Леонтия уже хранились под спудом. Возможно, именно тогда мощи всех перечисленных святых были вновь переоблачены, и их клобуки уже сохранялись как реликвии? Во всяком случае, в описи Архиерейского дома 1691 г. о них уже упоминают как о реликвиях. Однако, сколько раз производили переодевание за вышеуказанный период, и сколько времени прошло с момента последнего переоблачения, не известно.
Рассматриваемый головной убор можно также сравнить с клобуком из коллекции Музеев Московского Кремля, принадлежавшему патриарху Филарету Романову (1619-1633). Между собой они очень близки. У того точно такая же конструкция, такой же материал и техника исполнения. Сзади клобук имеет такой же квадратный выступ, который делает понятным аналогичный и в ростовском клобуке». В этом месте на нём закреплена иконка. Рясны спереди и херувим являются нашивными. Известно, что патриарх Филарет незадолго до избрания в этот сан был митрополитом ростовским. Существует предание, что «Филаретовский» клобук сделан был ещё при его предшественнике - патриархе-мученике Гермогене (1606-1612) и надевался патриархом Филаретом в честь этого святителя.
Существовала древняя традиция в плетении клобуков. Так, согласно жития основателя русского монашества святого Феодосия Печерского (XI в.) – тот также плел клобуки из шерсти. Согласно жития этим рукодельем даже в святительском сане занимался и епископ Тверской Варсонофий - Казанский Чудотворец (XVI в.). В житии преподобного Иринарха - затворника Борисоглебского монастыря, жившего на рубеже XVI-XVII в., также указывается, что в затворе тот вязал свитки (власяные одежды) и власяные клобуки.
Мастерство, с которым выплетен ростовский клобук, указывает на большую практику. Очевидно, что плетение клобуков было сопряжено с очень важной в монашестве практикой молитвенного дела. Костомаров, ссылаясь на житие святого Феодосия, пишет, что тот во время рукоделия пел псалмы.
Такое плетение было известно ещё в 1914 г. Тогда к дню прославления памяти святителя Гермогена руками последней императрицы был выполнен головной убор для его мощей. Образцом для него послужил хранившийся на тот момент в патриаршей ризнице клобук митрополита Филарета.
Елена Брюханова - заведующая отделом
декоративно-прикладного и народного искусства
музея-заповедника «Ростовский кремль» 








Комментариев нет:

Отправить комментарий