Страницы

Страницы

вторник, 6 декабря 2016 г.

Тарелки десертные, завод братьев Корниловых, 1884-1917.


На встрече борисоглебцев в клубе «Яблочный пирог» в доме крестьянина Елкина Борисоглебского филиала Ростовского музея 21 октября 2016 г. научный сотрудник филиала Ольга Залыгалова представила комплекс музейных предметов – десертные фарфоровые тарелки, изготовленные на заводе братьев Корниловых. Россия, Санкт-Петербург. 1884-1917. Фарфор, деколь (полихромная, надглазурная), золочение, формовка. 1,1х20,5х20,2. Тарелки поступили в Борисоглебский музей от Анны Сергеевны Корниловой в 1977 г.


Тарелка круглая, на кольцевом поддоне, с прямым отогнутым бортом. Белая, с голубым бортом с золотым цветочным орнаментом и золотыми отводками по краям. На белом фоне зеркала полихромное изображение ветки черной смородины с ягодами. Под изображением, внизу слева, надпись золотом: "По ориг. Н. Фонъ-Бооля".


История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в далеком 1835 г., когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод. Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг, сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали управлять заводом, что существенно упростило всю финансовую деятельность.
Со дня основания завода большое внимание уделялось техническому оснащению предприятия, внедрялись новейшие достижения науки и техники в области керамического производства. В то же время большое внимание уделялось художественной стороне изделий.
Сырье на предприятие поставлялось из Финляндии (кварц и полевой шпат), белая глина из Глухова Черниговской губернии и из Англии, капсельная глина – из Тихвина и Боровичей Новгородской губернии. Краски для росписи фарфора изготавливались на заводе и частично поставлялись из Франции.
В 1843 г. корниловский завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и право изображать на своем заводском клейме государственный герб «за значительное производство фарфора красивых форм, изящной живописи и хорошей позолоты». В 1867 г. завод принимал участие во Всемирной выставке в Париже. С середины XIX в. предприятие вело торговлю в Персии, Дании, Болгарии, Франции, экспортировало фарфор в США и Канаду.
В 1869 г., когда владельцем завода стал Михаил Саввинович Корнилов, завод был одним из крупнейших предприятий художественной промышленности в России.  К тому времени на мануфактуре уже трудилось 270 мастеровых и рабочих. В 1886 г. его наследники образовали «Товарищество братьев Корниловых» (официально существовало с 1893 г).
В 1870-1880-е гг. значительно расширилась тематика декорирования корниловского фарфора, появились мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок и сцены из русской народной жизни. Одним из технологических достижений Корниловых явилась разработка механических способов украшения фарфора. Некоторые из них впервые в России были внедрены именно на корниловском заводе. С 1881 г. здесь стали широко использовать деколь (переводные картины).
В конце XIX в. Корниловы внедрили черно-белую фотопечать, или фотокерамику. Сухую механическую печать оживляло творчество привлеченных к работе известных художников. В 1900-е гг. Корниловы выпустили коллекции, которые условно можно назвать «Рыбы», «Птицы» и «Ягоды». На таких изделиях ставилась подпись автора-исполнителя эскизов – «ИГ», то есть Иван Гольнбек.
Николай Константинович фон Бооль (1860–1938) в 1903 г. получает должность управляющего Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ. В своих воспоминаниях директор императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский характеризует фон Бооля, как «настоящего чиновника, со всеми хорошими и дурными качествами, званию этому присущими». Фон Бооль числился почетным членом Совета детских приютов, членом Санкт-Петербургского общества поощрения художников, Общества ознакомления с историческими событиями России, членом Московского столичного попечительства о народной трезвости и Общества призрения престарелых артистов.
В августе 1917 г. корниловский завод был закрыт. Попытка возобновить производство и выпускать на заводе дешевую посуду и изоляторов не увенчалась успехом. Братья С.М. и Н.М. Корниловы вошли в штат сотрудников ГФЗ (бывшего ИФЗ). Бывший директор правления «Товарищества братьев Корниловых» С.М.Корнилов стал в 1919 г. консультантом ГФЗ по вопросам экономического развития. В январе 1919 г. оборудование, белье и сырье с корниловского завода было перевезено на ГФЗ. Последний владелец мануфактуры - Николай Михайлович Корнилов (1850-1928) до 1927 г. оставался главным инженером предприятия.
Автор публикации: Ольга Залыгалова

1 комментарий: