Страницы

Страницы

пятница, 30 сентября 2016 г.

Сотрудники Ростовского музея на Трефолевских чтениях 2016.

Работа секции 3, исторический факультет ЯГПУ. Фото: Константин Степанов и Александр Морозов

29 сентября – 1 октября 2016 г. в Ярославле проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Трефолевские чтения-2016». Цель мероприятия - дальнейшее изучение и сохранение историко-культурного наследия города.
Организаторы конференции: Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, мэрия города Ярославля, МУК «Музей истории города Ярославля» и Ярославское городское отделение ВООПИиК.
Четыре научных сотрудника Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» участвовали в работе конференции, во 2-й день, 30 сентября, когда на историческом факультете ЯГПУ шла работа секций. Получили они и авторские сборники предыдущих Трефолевских чтений-2014. А также вышедший сборник конференции «Ушинские чтения», которая проходила в марте 2016.
Итак, на секции 2, «Актуальные проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия города» (Председатель: Марасанова Виктория Михайловна. Секретарь: Надежда Алексеевна Карлашова) прозвучал доклад «Церковный престол свт. Димитрия Ростовского в Московском Новоспасском монастыре» кандидата исторических наук Аллы Евгеньевны Виденеевой, в соавторстве с доктором церковной истории епископом Саввой (Михеевым).
На секции 3 выступили остальные сотрудники музея.
Секция 3
Продолжая дело Трефолева: современные краеведческие исследования по истории XVII XIX веков
Председатель: Петр Геннадьевич Аграфонов
Секретарь: Денис Евгеньевич Уткин
1. К вопросу об обязанностях полиции на Ростовской ярмарке (по материалам XIX века)
Грудцына Надежда Владимировна, Ростовский кремль
2. О покупке лошадей для артиллерии в Ростовском уезде Ярославской губернии. 1812-1813
Степанов Константин Анатольевич, кандидат исторических наук (Ростовский кремль)
3. Ярославль и Ярославский край в польских источниках эпохи Смуты
Аграфонов Петр Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского)
4. Заемные письма и расписки «под известный процент» в маклерских книгах Ростова конца XVIII - начала XIX в.
Морозов Александр Геннадьевич, кандидат исторических наук (Ростовский кремль)
5. Становление кинематографа как новой формы досуга в Ярославле в конце XIX – начале XX века
Зубатенко Ирина Борисовна, Ярославский музей-заповедник
6. Организация работы Ярославского наместнического правления
Уткин Денис Евгеньевич, аспирант ЯрГУ им. П.Г. Демидова
7. Управление ярославским приказом общественного призрения в конце XVIII – начале XIX вв.
Кузьмичев Александр Викторович, кандидат исторических наук (ЯрГУ им. П.Г. Демидова)
8. Создание казённых палат и уездных казначейств в Верхневолжских губерниях
Павлова Дария Сергеевна, кандидат исторических наук (ЯВВУ ПВО)
9. Ярославский край в законодательстве Петра I
Прохоров Александр Сергеевич, аспирант ЯрГУ им. П.Г. Демидова

среда, 28 сентября 2016 г.

Оклад с изображением креста из Ростова Великого




Представляем вашему вниманию очередной предмет с экспозиции «Ростовская земля с древнейших времен до конца XV века» в ГМЗ «Ростовский кремль». Это фрагмент железного оклада, обнаруженный во время раскопок на Конюшенном дворе Ростовского кремля в слоях первой трети XIII века. Особый интерес представляет орнамент изделия, в частности изображение креста, схожее с европейским крестом Ордена Христа. Оклад является одним из источников о распространении христианской символики в Древней Руси.



Сведения об окладе:
Место хранения: ГМЗ «Ростовский кремль», Фонд «Археология»
Инвентарный номер: А-1018/1158
Датировка: первая треть XIII в.
Материалжелезо
Техникаковка, пуансировка
Размеры10,6х5,5х0,15см.
Происхождение: предмет обнаружен в 2004 г. (раскоп 1, пласт 13, квадрат Е 5) во время раскопок под руководством Н.Г. Самойлович на территории Конюшенного двора Ростовского кремля в слое XIII века.
Музейная значимостьуникальный предмет
Литература: Самойлович Н.Г. Конюшенный раскоп в Ростове Великом. Результаты охранных археологических исследований 2001-2005 гг. М., 2007. (Сер. Материалы охранных археологических исследований. Т. 9). С. 16, 62, рис. 22, 5.


Предмет можно увидеть в зале № 6 исторической экспозиции ("Ростовская земля с древнейших времен до конца XV века"), которая располагается на втором этаже Государских хором (Красная палата) Ростовского кремля. 
Авторы экспозиции: Алексей Каретников, Александр Мельник, Сергей Сазонов; художник — Константин Ляпин


Этим сообщением мы продолжаем публикацию предметов, представленных в исторической экспозиции. Предыдущие публикации: ПодвескаМечКопоушкаПодвеска коньковиднаяРеменной разделитель конской упряжиКрест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым на могиле сына Ильи у ростовской церкви ВоскресенияПуговицаПрикладная печатьПодвескаЗастежкаПоделка из бересты с рисункомРукоять ножа, Кремневый ножСосуд дьяковской культуры, топор вождя, Панагия князя М.М. Темкина-Ростовского,


Текст – Алексей Каретников
Изображение – Елизавета Сверч, Сергей Григорьев



---
Middle Ages cover from Rostov


Object type: cover
Culture/period: Middle Ages
Date: early 13th c.
Materialsiron
Dimensions: 0,6х5,5х0,15 cm
Origin: from archaeological exavation in Rostov
Storage: The State Museum-reserve "Rostov Kremlin"
Museum numberА-1018/1158
Exhibition: "Rostov land from earliest times to the late 15th century"

О рыбацком колхозе им. Микояна в Поречье-Рыбном


Рыбаки колхоза им. Микояна в Поречье-Рыбном, на реке Саре, кон. 1930-х гг. Частное собрание
В 1930 г. при колхозе им. Сталина в селе Поречье-Рыбном создается рыболовецкая артель им. Микояна, куда первоначально вошли 47 поречских рыбаков. Артель была разбита на 2 бригады, а каждая бригада на 4 звена. Возглавлял ее так называемый Уполномоченный, рыбак Н.П. Парыгин. Плохо первое время в артели была налажена организация труда, замечались прогулы, не хватало снастей для ловли, сами же рыбаки в связи с плохим уловом больше стремились работать в колхозе. На 1932 г. артелью был принят разнесенный по кварталам план улова рыбы в 160 т. Лов рыбы производился как в реке, так и в озере на моторных лодках, выделенных артели райколхозсекцией.
Отдельный рыбацкий колхоз им. Микояна был образован в 1937 г. Устав был принят общим собранием членов колхоза 12 октября 1937 г. и зарегистрирован в Ростовском райисполкоме за №183. В 1949 г. рыбколхоз им. Микояна подчинялся Рыбинскому межобластному рыбакколхозсоюзу Яргосрыбтреста; с 1950 г. по 1951 г. - Рыбинскому межрайрыбак союзу; с 1952 г. по 1954 г. - Рыбинскому межобластному союзу рыболовецких колхозов; с 1955 по 1956 гг. - Рыбинской моторной рыболовной станции; с 1957 по 1959 гг. - Ярославскому рыбзаводу.
23 октября 1957 г. колхоз им. Микояна Климатинского сельсовета в пос. Поречье-Рыбное был переименован в колхоз «Рыбак» Рыбинского госрыбтреста Министерства рыбной промышленности.
На основании решения исполкома Ростовского районного Совета депутатов трудящихся за №167 от 21 апреля 1959 г. рыболовецкий колхоз «Рыбак» вошел в колхоз «Вперед» Поречского поссовета Ростовского района.
Литература и источники:
Морозов А.Г. К вопросу о коллективизации сельского хозяйства в Ростовском крае в 30-е годы XX века. Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. XII. С. 112-127.
ГАЯО. Ф. № Р-907. «Рыболовецкий колхоз «Рыбак», п. Поречье-Рыбное Поречского поселкового Совета депутатов трудящихся Ростовского района Ярославской области» 12.10.1937 - 00.04.1959.
ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 3. Д .35. Л. 245. Протокол № 123 заседания президиума Ростовского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 23 ноября 1937 года.
ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 6. Д. 84. Л. 360-361.

среда, 21 сентября 2016 г.

Поречье-Рыбное. Из семейного альбома Зои Геннадьевны Анфимовой (Пелевиной)


Экспедиционные заметки, собирательская работа
10-й класс Поречской средней школы1947 г.  Поречье-Рыбное, ул. Чапаева, 32. 
9х12 см. Фото: автор неизв. Зоя Геннадьевна во 2-м ряду справа - 2-я.
В ходе экспедиционного выезда 9 июля 2016 г. под село Климатино (сельское поселение Поречье-Рыбное) состоялась встреча со старожилом, учителем Зоей Геннадьевной Анфимовой (Пелевиной). Зоя Геннадьевна родилась в селе Поречье, в семье младшей ветви рода Пелевиных в 1928 г. После окончания средней школы закончила в начале 1950-х гг. естественно-географический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. Более 40 лет проработала в средней школе пос. Поречья учителем биологии. Сейчас на заслуженном отдыхе.
В данной публикации представлена подборка фотографий из семейного альбома Зои Геннадьевны, которые касаются Поречья и датированы 1940-1950-х гг.
Литература:
Морозов А.Г. К истории и генеалогии рода Пелевиных // ИКРЗ 2006. Ростов, 2007. С. 127-141. На генеалогической схеме смотри самую правую, младшую ветвь рода, к приложению 5. Указанный на схеме Василий Иванович (1821 - ок. 1900) - прадед Зои Геннадьевны.

среда, 14 сентября 2016 г.

К вопросу о живописном убранстве жилых домов богатых ростовских крестьян


Заметки о материальной культуре ростовцев
Дом И.И. Маринина, Пыховых в Поречье-Рыбном. Фото: А.Г. Морозов, 2011.

Живописное убранство жилых домов Ростовской земли слабо изучено. На появление и формирование настенной живописи оказала влияние культура исторически сложившегося здесь торгово-промышленного населения, которое отличалось масштабной торговлей, крупной ярмаркой, своими методами ведения хозяйства, различными промыслами, ремеслами, и, как следствие, определенными различиями в быте и традициях. Настенная живопись – элемент роскоши. В ней выражались вкус, статус и изысканное проявление фантазии владельца дома.
Образцов домовой росписи почти не осталось. В городе Ростове известен «дворец» или дом «царскосельского 1-й гильдии купца Полежаева». Остатки былого великолепия, отмечает Л.Ю. Мельник, ненавязчиво напоминают о себе и сейчас в этом доме: обработка фасада, широкая лестница, зал со световым фонарем из цветных стекол, проглядывающей из-под побелки живописью. То есть дом имел живописное убранство. Фотографии росписи потолка дома О.Д. Мальгиной, известного в Ростове, как дом купца Полежаева, были опубликованы Б.Н. Эдингом в 1913 г.
Определенное количество интерьеров расписных домов, принадлежавших, как правило, купцам, мещанам и богатым крестьянам, было, очевидно, уничтожено в годы конфискаций недвижимого имущества, репрессий, коллективизации и в последующее время. К тому же естественное старение как деревянных так и каменных строений, пожары и ремонты, изменение эстетических вкусов населения способствовали исчезновению этого рода памятников.
В «Дневной записке путешествия в Нижний Новгород…», проходившем в мае-июне 1786 г. граф Александр Владимирович Орлов пишет о пребывании семьи в ростовском селе Поречье-Рыбном: «Дом, в котором мы стояли, принадлежит нашему бурмистру. Он каменный, в два жилья, с подъездом, комнат около десяти, они расписаны, но худо расположены, так, как у всех крестьян. Вообще строение в Поречье хорошо, много очень домов в два жилья, каменных уже одиннадцать. Вероятно, вскоре их будет больше, потому что деревянное строение тут еще скорее гниет, нежели в других местах». Таким образом, граф свидетельствует, что дом бурмистра имел живописное убранство, комнаты его были расписаны.
Документы Московской домовой конторы графа В.Г. Орлова указывают, что почти десятилетие, с 1781 г., должность бурмистра занимал богатейший поречский крестьянин Иван Иванов Маринин. Крупнейший оптовый торговец, поставщик провианта в казну. Его дочь Секлетея была замужем за Михаилом Алексеевичем Кекиным - крестным А.Л. Кекина, Санкт-Петербургского купца, известного благотворителя Ростова.
Дом Маринина в Поречье известен. Он стоит на левом берегу реки Сара, ул. Чапаева, 32. Важно, что постройка этого дома точно датирована 1780-1781 гг. материалами той же помещичьей домовой конторы.
Дом в 1823 г., после банкротства и смерти Маринина Меньшого купили крестьяне Пыховы - торговцы, заводчики («Пыхов-Церковный переулок в Москве в Новой слободе). В 1930-1965 гг. в здании располагалась средняя школа. Все, кто учился в этой школе, заверяют: в старой части дома в одном из залов 2-го этажа был расписной потолок. На всей его площади, были изображены яблони с плодами, яблоки. «Было ощущение, что сидишь в саду под яблонями». Учащиеся называли этот класс: «С яблоками». Упомянутый расписной потолок сохранялся до середины 1960-х гг. Когда дом отдали под муниципальные квартиры – роспись на потолке была забелена. Велика вероятность того, что под побелкой она сохранилась.
Маклерская книга города Ростова за 1801 г. содержит договор, заключенный 1 сентября отставным канцеляристом Алексеем Ивановым Истоминым с московским мещанином Петром Ивановым Думниным. Суть его в том, что Истомин нанял Думнина «для работы живописного художества Ростовской округи, в селе Поречье, в церкви и в разных домах». Таким образом, документ свидетельствует, что живописец был нанят для работы не только в храм но и расписывать дома у зажиточных поречских крестьян.
Рассматриваемый договор был заключен на три месяца, за сумму в 50 рублей. В числе условий отмечены выходные дни художника: воскресные и праздничные дни не могли считаться прогулом. Поэтому из оговоренной цены Истомин не мог вычитать за них деньги. Кроме того, эти дни Думнин, проживая на квартире у Истомина, мог использовать для работы своими красками в свою пользу. В договоре ниже отмечается, что если за указанные три месяца живописной работы в Поречье Истомин найдет недостаточно и у художника возникнет вынужденный простой, оговоренная сумма в 50 рублей выплачивалась Думнину сполна. Авансом Думнин получил от Истомина при подписании договора 37 рублей. Остальные деньги ему полагалось получить по окончании срока. Стороны подписали договор собственноручно. 4 сентября 1801 г. маклер Алексей Привалов записал его в маклерскую книгу под №161.
Дом И.И. Маринина, Пыховых - в своде памятников архитектуры местного (ростовского) значения. Работа по выявлению проведена в 1980-1990-е гг. А.Г. Мельником. В ближайшем будущем, дом ждет капитальный ремонт. Начнется он с крыши. Жильцы коммунальных квартир добиваются также реставрации фасадов здания. Однако совершенно очевидно, что в старой части дома, на 2-м этаже, необходимо провести исследование: вскрыть потолочную побелку на предмет сохранности живописи. Дом Маринина – часть значительной усадьбы богатейших крестьян Поречья-Рыбного. Ее реставрация весьма важна для перспективы развития туризма.
Литература и источники:
Эдинг Б.Н. Ростов Великий, Углич: Памятники художественной старины. С предисл.: Игоря Грабаря. М.: И. Кнебель, 1913. С. 139.
Л. Мельник. Путевые дворцы // «Ростовская старина», N 37. 01.06.1993.
Морозов А.Г. Дом Маринина-Меньшого в селе Поречье-Рыбном // СРМ. Ростов, 2000. Вып. XI. С.155 - 156.
Морозов А.Г. К вопросу о генеалогии и истории рода Пыховых // СРМ. Ростов, 2003. Вып. XIV. C. 91 - 113.
Мельник А.Г. Основные закономерности в развитии каменной архитектуры Ростова и его окрестностей с середины XVIII до середины XIX в. // ИКРЗ 2004. Ростов, 2005. С. 333 - 338.
Крестьянинова Е.И. Материалы к истории ростовского купечества. Полежаевы и Ростов // ИКРЗ 2006. Ростов, 2007. С. 142-158.
Морозов А. Г. Торговая деятельность первостатейных крестьян с. Поречье в первой четверти XIX в. // Ростовская старина. Ростов, 2007. 25 декабря.
Морозов А.Г. Ростовская земля в «Дневной записке путешествия в Нижний Новгород…» графа Александра Владимировича Орлова // СРМ. Ростов, 2016. Вып. XXI. С. 58-66.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3250. Маклерская книга за 1800-1803 гг. Л. 98 об. – 99.



понедельник, 12 сентября 2016 г.

12 самых распространенных мифов Поречья-Рыбного


Фото: В.А. Абрамов
Миф - , -а, м. 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недостоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь - миф. || прил. мифический, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова
1.      Уже в старшей группе детского сада дети рассказывали друг другу, что с никитской колокольни колокола снял Петр I и перелил их на пушки. Никто из них, понятно, не задумывается над тем, что при Петре I колокольни еще не было.
2.      В летней церкви Петра и Павла есть подземный ход. Этот подземный ход ведет под озером Неро в Ростов.
3.      Автор, архитектор никитской колокольни – "простой поречский крестьянин" Алексей Степанович Козлов. Широко распространен в советский период. Об этом уже писали здесь, в блоге.
4.      Когда колокольню приехала принимать и освящать комиссия из Москвы – архитектор, крестьянин А.С. Козлов стоял в этот момент на кресте колокольни.
5.      Есть несколько версий предыдущего мифа – что затем Козлова скинули с креста вниз или он прыгнул сам.
6.      Перед приемкой построенной никитской колокольни (94 метра) жители Поречья закопали землей со всех сторон весь ее первый ярус, чтобы сооружение было ниже колокольни Ивана Великого в Москве (81 метр). Какое колоссальное количество земли..
7.      У зимнего храма Никиты мученика полукруглый алтарь находится с запада. На самом деле – паперть.
8.      Распространён миф о том, что старый, настоящий, из чистого золота (и с золотым распятием на нем) крест с никитской колокольни, был при реставрации 1970-х гг. снят и увезен в Москву. А нынешний крест – не настоящий, новый.
9.      Куранты с никитской колокольни увезены в Московский Кремль. Их, как и старый золотой крест, видели на складах Московского Кремля люди из КГБ и по секрету рассказали.
10.  Комиссию, приехавшую разоблачить дерзких зодчих, строивших никитскую колокольню, пореченцы встретили по-русски хлебосольно - накормили и напоили.
11.  «Родник Алеши Поповича» в овраге, между «Звягинской Горой» и «Филимоновской Горой». Про Алешу было придумано в 2007 г. спонсорами ремонта храма Петра и Павла.
12.  Часовня св. Леонтия Ростовского, поставленная у «родника Алеши Поповича». Некоторые из инициаторов строительства часовни утверждали, что Алеша Попович – сын Леонтия Ростовского. Что послужило основанием поставить здесь часовню.

И многое другое…

среда, 7 сентября 2016 г.

«Здесь, в нашей тихой провинции…». Борисоглебский филиал музея-заповедника «Ростовский кремль»



7 сентября сего года в Борисоглебском филиале ГМЗ «Ростовский кремль», в отреставрированном здании, доме крестьянина Елкина, состоялась встреча борисоглебцев, ранее поделившихся своими воспоминаниями в фильме «Здесь, в нашей тихой провинции…».
Авторы фильма: старший научный сотрудник ГМЗ «Ростовский кремль» - Надежда Грудцына. Оператор – Денис Калинин. Инициатор проекта – заместитель директора ГМЗ «Ростовский кремль» по научной работе Сергей Сазонов. Организатор проекта по организации встреч с респондентами – научный сотрудник Борисоглебского филиала Ольга Залыгалова.
Из живых, очень теплых воспоминаний борисоглебцев сложились основные разделы фильма: Почему я люблю Борисоглеб? Монастырь – сердце Борисоглебской земли. Борисоглеб – тыловой глазами ветеранов и детей войны. Хозяйство края и народные умельцы. Борисоглеб советский. Борисоглебская топонимика. Гармонисты и фольклорно-этнографический ансамбль «Улейма». Писатель Федор Абрамов и поэт Константин Васильев.
Всего авторами фильма были записаны воспоминания 20 граждан и выступление одного творческого коллектива, из селений: пос. Борисоглебский, д. Высоково и Борушка. Пос. Красный Октябрь и с. Давыдово.
Фильм получился очень живым, теплым и трогательным. Вместе с тем, надо отметить профессионализм, высокое мастерство съемки и монтажа, оператора Дениса Калинина.
В музейной гостиной дома крестьянина Елкина борисоглебцам, поделившимся в фильме своими воспоминаниями, от имени директора ГМЗ «Ростовский кремль» Наталии Стефановны Каровской были вручены благодарственные письма, а также диски с видео записью воспоминаний каждого респондента и диски с фильмом.
В процессе просмотра фильма было организовано чаепитие с самоваром и сладкими пирогами. За дружеским столом борисоглебцы делились весьма теплыми впечатлениями о музейном вечере, под гармонь, спели несколько душевных песен.
Данный проект актуален и требует продолжения работы над ним: свидетели нашего прошлого уходят.


воскресенье, 4 сентября 2016 г.

О восстановительных работах на мемориальных комплексах семьи А.А. Титова 10 лет назад

Публикация источника
Е.И. Крестьянинова. Фото: А.Г. Морозов

В архиве Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" хранится небольшое дело, под заголовком: "Материалы о восстановительных работах на мемориальных комплексах семьи А.А. Титова (на бывшем кладбище Спасо-Яковлевского монастыря и при ц.ц. Воскресения и Паисия и Уара)", составленное в ноябре 2006 г. ученым секретарем музея Еленой Ильиничной Крестьяниновой. Материалы являются подведением итогов работы музея и его сотрудников по благоустройству могил, как самого А.А. Титова, так и членов его семьи, в период нескольких лет и предшествующих летних месяцев. С той поры прошло 10 лет...