Страницы

Страницы

суббота, 19 марта 2016 г.

Ураган революции


Введение к известной монографии Д.Н. Эдинга «Сарское городище» (тираж 800 экз.) представляет интерес во многих отношениях. Особенно как источник по истории археологии. Эпоха, несомненно, наложила отпечаток на текст. В нормальных политических условиях, уверен, текст был бы другим. А здесь мы видим критические высказывания об археологах дореволюционного периода: «изучение края... по частной инициативе А.С. Уварова», «выступление индивидуальной воли [А.С. Уварова]», «несколько ничтожных по размерам и результатам раскопок... не преследовали научных целей» (вероятно имеются ввиду работы А.А. Титова), «Понадобился ураган революции, чтобы разрушить исконное оцепенение», «огромное количество археологических памятников ... было уничтожено массовыми раскопками гр. Уварова и Савельева».


Текст книги был написан в конце 1925-1926 г., с некоторыми дополнениями 1927 г. 
Автор книги и не подозревал, что в скором будущем «ураган революции» пройдется по судьбам людей, организаций, упомянутых во введении, и, наконец, самого памятника. Уже в феврале 1928 г. инициатор раскопок, заведующий музеем (сейчас мы бы сказали — директор) Д.А. Ушаков был смещен с поста и переведен на должность заведующего Археологическим отделом. В феврале 1931г. он был уволен, а в марте — арестован
Последствия для Ушакова оказались не столь трагичны по сравнению со многими его современниками. В августе 1931 г. он был уже на свободе (правда, с судимостью). Больше потерял музей, который лишился талантливого руководителя, исследователя, а вместе с ним и Археологического отдела. 
Потеряла и ростовская археология — с репрессиями был ликвидирован местный научно-исследовательский центр, активно формировавшийся в начале 1920-х гг. В 1930-е — начале 1990-х раскопки на территории ростовской земли проводили только специалисты из Москвы.

На самом Сарском городище в 1927 г. активизировались карьерные разработки, к 1931 г. поглотившие весь холм — вместе с Сарским городищем и его могильником. Так при попустительстве властей, ради какой-то жалкой кучи гравия, был уничтожен уникальный памятник эпохи викингов, равных которому в Ярославской области не было. Каждый год туристы, посещающие Ростовский кремль, постоянно спрашивают про Сарское городище...

«Творческое начало, пробужденное общественным движением», оказалось не нужным советской власти. Более того, она справедливо оценила его как угрозу и обошлась с ним как «как хирург поступает с отростками слепой кишки, когда она тревожит организм», как того и желали местные активисты в декабре 1930 г. (цитата из местной газеты «Большевистский путь»).

Ниже текст введения публикуется полностью. Книгу целиком можно скачать на сайте ГМЗ «Ростовский кремль» (сканы в формате *pdf).


Введение к монографии Д.Н. Эдинга Сарскоге городище / Издание Ростовского государственного музея. Ростов Ярославский, 1928 . С. 3-5.*
*В публикуемом ниже тексте знаки пунктуации проставлены в соответствии с современными правилами.
---
Приступая к опубликованию своих собраний, Музей стремится выполнить задачу популяризации научных знаний в наиболее широком размере. Вместе с тем, выпускаемый и готовящиеся следующие выпуски должны отразить ту исследовательскую работу, которая естественным порядком ложится на научный персонал Музея по всестороннему освещению быта, как минувших эпох, так и современности.

Работа Музея в области археологии возобновляет изучение края, произведенное более семидесяти лет тому назад по частной инициативе А.С. Уварова и прекратившееся с окончанием труда организатора («Меряне» Труды I Археологического С'езда, т. II).

Это выступление индивидуальной воли не затронуло внимания общества, не дало толчка к развитию дальнейшей исследовательской работы, потому что несколько ничтожных по размерам и результатам раскопок, предпринятых в границах Ростовского уезда, или не преследовали научных целей, или не оставили следа в литературе. Понадобился ураган революции, чтобы разрушить исконное оцепенение: как это ни странно, творческое начало, пробужденное общественным движением, проявило себя даже в такой, казалось бы, далекой от современности области, как археология. Недолгое существование в Ростове Отделения Археологического Института не только раскрыло интерес широких масс населения к изучению доисторического быта, но и выделило группу активных работников, посвятивших себя собирательскому и исследовательскому труду. Эта группа, войдя частью в краеведческое общество, частью в Музей, явилась живой связью между населением и научными учреждениями и надежным показателем возможности изучения края. Первый опыт, раскопки курганов в 1922 году, главным результатом имел не добытый вещественный материал, а твердое убеждение в общественном интересе к научной работе. С этой точки зрения ни учреждение, ведущее работу, ни лицо, фактически ее производящее, не являются в строгом смысле ее инициаторами и собственниками.

Возобновление работы в Ростовской области после того, как огромное количество археологических памятников конца первого и начала второго тысячелетий нашей эры было уничтожено массовыми раскопками гр. Уварова и Савельева, не имело реальных гарантий на успех, т. е. на открытие чего либо значительного, способного дать законченное представление о населении и культуре этого времени. Тем не менее, Музей совместно с Обществом изучения местного края организовал в 1924 году раскопки Сарского городища, остатков известнейшего населенного пункта области. Результаты работ оказались таковы, что Музей нашел возможным продолжить ее во второй рабочий сезон, удаляясь от насущных задач собирания материальных памятников в сторону более широкого освещения культуры племени, обитавшего на Сарской луке до славянской колонизации. Работы второго года дали не менее интересный материал, как раскрытием сооружений, так и рядом находок, позволивших установить типичные для городища предметы. Величина успеха должна обозначиться еще резче, если принять во внимание, что более 4/5 поверхности городища разрушено предшествующими работами. Конечно, дать цельное представление о культуре определенной эпохи оно не в состоянии, даже при продолжении на нем раскопок; Музей в будущем видит обязательность не только этого продолжения, но также поиски и раскопки других памятников, одновременных Сарскому городищу. В настоящее же время известная законченность двухлетних работ обязывает опубликовать добытый материал, чтобы обратиться к очередной задаче, к разработке вещественных памятников более древних культур, впервые обнаруженных в области.

Как указывалось выше, осуществление раскопок и доведение их до конца главным образом легло на Ростовский Государственный Музей, который в лице своего заведующего Д.А. Ушакова следил с неустанным вниманием за ходом работ, обеспечивая решение ряда задач, выдвигавшихся развитием исследования. Ростовское Научное Общество по изучению местного края проявило участие как материальной поддержкой, так и личной работой отдельных своих членов, в особенности Д.П. Селиванова. Неменьшую благодарность приносит исследователь группе студентов б. Ярославского Государственного Университета и отряду пионеров г. Ростова. В равной степени он должен отметить с признательностью — внимание и содействие, оказанное ему проф. А.А. Спицыным, пр. Ленинградского У-та П.П. Ефименко, хранителем Музея в Стокгольме Т. Арне, проф. В К. Трутовским, пр. I М. Г. У. Б. С. Жуковым (представлением возможности обработать часть керамического материала в Исследовательском Антропологическом И-те имени Д.Н. Анучина) и пр. Ростовской школы 2-ой ступени Н.С. Цыпленковым. Из числа сотрудников Ростовского Государственного Музея особенно заметное участие в работах приняли: безвременно скончавшиеся Е.Ф. Стрижникова и С.Н. Иванов, а также Л.К. Любимов, М.В. Талицкий, А.Н. Иванов и И.Л. Сосфенов, исполнявший с'емку плана городища.

Комментариев нет:

Отправить комментарий