Страницы

Страницы

понедельник, 13 июля 2015 г.

О мещанском приданом

Заметки о материальной культуре ростовцев
Сергей Никитин. Свадьба
В фонде Ростовского уездного суда (1734-1868 гг.) отложились материалы о разделе имущества и капиталов ростовских крестьян, мещан и купечества, об утверждении в правах на наследство, спорам по ним и др.
В деле, начатом 6 сентября 1832 г. уездный суд рассматривал спор об имуществе между мещанами г. Ростова Родионовыми и крестьянами с. Поречья-Рыбного Ковалевыми.
Суть его в том, что дочь покойного мещанина Григория Самсонова Родионова, девица Настасья 12 февраля 1831 г. была выдана в Поречье в замужество, за крестьянского сына Никиту Иванова Ковалева. Однако, прожив в браке около полутора лет, Настасья умерла. Родственники ее обратились в суд с прошением, чтобы семья Ковалевых вернула им приданое невесты, отправленное в Поречье при заключении брака. К прошению в суд они приложили «Роспись приданому имению».

пятница, 10 июля 2015 г.

Арья Альквист и «Марья Святая»


на фото: Арья Альквист на конференции в Ярославле, 2012 г.

Готовя путеводитель по замечательной местности в окрестностях Ростова — «Горе святой Марии», перечитываю источники и литературу. Обратил внимание на один любопытный факт.

Финнская исследовательница Арья Альквист из Хельсинкского университета оказалась фактически первой, кто заново, после А.А. Титова (1844-1911) открыл и зафиксировал устную традицию почитания Горы святой Марии, находящейся в окрестностях Ростова.
Было это в 1995 г. Целью проекта Арьи Альквист являлась фиксация устной традиции на территории, которая упоминается в русских летописях как земля финно-угорского племени Меря.

В ходе работы в 1995-1998 гг. была сформирована Картотека полевых материалов проекта Академии Финляндии по летописной территории мери, хранящаяся на кафедре финно-угроведения Хельсинкского университета.

Один из текстов, собранных по Мерянскому проекту Альквист, процитировал А.В. Киселев:

"У с. Филимоново в лесу Петровка* у р. Сара есть гора Марья Святая. Под горой есть святой колодец. Там вешали детские одежды. Бросали в родник корочку: если плавает, то больной человек поправится, если утонет - умрёт. Будто бы делали церковь в другом месте. Что ни сделают, все она на другое место переходит - на Марью Святую. Когда церковь разорили, колокол упал с горы вниз ушами и пробил родник. На этом месте возник святой колодец"

Эта запись сделана от старожила д. Савино в 1995 г., к сожалению его инициалы не раскрыты: «ЛАФ» (1925 г.р.).
на фото: Гора Марьи Святой, 1 мая 2011 г.

на фото: святой колодец рядом с Горой Марьи Святой, 1 мая 2011 г.

Позднее, в 2003-2004 гг. целый комплекс замечательных текстов об урочище «Марья Святая» записал сотрудник ГМЗ «Ростовский кремль» А.В. Киселев. Но это совсем другая история.

источники:
Киселев А.В. Формирование и развитие традиционных религиозных представлений русского населения Верхнего Поволжья в ХIХ-XX вв. Дисс. к.и.н. Ярославль, 2003. Л. 95-97.
Киселев А.В. Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района // История и культура Ростовской земли 2003. Ростов, 2004. С. 310-317.

*Петровка - это явно ошибочное прочтение топонима. Следует читать «Поповка». Пустошь с таким именем была зафиксирована уже во времена Генерального межевания в 1792 г.

воскресенье, 5 июля 2015 г.

«Повеления» графа В.Г. Орлова 18 июля 1774 г. для Борисоглебских слобод об охране леса

Валерий Абрамов. Бор пос. Борисоглебский от Селища, 18.07.2012.

«Повеления» графа В.Г. Орлова, для Борисоглебских слобод датированные 18 июля 1774 г. обращены также к мерам, связанным с охраной леса. В заключении 1-й части "Повелений" им посвящено три пункта: 14-16. Во 2-части - 10-й, последний пункт.

пятница, 3 июля 2015 г.

О плане торговой площади Борисоглебских слобод - экспонате будущей экспозиции филиала

План торговой площади Борисоглебских слобод. Общий вид
В собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» хранится «План торговой площади Борисоглебских слобод». Размеры: 53,5х38 см. Материал, техника: верже, тушь, акварель. Реставрирован. Как значится в описании: рукописный, раскрашенный акварелью план торговой площади Борисоглебских слобод и части Борисоглебского монастыря. В масштабе: 50 саж. В рамке.
Подпись синим карандашом на обороте, свидетельствует, что данный план был передан Борисоглебскому музею 28 мая 1930 г. землеустроителем Борисоглебского РИКа Иваном Николаевым. В своей авторской подписи он указал, что план - историческая ценность и датировал его: «Настоящий план относится к XVIII веку - годы 1730-1770 составленного в порядке генерального межевания». Поздняя наклейка, с этой датой, по нижней, лицевой стороне плана, вероятно, этикетка выставки советских времен. В последствии за планом закрепилась именно такая датировка. Однако она не верна.
Рассмотрим план в деталях. В верхней части дано «Описание мест». Под литерой «А"» обозначены пять каменных [красным цветом] погребов, оставшихся в целости «после несчастной участи пожара». Таким образом, план составлен после пожара, уничтожившего строения торговой площади. Под литерой «В» указаны места для удовлетворения борисоглебских торгующих крестьян, чьи лавки на площади были также  уничтожены пожаром. Под литерой «С» обозначены места для строения на общий счет главных лавок, то есть лавок, которые планировалось возвести за счет крестьянской общины. Такие лавки сдавались торгующим крестьянам, посадским и купцам в аренду, а деньги с них тратились на общинные нужды. Наконец, под литерой «Д» обозначены места для сбитенных лавок, вполне необходимых для местного, крупного, еженедельного, сельского базара и ежегодной Борисоглебской ярмарки, которые также планировалось, судя по описанию, строить на общественный счет. Будущие строения под литерами «В», «С»" и «Д», вероятно, деревянные. То, что это именно план, а не фиксация существующих строений говорят обороты речи в описании.
Как распланированы лавки, лавочные ряды? Несомненно главной осью планировочного пространства для лавок является дорога, идущая от северных «Водяных» ворот монастыря к мосту через основное, проточное в то время русло реки Устье. Ниже моста указана мукомольная мельница. Ныне это русло практически сухое и река течет несколько севернее. Часть лавочных корпусов расположена в прямую линию, параллельно этой дороге, к западу, северо-западу от нее. На плане видно, что три каменных погреба уже стояли вдоль этой дороги и были включены в состав будущих лавок. Корпуса к востоку, юго-востоку от дороги спланированы параллельно и перпендикулярно ей, в несколько рядов. Дорога от  монастыря к реке Устье отходит от «Водяных» ворот не под углом 90 гр., а несколько отклоняясь к востоку. Поэтому корпус лавок под литерой «В» ближайший к монастырским стенам и корпус сбитенных лавок под литерой "Д" оказались по отношению к стенам монастыря под некоторым углом.
К западу от рассматриваемой базарной площади с лавками, через дорогу, также идущую к мосту через Устье от северо-западного угла монастыря, на плане начертана жилая гражданская застройка крестьян Борисоглебских слобод, состоявшая из двух улиц с деревянными домами. Мы видим, что одна из улиц идет по прямой линии от северо-западной башни к тому же мосту, а вторая улица отходит от первой под прямым углом в направлении северо-запад и следует почти параллельно руслу реки Устье. По сути это целый жилой квартал крестьянских домов планировка которого в целом сохранилась до настоящего времени.
К востоку от базарной площади, через большую дорогу, идущую к мосту через Устье вдоль восточной стены монастыря далее на север, на плане изображены еще два жилых квартала из нескольких крестьянских домов и земельных участков, расположенных в прямые линии по отношению к восточной и северной стенам монастыря. В жилом квартале у русла реки начертаны два каменных дома. Планировка этого квартала также в целом сохранилась до настоящего времени. Первый из упомянутых домов, что ближе к дороге и мельнице, вероятно, дом, ныне известный как трактир Ляховых. Второй, расположенный дальше от дороги, в виде угла, может быть домом богатых крестьян Мельниковых. Думается, исследователям необходимо будет уточнить их датировку. Другой жилой квартал, что южнее, напротив восточной монастырской стены полностью деревянный. 
В нижней части плана изображена северная стена Борисоглебского монастыря с башнями и "Водяными" воротами. Важно, что здесь указана межевая граница земли монастыря, прилегавшей к его стенам. Эта межа следует не параллельно северной стене, а постепенно отклоняется от линии стены к северу, расширяя принадлежавший монастырю участок земли в направлении на запад. Позже монастырь выстроил на своей земле, прилегавшей к стенам торговые лавки, чтобы иметь с них доходы.
Подчеркнем, что указание на рассматриваемом плане границ земель монастыря уже является признаком, позволяющим уточнить его датировку. Сдвинуть ее с 1730 г. на 30 лет, ибо до секуляризации церковных и монастырских владений в 1763/4 г. вся земля с базарной площадью, крестьянскими домами и крестьянами принадлежали монастырю. Однако нижней границей датировки плана является не 1764 г., а 1772-1774 гг. Так, в работе А.Г. Мельника, посвященной монастырскому саду, опубликована прорись с плана Борисоглебского монастыря 1773 г., на котором межевая граница земель монастыря с внешней стороны его стен на северном участке отмечена точно также. Подпись же в нижнем правом углу рассматриваемого плана гласит: "Часть земли Его Сиятельства". Она прямо говорит о том, что земля вокруг монастыря с базарной площадью крестьянскими домами и крестьянами Борисоглебских слобод ко времени составления плана уже принадлежали графу В.Г. Орлову. Как известно пожалование Борисоглебских слобод Орловым произошло в 1772 г. А 18 июля 1774 г. графом для слобод были даны «Повеления» первая часть которых в основном содержит правила о застройке. П. 3 "Повелений" является преамбулой к указаниям о порядке застройки, если в слободах случится значительный пожар. Как свидетельствует п. 4, крестьянам предписывалось сделать сходку и выбрать способных людей, которые решили бы, где тесно и опасно построено, впредь располагать строения безопаснее, а о подобной сходке и рассуждениях на ней непременно письменно уведомлять помещика. Общим для всех вотчин Орловых являлся в «Повелениях» пункт 2, согласно которому рекомендовалось для базаров непременно оставить широкое и удобное место, которое нельзя было застраивать жилыми домами, чтобы последнее находилось как можно ближе к центру населенного пункта.
Процесс рассматриваемой перепланировки как жилых, так торговых кварталов значительно ускоряли пожары. Документы Московской домовой конторы В.Г. Орлова свидетельствуют, что в его ростовских вотчинах: селах и слободах ежегодно случалось 4 - 5 крупных пожаров, когда выгорало от 10 до 25 домов. В докладах бурмистров в домовую контору о каждом таком пожаре обычно содержалось обещание, что «в непродолжительное время он пришлет доклад и план, как строить домы вновь». Но чаще к докладу уже прилагался план «как строиться погорельцам», имевший нумерацию домов, подкрепленный мирским приговором, с просьбой его утвердить. Домовая контора порой корректировала присылаемые с мест планы застройки, основываясь уже на вышеупомянутом «Повелении», а затем «Уложении». Здесь, на плане мы видим планировку торговой площади Борисоглебских слобод как раз после пожара. План, на наш взгляд, относится к таким планам, которые, после подачи борисоглебским бурмистром с миром в домовую контору были утверждены графом, прорисованы в цвете и присланы обратно в вотчину. Предположительно, рассматриваемый план до 1917 г. хранился в Борисоглебском вотчинном, а затем волостном правлении.
 Однако, для установления его верхней даты необходимо дополнительное исследование. Вероятно в ежегодных журналах Московской домовой конторы В.Г. Орлова последней четверти XVIII в., которые нами просмотрены не все, есть сведения о конкретном пожаре торговых лавок на базарной площади, начертании и утверждении графом рассматриваемого плана. Пока же план можно датировать: 1774 - конец XVIII в. В дальнейшем план займет свое место в новой экспозиции Борисоглебского филиала в «Доме крестьянина Елкина».
Литература и источники:
ГМЗРК. АР-682.
Мельник А.Г. Сады Ростовского Борисоглебского монастыря // Он же. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 106.
Александр Морозов. Борисоглебское крестьянство в документах Московской домовой конторы графа В.Г. Орлова // Ростовская земля. История и культура. 30 июня 2014.
Александр Морозов. Борисоглебское крестьянство в документах Московской домовой конторы графа В.Г. Орлова. Часть 2 // Ростовская земля. История и культура. 16 июля 2014.
Светлана Лапшина, Александр Морозов. Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Трактир Ляховых // Ростовская земля. История и культура. 2 сентября 2014.
Светлана Лапшина, Александр Морозов. Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Дом Михаила Андреевича Мельникова // Ростовская земля. История и культура. 5 сентября 2014.
Александр Морозов. «Повеления» графа В.Г. Орлова 18 июля 1774 г. о застройке Борисоглебских слобод // Ростовская земля. История и культура. 1 июля 2015.

четверг, 2 июля 2015 г.

Музейные сувениры по мотивам находок на «Горе св. Марии»


Музей-заповедник Ростовский кремль» активно работает над проектом «Музейный сувенир». Сделано уже не мало. При входе в музей у билетной кассы появилась витрина «Музейные сувениры», рядом в киоске их можно приобрести.
Одним из направлений проекта, является создание сувенирной продукции, связанной с исторической экспозицией «Ростовская земля с древнейших времен до конца XV в.».

Недавно ювелиры Юлия и Борис Колесниковы по мотивам музейных экспонатов изготовили новые украшения: две подвески и серьги.

Вот что получилось. Уже приобрел одну.



А экспонаты, ставшие отправной точкой работы ювелиров замечательные!



О них я уже писал в этом блоге.
Это две подвески в виде птиц, обнаруженные во время археологических раскопок на «Горе святой Марии». Это известная и очень интересная достопримечательность в окрестностях Ростова.

Вот ссылки:
http://rostland.blogspot.ru/2013/01/blog-post_3896.html
http://rostland.blogspot.ru/2015/04/blog-post_23.html


Особенно интересна подвеска в виде двух птиц, обращенных друг к другу.
Эта подвеска стала символом исторической экспозиции и размещена на музейной афише. 

среда, 1 июля 2015 г.

Крестный ход на Гору святой Марии


 Служба 1 июля в праздник Боголюбской иконы Божией Матери в селе Филимоново
Священник Александр Парфёнов


храм восстанавливается ...



 Улыбчивая девочка ходит среди прихожан и раздаёт цветы герани


 на звоннице


 Крестный ход



 Молебен на святом источнике


 Молебен на Горе святой Марии
Дальний звон колоколов, раскаты грома и пение птиц !



 Туристы клуба Азимут. Река Сара.


 Вид на карьер от деревни Чопорово


 Вид на карьер от села Филимоново

«Повеления» графа В.Г. Орлова 18 июля 1774 г. о застройке Борисоглебских слобод


Борисоглебские слободы на Генеральном геометрическом плане Петровского уезда Ярославского наместничества, 1792 г.
Согласно документам Московской домовой конторы В.Г. Орлова, от 16-26 июля 1774 г. «В бытность его Сиятельства графа Владимира Григорьевича в Поречье…» им были даны «Повеления…» по целому ряду своих вотчин, расположенных в разных наместничествах и уездах Европейской России. Прежде всего, Ростовских вотчин – Поречья-Рыбного, Борисоглебских слобод и Воржи, а также Сидоровской вотчины Нерехтского уезда Костромской округи и Бежецкой вотчины Тверской. «Повеления» графа относительно регулярной застройки села Поречья-Рыбного были рассмотрены нами ранее. В данном сообщении рассмотрим «Повеления» сделанные помещиком относительно Борисоглебских слобод, датированные в источнике 18 июля 1774 г., сопоставим их с подобными по другим вотчинам.