Страницы

Страницы

понедельник, 24 ноября 2014 г.

Первое земское собрание

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было принято в январе 1864 года (См. об этом статью «Зарождение демократии» в номере от 7.04.90 г.). Но первое земское собрание гласных Ростовского уезда состоялось только почти полтора года спустя — в конце мая-начале июня 1865 года (кстати, нынче исполняется 125 лет со времени открытия в Ростове земского собрания).
Первое же собрание началось 30 мая 1865 года. Для ростовского собрания было определено, что избрать следует 47 гласных. В первом же собрании участвовал 41 гласный. Те же гласные, которые не могли по каким-либо причинам присутствовать в собрании, заранее письменно извещали об этом уездного предводителя дворянства.
Председателем собрания, по «Положению», стал уездный предводитель дворянства Александр Николаевич Бабкин. Начали заседание молебствием. Затем гласные принесли присягу «на верность службы».
Следующим пунктом повестки дня была «поверка прав гласных». Поскольку в уездном собрании присутствовали гласные, избранные от разных категорий — от землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ, потому, например, предводитель дворянства засвидетельствовал, что избранные от дворянства гласные «вполне соответствуют требованиям, указанным в «Положении о земстве». В отношении купечества то же свидетельство дал городской голова, в отношении прав, временнообязанных крестьян — мировые посредники, в отношении прав крестьян ведомства Государственных Имуществ — командированный от этого ведомства в качестве члена земского собрания чиновник.


На время работы собрания избрали специальную комиссию (секретарь и 10 членов). В ее обязанности входило заранее составлять проекты заседаний собрания, доклады по предлагающимся в ходе заседаний гласными вопросам.
Второй день работы земского собрания — 31 мая — начался с принятия проекта порядка заседаний, составленного предварительно комиссией. Согласно утвержденному гласными порядку заседания должны открываться в 10 часов утра по звонку председателя. Начинать заседание решено чтением журнала прошлого заседания, затем все присутствующие гласные должны подписать этот журнал. Если при чтении журнала кто-то из гласных представляет возражения против какого-либо решения, то собрание должно определиться: либо большинством утвердить свое прежнее решение, либо заняться обсуждением этого вопроса вновь, с учетом мнения возражавшего.
Если чтение журнала прошло без возражений, и все гласные подписали журнал, то секретарь собрания поочередно предлагает для обсуждения новые вопросы,
Обсуждение происходит так: желающие высказать по теме мнение встают, «прежде вставший имеет первое право говорить, и затем если желающих явится несколько единовременно, то председатель дает им очередь причем наблюдает, чтобы пока говорящий не кончит речи, другой его не перебивал».
Когда председатель найдет вопрос «выясненным достаточно», он ставит вопрос на открытое голосование. Причем голосование проводится так: гласные на специальном листе ставят свою фамилию или крест, другой знак, если неграмотен) под пометой «согласен» или «не согласен».
Пересказывая так подробно отдельные пункты регламента собрания земцев, хочу обратить внимание читателей на то, как тщательно в нем оговаривались все детали, даже мелкие, чтобы облегчить работу собрания, избежать ненужных сложностей в будущей работе.
Среди вопросов, обсуждавшихся в первом уездном земском собрании, был такой, как формирование уездной земской управы, назначение содержания ее членам.
Решено было в состав управы включить председателя и трех членов. Первому городовое содержание положили в 2000 рублей, членам — по 1500 рублей. Председателем управы выбрали гласного Александра Михайловича Ошанина, членами — гласных Николая Петровича Хлебникова, Владимира Николаевича Хомутова и Дмитрия Николаевича Пересветова.
Состав же канцелярии, жалованье ее работникам определили позднее на своем заседании члены управы. Кстати, состав канцелярии был следующим: секретарь с жалованьем 400 рублей » год, два писца — по 180 рублей, рассыльный и сторож — по 72 рубля. По мере заслуг этим работникам решено было выдавать наградные.
Что же касается собрания, то в третий день его работы, 1 июня, среди прочих обсуждали «составленный одним из гласных проект, о производстве в уезде кадастра всем землям». По этому вопросу решено было копии проекта разослать всем гласным, чтобы те к следующему собранию подготовили свои мнения и предложения. Не случайно такой вопрос вошел в повестку дня одного из первых заседаний собрания. Ведь именно из описи земель, одного из важнейших недвижимых имуществ, оценки ее исходили при определении стоимости уезда (наверное, интересно будет узнать читателям, что в середине 60-х годов прошлого века Ростовский уезд стоил 10346865 рублей, а сам Ростов — 1060000 рублей). А исходя из стоимости уезда, определяли величину налогов и, в частности, величину тех сумм, которые должно выплачивать уездное земство в качестве земских повинностей.
Наряду с этим был предложен одним из гласных для обсуждения вопрос «об устройстве образцовой фермы и училища огородников в гор. Петровске». Этот вопрос передали «на заключение комиссии». Заключение свое комиссия должна была составить, выяснив мнение ростовских огородников, когда они осенью вернутся из столиц, «с огородов» в Ростов.
На заседании 2 июня собрание приняло очень важный документ — «инструкцию Ростовской земской управе». Этот документ был предварительно составлен специальной комиссией, он определял порядок работы, сферу компетенции управы. Между прочим, на управу «имея в виду предстоящее заседание Земского Собрания, … озаботиться о собрании нужных сведений и всех тех данных, которые необходимы для соображения, разъяснения, раскладки назначения и постановлений собрания».
Управе было поручено к тому же решить вопрос о публикации журналов своих заседаний. Цель обнародования этих материалов — «чтобы все земства имели подробное понятие о действиях уездного собрания и для отстранения возможности неправильных толкований». Первоначально собирались печатать журналы в «Ярославских губернских ведомостях», но там навстречу ростовцам не пошли. И потому решено было печатать журналы в частной типографии тиражом 600 экземпляров (на что отпустили 300 рублей).
Чрезвычайно любопытно, что на заседании 3-го июня обсуждали гласные вопрос «о необходимости сделать грамотность обязательною в уезде, как для мальчиков, так и для девушек в течение возраста их от 10 до 13 лет…». Единогласно собрание высказалось в поддержку этого предложения (правда, позднее из губернии ростовских земцев известили, что, приняв такое решение, они вышли за пределы своей компетенции — это, мол, решать должна «высшая власть», это — законодательный вопрос. На что ростовцы, продолжая настаивать на своем, ответили — нет, экономический).
Итак, в течение нескольких дней гласные обсуждали наиболее важные, по их мнению, вопросы. Это собрание было, как сейчас говорят, организационным. Очередное же собрание состоялось в том же году, в конце ноября. По количеству всевозможных вопросов оно значительно превосходило первое. Да это и понятно. На первом решили, как будут работать. А дальше — работали.
Л. Мельник. 
Опубликовано: «Ростовский гражданин», № 14, 09.06.1990.

Комментариев нет:

Отправить комментарий