Страницы

Страницы

вторник, 31 декабря 2013 г.

Как в Петербурге строили Ростовский кремль: проект Степана Кричинского

Среди значительных реставрационных проектов в пресс-конференции по итогам 2013 года министр культуры РФ В. Мединский назвал Феодоровский собор в Петербурге.
Для нас важно понимать, как этот собор - его идея, его посвящение, история его создания - связан с Ростовом.

Собор посвящен Феодоровской иконе Божьей Матери и сооружен в память 300-летия Дома Романовых.
Его закладка состоялась в 1911 году, освящение нижнего храма - в 1913 (верхнего - менее чем через полгода, в 1914).
Автор собора - архитектор Степан Кричинский
По свидетельству Кричинского, Феодоровский собор он

Юбилеи будущего года: попразднуем?

В 1779 году родился Петр Васильевич Хлебников. Надо найти про него статью в "Ростовской старине".
В том же году начали строить собор в Петровске. Да и сам Петровск принялись обустраивать по регулярному плану. Много той регулярности в Петровске сейчас?
10 июня 1799 года Н.П. Шереметев подал прошение к Ростово-Ярославской архиепископу Арсению об освящении Никольского храма в Веске. 
В 1804 году родился Измаил Васильевич Юров, учитель рисования, чистописания и черчения в Ростовском уездном училище. Тот, кто учил Титова.
В 1809 году в Ростове зима была свирепа: "так что масло льняное застывало и продавалось в бумаге".
В том же году в Демьянах построили Воскресенскую церковь с теплым приделом Димитрия Ростовского. Как помним, в Демьянах святитель жил летом.
24 июня 1814 года получили в Ростове указ о мире с Францией.
В мае 1824 года художник Василий Григорьевич Юров с помощью устроенной протоиереем Андреем Тихвинским камеры-обскуры снимает вид собора с частью Архиерейского дома. В "Ростовской старине" о том писали я и Таня Колбасова. Я - еще и здесь 
"Что было, когда не было фотографии?"
Летом того же 1824 года была "поразительно низкая цена на огурцы" - за 5 коп. (1 1/2 коп. серебром) - 1000 шт.
В 1854 году при московском шоссейном тракте построена деревянная часовня Сергиевской церкви с. Дебол.
В 1859 году возобновлена, по ветхости, Крестовоздвиженская церковь в Ростове, а теплая трапеза переложена вновь, на средства потомственного почетного гражданина Андрея Петровича Веснина с сыном, и каменная часовня.
Июнь того года, кстати, отметился грозами и градом: у казенных крестьян дер. Демьянской побито градом озимого хлеба 21 десятина, ярового 8 десятин 600 саженей, у казенных крестьян деревни Гусарниковой - озимого 24 дес., ярового 8 дес.
В 1864 году открыты в Ростове пиво-медоваренный завод почетного гражданина Ивана Андреевича Первушина и водочный завод почетного гражданина Никиты Харитоновича Быкова.
В 1869 году в состав колокольного набора Яковлевского монастыря вошел новый большой колокол в 770 пудов, отлит в Москве, на заводе Дмитрия Николаевича Самгина.
В 1879 году устроена деревянная часовня в дер. Покрове прихода с. Пречистое на Нерли.
24 июня 1884 года архиепископ Ионафан в Белой палате подписал циркуляр, в котором обращался к Благочинным и через них ко всем священникам Ярославской епархии с просьбою уступить Ростовскому музею предметы церковных древностей, не используемых в их храмах.
28 октября 1884 года освящен храм св. Григория Богослова в кремле.
15 ноября 1894 года в Ростове согласно Всемилостивейшему Манифесту товарищем прокурора Стефановским освобождено из тюрьмы 7 чел., из арестного дома - 17 чел.
В марте 1904 года  в ремесленном классе при Ростовском музее открыты "классы специально для обучения письму по финифти" под руководством А.А. Назарова.
В 1909 году открыт педагогический музей в Ростове, при инспекции народных училищ.
А дальше была война, и 22 июля 1914 года состоялось чрезвычайное заседание гордумы, посвященное началу войны.
Что ж, есть что попраздновать, есть чему попечалиться. Список, конечно, не полный, далеко не полный. На каникулах посмотрю повнимательнее.

Как Ростовский кремль стал Символом России: моя роль в истории.

Продолжаю тему, начатую тут
Как выяснилось, все началось с Лены Гавриловой. Вот этим скромным перепостом. Я о нем забыла - и вспомнила, лишь собирая материал для сводки итогов.
Мое отношение к конкурсу изначально было скептическим. Мне не нравился ни список участников, ни способ представления их. Не их, а его - Ростовский кремль.
 Затем на предприятие обратила внимание моя дочь - и тут уж я ворчать не могла, я ее боюсь.
Я принялась вяло голосовать.
Потом - не вяло, а ежедневно, исключая выходные, с трех подвластных мне компьютеров в кабинете редакции, и с двух, без выходных, - дома. На каждом - трижды в день.
 Так что, когда принесла для публикации в газете "Ростовский вестник" свой материал о конкурсе Лена Козлова, я уже была очень в курсе, и текст мне не понравился. Я правила, правила, правила, кривясь и ворча, но все не исправила, конечно. Дело в том, что Лена - человек не интернетный, а я - вполне даже очень. И то, что она объясняла долго и нудно (одна только ссылка с www чего стоит!), можно было сказать гораздо короче.

Уважаемые жители села Угодичи! Дорогие друзья!


Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" поздравляет вас с наступающим Новым годом! 
Музей выражает искреннюю признательность за сотрудничество и взаимопонимание в совместной работе по сохранению исторической памяти, материального и нематериального наследия села Угодичи его гражданам: Хритоненко Надежде Павловне, Верещагиной Наталье Александровне, Макаричевой Ксении Алексеевне, Грибковой Любови Юрьевне, Сахаровой Надежде Борисовне, Щапову Евгению Николаевичу, Поплавковой Александре Андреевне, Ковансковой Серафиме Николаевне, Тивилиной Елене Николаевне, Корчагиной Марине Михайловне, Ковансковой Александре Ивановне, Моториной Зое Васильевне, Букиной Валентине Алексеевне, Ясонову Николаю Валентиновичу.
В первые рабочие дни после Новогодних праздников всем вам будут вручены от музея-заповедника "Ростовский кремль" персональные благодарственные письма. 
Музей выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с вами. 
С наступающим Новым годом!
Фото: Николай Куликов. Ростовский кремль зимним вечером. 2013.

Ростовская земля до Ростовского кремля: от палеолита к железному веку

На днях закончен монтаж двух залов исторической экспозиции Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».
Четыре других зала, экспонаты которых рассказывают о Ростовской земле в VII – XV веках, о летописном племени меря, о Ростове времен его основания и развития, были открыты в прошлом году. Посетители, направляясь в эту экспозицию, неизменно останавливались в предварявших «мерянский» раздел двух залах. Поскольку здесь тоже были витрины, и они день за днем наполнялись экспонатами весьма впечатляющими.

На фото – эти школьники зашли в историческую экспозицию специально чтобы посмотреть «на кости». Именно так они обозначили свое намерение, которое родилось в ходе занятия в Музейной гостиной: дети осваивали понятие «музей» и знакомились с видами музеев.
В беседе с педагогом Музейного детского центра ученики ростовской школы № 3 и выяснили, что в древнейшие времена мамонты бегали не только в Сибири, но и по берегам озера Неро. Мамонт, шерстистый носорог, первобытный бык, северный олень – свидетельства об этих обитателях нашей земли и представлены в витринах первого зала. 
Таким образом, теперь историческая экспозиция музея открывается экспонатами, рассказывающими о древнейшем прошлом Ростовской земли: от палеолита до раннего железного века.

Топор с головой медведя, перед которым застыли эти детки, меня тоже всегда впечатлял. Когда монтаж этого зала еще только начинался, когда для консультаций приезжал сюда многоуважаемый В.В. Сидоров, мне и потрогать этого медведя позволили, и в руке подержать.
Этого медведя нашли случайно - когда были траншею около теремка!
А зубья мамонтов и прочих палеолитчиков, как меня уверяли, и сейчас в реках можно увидеть.
Божемой, на какой древней земле мы живем - и как она плотно населена. Смотрю в окно кабинета, в озерную даль - воооон, призрак мамонта бредет, хлопая шерстяными ушами!


Смерть деревянного Ростова

Стоял домик на Московской улице, на перекрестке с Октябрьской. Обычный такой городской деревянный домик. Как положено - с наличниками. Как положено городскому домику - обшит тесом, по тесу тоже резьба положена.
Но сохранять в городе деревянные дома кто ж будет? И вот родилось на месте домика это розово-сиреневое. 
Более всего мне это напоминает детсадовский конструктор - много-много лет назад из ярко окрашенных во всякие экзотические цвета призм-кубов-параллелепипедов строили мы в селе Вятском, в доме, который ныне - особняк со львами, - всякие новые города. 
Наверное, чтобы строить такие розово-сиреневые, как раз детсадовского образования и должно хватить. Во всяком случае, архитектором становиться нет необходимости.
Занятно, что рядом стоит Ростовский сельхозтехникум, который вроде и строительное отделение содержит (или содержал? не знаю нынешней его специализации). И слегка деток там реставрации учили.

Древнерусская архитектура в заборной живописи

Бежал по своим граффитийским делам какой-то ростовский художник по заборам. И вдруг остановился - вдруг стало ему печально и тревожно: серая заборная плита стояла и звала. Брякнул баллончиками с краской, выбрал то, что более всего по цвету соответствовало, - и в несколько махов руки изобразил:
 Более всего это напоминает церковь Воскресения. До всех этих дорожных реформ, ремонтов и строительств именно она была видна в створе улицы Ленинской. Попытался художник изобразить и щипцовое покрытие, и лопатки - но нетвердо знал натуру, потому и эти элементы оказались искажена.
А так - вполне даже ничего.
Рисунок имеет место быть на набережной озера.

понедельник, 30 декабря 2013 г.

Угодичи. Новый год в старом клубе. 1979-1980 гг.

На обороте подпись: Детская елка 1.01.1980 г.
Несколько фотографий празднования Нового года в старом клубе села Угодичи, из собрания семьи Сахаровых. Автор фотографий: Юрий Александрович Сахаров. Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" благодарит Надежду Борисовну Сахарову за предоставленную возможность поработать с семейным фотоальбомом. Пересъемка фото: Валерий Александрович Абрамов, 26.10.2013.

суббота, 28 декабря 2013 г.

Елка для детей сотрудников музея в Ростовском кремле

 28 декабря 2013 г. киноконцертном зале "Былинник"  ГМЗ "Ростовский кремль" прошла елка для детей сотрудников музея. От лица всех родителей благодарю сотрудников Детского Центра музея во главе с Ириной Борисовной Никитиной, сотрудников "Былинника" во главе с Ларисой Алексеевной Ельниковой, звонаря, доброго Дедушку Мороза - Василия Садовникова и конечно же - Сергея Онищенко с музыкальным сопровождением. Спасибо за прекрасный и радостный праздник!

четверг, 26 декабря 2013 г.

Угодичи. Приданое на свадьбе 1959 г.

Приданое невесты подразумевает под собой «узелок», который она забирает после свадьбы с собой в дом к новоиспеченному мужу. В таком узелке обычно находились постельные принадлежности, скатерти (обычно сшитые руками самой невесты), салфетки, посуда, свои украшения (или фамильные ценности) несколько праздничных и повседневных вариантов одежды, полотенца, платки, пояса, отрезы тканей, ленты, кружева. Помимо этого невесте обязательно нужно было сшить в подарок будущему мужу красивую рубаху и полотенце, которые следовало обязательно расшить узорами. Все «припасенное» для будущей семейной жизни добро невесты складывалось в красивые сундуки. Приданое всегда было предметом гордости молодых девушек, и они не упускали случая похвастаться им в присутствии сватов.
Не так давно оно являлось важным атрибутом русской свадьбы. Его необходимо было начинать собирать сразу после появления на свет девочки. С годами, когда девочка взрослела, ее также привлекали к этому занятию. Салфетки, скатерки, полотенца и некоторые другие вещи девушка должна была сделать сама (связать, сшить, вышить). От размера приданого зависел будущий брак невесты. Соответственно, невеста с небогатым «багажом» не могла рассчитывать на удачное в финансовом отношении замужество, а бесприданнице вообще было крайне сложно выйти замуж за любого мужчину, поскольку интереса у мужчин они не вызывали. Даже в советское время в ростовских селах размер и состав приданого обязательно обсуждался во время сватовства родителями будущих молодоженов.
Предлагаем вашему вниманию фотографии завоза приданого в дом мужа в селе Угодичи, который происходил 15 февраля 1959 г. Фотографии из собрания семьи Сахаровых. Пересъемка фото: Валерий Александрович Абрамов, 26.10.2013.

среда, 25 декабря 2013 г.

Ярославская область и Год культуры

Прошу коллег не гневаться, и не счесть за спам, но решила тут разместить  планы области по Году культуры.
Источник здесь, за подписью губернатора.
Вижу в списке подготовку к юбилею преп. Сергия Радонежского.

План мероприятий в рамках проведения Года культуры в 2014 году
в Ярославской области

Общества трезвости (из истории нашего края)

Как известно, общества трезвости — это не изобретение наших дней. Они существовали и в прошлом. О деятельности дореволюционного общества трезвости в Борисоглебских слободах местная газета уже рассказывала. Но, по-моему, ни разу не сообщалось о состоянии с такими обществами в целом по тем селам и деревням, что сейчас в ходят в Борисоглебский района.
Наиболее массовым было общество прихода Троице-Борского храма. Оно к 1911 году насчитывало 2342 человека. Именовалось общество Михаило-Архангельским. Оно возникло 6 марта 1901 года.


Большое видится на расстоянии: предварительный обзор борьбы за Ростовский кремль как символ России

Мультимедийный проект-конкурс «Россия 10», в котором Ростовский кремль стал одним из десяти символов России, прошел с 25 марта по 6 октября 2013 года.
Его организаторами стали телеканал «Россия 1» и Русское географическое общество при поддержке других российских и столичных телеканалов, региональных ГТРК, радиостанций, интернет-порталов и печатных средств массовой информации.
Публикация в газете "Ростовский вестник" от 02.05.2013

Организаторы ставили перед собой следующие цели:

·               поработать на имидж России как страны с богатейшим культурным и природным достоянием,
·               поддержать устойчивый интерес к России как к объекту внутреннего и международного туризма,
·               представить уникальные природные и историко-культурные объекты страны,
·               сформировать своеобразную волну «геопатриотизма».
Заместитель генерального директора медиахолдинга ВГТРК Д.Ю. Медников, представляя проект, сказал:
«Памятники, за которые будет отдано наибольшее количество голосов, – войдут в сокровищницу России, к ним поедут люди, о них узнает вся страна. По сути, большое количество таких объектов мы нанесем на карту России, на карту внимания России, заново. И это должно исключить возможность их исчезновения».

Первый тур проводился с 25.03 по 30.06 по федеральным округам

В каждом из 8 округов голосованием на сайте проекта требовалось отобрать по десять объектов природного и историко-культурного наследия. В ходе первого этапа из семисот с лишним объектов требовалось выбрать 80 участников следующего тура.
Ростовский кремль закончил этот тур третьим по Центральному округу, с243029 голосами.

Во втором туре, с 01.07 по 30.08, голосование шло на сайте проекта и по СМС

Итогом его стал список из 30 участников следующего тура.
Ростовский кремль оказался на 13 месте с 1572260 голосами. В том числе на сайте было получено 901376 голосов, по СМС – 670884.

Третий тур, заключительный, с 01.09 по 06.10, целью имел отбор «золотой десятки» 

Голоса принимались на сайте проекта и по СМС.
Главное отличие этого тура: голосовать можно было только за «список» объектов – за пять номеров. Что, в конечном итоге, помогло голосующим объединяться, договариваться, выстраивать стратегии.
По СМС в этом туре можно было проголосовать всего однажды.
Третья особенность: вошедшие в первую десятку признаны равноправными Символами России, количество отданных за них голосов не публикуется.

Чтоб украденное - нашлось: каталог раритетов, находящихся в розыске

Те, кто присутствовал на торжественном заседании в честь юбилея Ростовского музея (8 ноября 2013, Парадный зал Государских хором), помнят, конечно, среди прочих пунктов программы презентацию царских врат. 
Из этих царских врат в 1995 году, при ограблении Ростовского музея, были выдраны живописные клейма. Врата остались в музее, живописные клейма утекли в неизвестном направлении. Спустя многие годы они оказались, видимо, на рынке антиквариата, были куплены для частного Музея русской иконы. Того самого, который в 2010 году передал в музей "Ростовский кремль" уникальный резной деревянный запрестольный крест с изображениями ростовских святых (украденный из кремля тогда же).


Живописные клейма царских врат 1652 года были опознаны благодаря нескольким публикациям:
1. в 1998 году в Сообщениях Ростовского музея В.И. Вахрина опубликовала статью "Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея"с каталогом, в котором за № 6 значились именно эти врата, одно из первых поступлений в музей;
2. в открытом доступе на сайте Библиотеки Конгресса США лежит коллекция С.М. Прокудина-Горского, который в 1911 году сфотографировал эти царские врата;
3. в 2006 году вышел первый том каталога предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске, он также выложен в сети

О клевере

Отсюда, от открытки со свиньей, зеркалом и клевером, благодаря совету АлексЪ КиселёвЪ
в комментариях, переходим в форум по данной им там ссылке - и обнаруживаем много всего о клевере.

Публикую тут один из моих любимых снимков клевера - снято в Аптекарском огороде Митрополичьего сада, естественно. В сопровождении следующего текста:

Клевер.Один лепесток для славы, один для богатства, один для любви и один для здоровья! 
Четырехлистный клевер — цветок-легенда, символ невероятной удачи. Найти его почти так же трудно, как и цветущий папоротник. Наши предки верили, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой. И добрый помощник хранил счастье его обладателя.... 

Клевер-четырехлистник — символ удачи. По древней легенде, человека, нашедший этот редкий экземпляр, с этого момента и навсегда преследует везение и успех. Более того, этот счастливец сам несет удачу всем, кто с ним встречается, сотрудничает или просто находится по соседству. Магические Силы: Защита, деньги, любовь, верность, изгнание нечистой силы, успех. 

Магическое Использование: Двулистный клевер: если вы найдете такой клевер, то вскоре обретете любовника. 
Трехлистный клевер: его носят как сильный амулет - оберег. 
Четырехлистник: он предохраняет от сумасшествия, укрепляет духовные силы, дает возможность определить присутствие духов и приводит того, кто его носит, к золоту, деньгам или сокровищам. Если двое людей съедят вместе четырехлистный клевер, то между ними вспыхнет взаимная любовь. 

Семь пшеничных зернышек, положенных на 4-х листник, дают возможность увидеть фей. Если же четырехлистный клевер перед выходом из дома положить в туфлю, то у вас появится возможность встретить новую любовь. Пятилистный клевер: обладает силой привлекать деньги, с этой целью его обычно носят с собой. 

Белый клевер: противодействует порче и сглазу, когда его разбрасывают по помещению или носят с собой. Красный клевер: если его добавить в воду ванны, он поможет вам решить свои финансовые проблемы. Также он применяется при составлении любовных зелий, а настой его используют для изгнания злых духов, разбрызгивая в доме. 

Вообще клевер обладает способностью отпугивать змей и злых духов, а если вы разочарованы в любви, то заверните клевер в кусочек голубого шелка и носите возле сердца - это поможет вам справиться с ситуацией. 

По одному старинному преданию, многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим другом - вороном, которого он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон летал над лесом и оплакивал своего друга. Где роняла птица на землю слезы - весной вырастал цветок - вороний глаз (воронья ягода, одноягодник, ранник, крест-трава, четырехлистник). А на языке цветов клевер обозначает ожидание. Верить или нет - ваше дело. Но все это - представления наших предков."

В пределах Ростовского кремля, как я замечаю, разных видов клевера много: белый, розовый, красный. Теперь понимаю, что клевер Люция Никифорова пестует в лугах кремлевских намеренно.

вторник, 24 декабря 2013 г.

Поречье-Рыбное. Открытие моста

 Об открытии 23 декабря сего года моста через реку Сару, который в Поречье называется "Кабацким", сорванного нынешней весной половодьем, еще вчера вечером сообщил 1-й Ярославский канал. Представляем вашему вниманию фотографии этого события.

понедельник, 23 декабря 2013 г.

Свинья, клевер и зеркало? Помогите разгадать новогоднюю открытку начала прошлого века!

Открытка с выставки в музее "Ростовский кремль".
Кратко о выставке - здесь
Подробно - здесь, с фотками. Но - не такими интересными, как вот эта:

К году свиньи, предупреждаю сразу, это не имеет отношения. Мода на эти животные года пришла в Россию в 1980-е годы. А эта открытка - конца 19 - начала 20 века.
Почему свинья? Почему зеркало с такой зверской рожей? Почему пацан бежит от клевера?

Храмовый комплекс Поречья-Рыбного в серии фотографий Сергея Федоровича Агафонова, 1930 г.

Имя фотографа Сергея Федоровича Агафонова в Ростове известно. Творчество и биография его еще мало изучены. В собрании ростовского музея есть комплекс его фотографий и негативов, в основном стеклянных. Сотрудником музея в 1920-30-е гг. он не числился. Однако ясно, что Сергей Федорович работал по заказу или заданию музея в один из сложных периодов в истории Ростовской земли. Когда шло массовое закрытие храмов, изъятие церковных ценностей. Когда сотрудники музея пытались как могли эти храмы спасти - предотвратить закрытие, уничтожение произведений искусства, архитектуры и живописи, сохранить в фондах, успеть произвести хотя бы фотофиксацию...
Представленные ниже фотографии храмов Поречья-Рыбного уже публиковались в статьях и книгах: Е.И. Крестьяниновой и Г.А. Никитиной, Р.Ф. Алитовой и Т.Л. Никитиной, а также А.Г. Морозова. Везде, кроме последнего автора, опубликованные фотографии были датированы началом XX в.
Тем не менее, С.Ф. Агафонов сделал эти снимки не ранее 19 января не позднее 5 февраля 1930 г. Во-первых, по свидетельству очевидцев богослужение в Поречье было запрещено на Рождество 1930 г. В Крещение, 19 января, зимний храм Никиты Мученика был активистами разорен. Во-вторых, в фонды музея данные фотографии поступили 3 и 5 февраля 1930 г. В третьих, в архиве ГМЗРК нами обнаружено документальное свидетельство - командировка в с. Поречье 2-5 февраля 1930 г. сотрудников музея Д.А. Ушакова и А.П. Травникова. Наконец, в том же архивном деле сохранилась записка Дмитрия Алексеевича Ушакова Луначарскому, сделанная им после командировки в Поречье. Он пишет, что активистами закрыт зимний храм. Что убранство летнего храма - "собора Петра и Павла", еще не уничтожено. Он говорит о ценности собора - его архитектуры, фресок, икон и предлагает сделать храм филиалом музея, чтобы его сохранить... Таким образом, можно с большой уверенностью предположить, что с сотрудниками музея в Поречье ездил и С.Ф. Агафонов. А снимки были им сделаны 2 февраля.
Литература:
Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской губернии - памятник архитектуры и живописи XVIII века // Искусство христианского мира. М., 2005. Вып. IX. C. 247-254.
Крестьянинова Е.И., Никитина Г.А. По старинным улицам Ростова. - М., Изд-во "Северный паломник", 2007. С. 135.
Морозов А.Г. Церковная ограда храмового комплекса в центре села Поречье // "Ростовская старина" 28 августа 2007. №134.
Р.Ф. Алитова, Т.Л., Никитина. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII – начала XX века. М.: Северный паломник, 2008. С. 322 – 323.
Источники:
ГМЗРК. А-1708. Л. 2, 58.
ГМЗРК. ФТ-338; ФТ-1236/1-2; ФТ-1235; ФТ-1237/1-3.
Сведения сообщила Евдокия Александровна Костылева (1921 - 2005), в п. Поречье в августе 2003.

 Агафонов С.Ф.
" Колокольня Никитской церкви  с. Поречья ", Точнее: вид с северо-востока на храмовый комплекс в центре села Поречья. 1930 г.

воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Сидоров В.В. Раскопки на озере Ловецком

Благодаря каталогу музейной библиотеки мне удалось найти ряд статей В.В. Сидорова, написанных в 1980-е гг. В те годы он проводил исследования стоянок каменного и бронзового веков бассейна озера Неро.

Одна из них - Поселки рыбаков на берегах Неро — уже в блоге.

В 2013 г. В.В. Сидоров был приглашен нами для работы над разделом исторической экспозиции, который получил название «Древнейшее прошлое Ростовской земли». Сейчас идёт монтаж

Ниже привожу текст газетной статьи, оцифрованный В.А. Каретниковой.
Местоположение стоянки, упоминаемой в тексте на Google-карте.

Многие предметы экспозиции происходят из раскопок именно с этой стоянки.


Сидоров В.В. Раскопки на озере Ловецком //  Путь к коммунизму. 19 июня 1987 года. С. 4. [раздел]: Это интересно

У ОЗЕРА НЕРО есть спутник: р. Сара, вытекая из озерка, превратившегося в трясину, проходит через котловину довольно крупного озера. У него два имени — Ловецкое и Аганинское. При выходе реки из древней озерной котловины (само озеро занимает лишь небольшую часть ее) несколько лет назад нами была открыта группа стоянок первобытного человека. Было бы интересно выяснить, что за люди жили здесь в эпоху неолита — та же это община, что населяла Неро, или другая? Как долго, сколь регулярно они использовали это озеро? Надо сказать, что люди эпохи неолита решительно предпочитали жить на озерах. Но мы пока не знаем, какого размера территория охотничьих и рыболовных угодий была достаточна для прокорма отдельной общины. Нужны были раскопки, чтобы что-то конкретное сказать об этой группе памятников. Из восьми пунктов, которые зафиксированы здесь, только два более или менее сохранны. Именно здесь ожидались открытия жилищ, участков, где сохранилась четкая последовательность оставленных человеком следов, а то и еще каких-нибудь деталей, позволяющих увидеть эти поселки каменного века «живыми».
В течение августа прошлого года здесь работал Неолитический отряд Волго-Окской экспедиции Института археологии АН СССР. В первую очередь мы исследовали небольшую стоянку на высоком мысу левого берега Сары, оконтуренную заболоченными низинками. Копать пришлось в лесу, под старыми соснами, которые мы старались не повредить. Это поселение названо Ловцы (по имени деревни на правом берегу). Вскрыли немного — всего 72 кв. м, но этого оказалось достаточно для исследования сохранившейся части неолитического жилища; выше по склону слой полностью смыт, ниже — подтапливался — в то время Сара еще не прорезала глубокого русла, с юга частично разрушен поселением эпохи бронзы с сетчатой керамикой, а с севера — тылы стоянки. На вскрытой площади — очаг, хозяйственные и столбовые ямы легкого жилища, развалы горшков, некоторые, несмотря на плохую сохранность, удается собрать. Это оказались крупные яйцевидные котлы, вся наружная поверхность которых украшена зонами ямок, разделенных поясками зубчатого штампа, другие рисунки редки. Такая керамика характерна для среднего этапа льяловской культуры (ок. 3300 г. до н. э.). Каменных орудий немного — два дротика, шлифовальная плита, скребки, грубые резцы для работы по кости, тесла из сланцевых галек. По всему видно, что поселение существовало недолго, только на одном этапе, и, по-видимому, зимой. Следующий раз люди обосновались здесь лишь через 2 тысячи лет. Они уже были знакомы с металлом, о чем говорит кусок оплавленного тигля.
Главное же поселение располагалось на лугу прямо напротив д. Ловцы. По воспоминаниям местных жителей, здесь стоял богатый хутор. Следы огородов 50-летней давности и сейчас видны. Огороды довольно сильно повредили слой — до 30 см из 45-50 см были перерыты. Здесь также встречалась керамика железного и бронзового веков,; но подавляющее большинство относилось к тому же этапу льяловской культуры, что и соседнее, а также к чуть более позднему. Прослеживались густые скопления керамики, правда, ни одного развала, отдельные довольно крупные хозяйственные ямы, в которых свалены сотни крупных черепков все тех же горшков. Причину такого «беспорядка на раскопе» удалось узнать, когда дошли до нижнего слоя — здесь чётко прорисовались контуры жилища эпохи энеолита (медного века) — около 2500 г. до н. э. — волосовской культуры. Именно они, врезавшись в остатки жилища, которое существовало здесь за несколько веков до них, расшвыряли в разные стороны черепки, расчищая место для углубленного пола своего жилища: в эпоху неолита-энеолита вопроса об охране памятников еще не ставилось. Находок, с этим жилищем связанных, было гораздо меньше, чем с более древним льяловским. Но среди них надо отметить кремневую фигуру человека. В другие времена, в том числе в раннем неолите, ок. 6500 лет назад, здесь располагалась кратковременная стоянка. Площадь поселения, велика, и вовсе не обязательно на других участках будут представлены только такие же материалы.
Так, в одном из шурфов встречены черепки самого начала волосовской культуры (ок. 2900 г. до н. э.), а в прибрежном раскопе — типичный фатьяновский венчик со сложным изящным орнаментом. Такой сосуд ни с чем не спутаешь — шарообразное тулово, короткий прямой венчик, орнаментом покрыт только он и выпуклое плечико сосуда. Прибрежный раскоп нам докопать не удалось — грунтовые воды и дожди позволили углубиться лишь на 1 м, а этот участок особенно интересен — здесь в слое торфа оказались четко разделены материалы разных эпох: неолита, бронзы и древнерусский слой, ок. XIII в., (не с этой ли деревней связано название Ловцы?), здесь сохранилась кость, а значит, можно будет узнать кое-что об объектах охоты, о стаде. Могут здесь сохраняться и деревянные изделия — величайшая редкость, но сохранить их будет трудно.
Раскопки будущего сезона имеют задачу, доследить волосовское жилище и уточнить характер слоев прибрежного участка. От него мы многого ожидаем, хотя раскопки здесь будут тяжелые. Материал поступит после обработки — надо реставрировать сосуды, описать и зарисовать сотни орудий, фрагментов керамики — в Ростовский музей-заповедник.
В. СИДОРОВ,
начальник Неолитического отряда
Волго-Окской экспедиции,
кандидат исторических наук.

Состояние земляной крепости Ростова Великого в 1976 г.

Земляная крепость Ростова, которую по малограмотности часто называют "земляные валы" (но ведь и ров тоже есть! И вообще это не валы и ров, а настоящая крепость - для эпохи огнестрельного боя деревянные или кирпичные стены были уже ненужны!), была построена голландским инженером Яном Корнелиусом ван Роденбургом в начале 1630-х гг. Заказчиком строительства был русский царь Михаил Фёдорович. 

Крепость является памятником истории и археологии федерального значения. 

Земляная крепость г. Ростова. План XIX в. Архив Ростовского музея. 


Земляная крепость г. Ростова. Современное состояние. Снимок из космоса.

Ниже публикую текст статьи сотрудника Ростовского музея И.А. Морозова (1924-1987).
Текст оцифровала В.А. Каретникова. В заголовке И.А. Морозов следует устоявшейся традиции и называет памятник "земляные валы". Это ведь газетная публикация и заголовок должен быть понятен читателям. Но в тексте И.А. Морозов отмечает, что валы - не просто какие-то валы, а земляная крепость. Необходимо ещё отметить, что И.А. Морозов специализировался в музее на истории и археологии, был автором исторических экспозиций музея, принимал участие в археологических исследованиях Верхневолжской экспедиции Института археологии АН СССР под руководством Д.А. Крайнова, разведках А.Е. Леонтьева в 1969 г.  


Морозов И.А. Земляные валы Ростова // Путь к коммунизму. 23 мая 1976

Кроме архитектурных памятников, на территории Ростова находятся и памятники археологические. К ним относится земляная крепость — валы, окружающие центральную часть города. Они сооружались с 1632 по 1634 год силами населения Ростова, Кинешмы и Пошехонья под руководством инженера Яна Резенбурга. Можно добавить, что при этом была срыта значительная часть культурного слоя древнего Ростова и употреблена в земляную насыпь. Исследования части южного вала профессором Н.Н. Ворониным в 1955 году дали богатый археологический материал X—XIII веков.
Валы — не только археологический памятник, но и интересное инженерное сооружение, они представляют большую научную ценность и подлежат охране как всенародное достояние. Это значит, что закон запрещает всякие земляные и строительные работы на территории памятника и в его охранной зоне, равно как устройство помоек, выгребных ям, огородов и прочего. Пункт 2-й охранного обязательства указывает, что «в случае нарушения обязательства, при котором нанесены памятнику повреждения, вызвавшие частичную или полную утрату памятника, виновные привлекаются к ответственности в уголовном порядке за разрушение памятника, являющегося неприкосновенным всенародным достоянием».
Как же обстоит дело с охраной валов? В настоящий момент к их территории примыкают здания, где размещены городские учреждения и жилой сектор.
В акте о состоянии земляных валов, составленном в феврале текущего года, отмечен ряд грубых нарушений содержания и сохранности археологического памятника. Так, в валу или его охранной зоне устроены помойки и выгребные ямы (Советская площадь, дома 15, 18), площадь Октябрьской революции, 2; улица Сакко, 16; улица Карла Маркса, дома 3, 5. Местами вал раскопан под огороды (Толстовская набережная, 3, улица Сакко, 12).
Во многих местах на валу возведены хозяйственные постройки, складируются дрова и строительный материал (площадь Октябрьской революции, 3, улица Карла Маркса, 3, улица Коммунальная, дома 3, 5, 7).
Перечень подобных нарушений можно было бы продолжить. Однако и без того ясно, что надлежащей охраны земляных валов в Ростове нет. С момента окончания их сооружения в XVIII веке они никем и никогда не ремонтировались и не поддерживались. Разрушаются они идущими автомашинами, строящимися опорами для линий электропередач, а то и просто пешеходными тропинками, которые пересекают валы по всем направлениям.
Настало время разрушению городских земляных валов — археологического памятника и инженерного сооружения XVII века — положить конец. Хозяйственные постройки, склады и свалки, загрязняющие и захламляющие памятник, должны быть ликвидированы. За состоянием памятника должен быть установлен периодический надзор.
И. Морозов,
наш внештатный корр.
---

Сейчас ситуация не лучше и даже хуже.


В.В. Сидоров Поселки рыбаков на берегах Неро

Благодаря каталогу музейной библиотеки мне удалось найти ряд статей В.В. Сидорова, написанных в 1980-е гг. В те годы он проводил исследования стоянок каменного и бронзового веков бассейна озера Неро.
В 2013 г. В.В. Сидоров был приглашен нами для работы над разделом исторической экспозиции, который получил название «Древнейшее прошлое Ростовской земли». Сейчас идёт монтаж
Ниже привожу текст газетной статьи, оцифрованный В.А. Каретниковой.
Названия ростовских стоянок я выделил жирным шрифтом, их местоположение отметил на Google-карте.

[Серия]: Из истории Ростовского края
В.В. Сидоров Поселки рыбаков на берегах Неро [часть III*] // Путь к коммунизму. 9 декабря 1984.
Эпоха неолита в лесной зоне — это эпоха рыбаков. Научившись строить лодки, люди завладели озерами. Лодка может нести груз куда больший, чем человек, с лодки становятся доступны глубоководные части озера, можно ставить сети и лучить рыбу, можно доставить домой добычу издалека, можно «пойти в гости» к соседям на другую реку. Сами лодки удалось найти только при раскопках торфяников. Может быть, и на дне Неро лежат в иле древние челны. Экспедицией Д.А. Крайнова исследовалась стоянка на озере Караш. Гиблое было место. Там найдено было стадо кабанов, утонувших в трясине. А люди строили настилы из жердей, причалы для лодок, мостки. Находок тут было немного: разбитый сосуд, гарпуны, грузила сетей. Это не жилой поселок. Жили неподалеку, на речке, вытекавшей из озера.
При раскопках поселений мы пытаемся восстановить картину былой жизни. Вот в песок врезана яма — останки землянки на самом берегу Неро. Рядом — яма для квашения рыбы — в ней пласты рыбьих костей. Ее использовали не раз, не выгребая до конца тухлую, квашеную рыбу. Зольные пятна — следы открытых очагов. Одна из самых интересных находок — яма, заполненная костями медведя.
В раскопе на стоянке Варос около тысячи каменных орудий, относящихся к разным стадиям неолита (поселение большое, около полугектара, раскопано же только 90 кв. м). Интересно, что большинство орудий сделано из низкосортного кремня, трудно поддающегося обработке. Край наш беден хорошим поделочным кремнем, приходилось приспосабливаться и к такому. Лишь небольшая часть сырья принесена за сотни километров с Верхней Волги, где его в избытке. Встречаются и костяные изделия. Кость сохраняется на очень немногих стоянках, и ее обилие на Варосе значительно повышает значение памятника. Удается определить, на кого охотились здесь, — это лось, кабан, медведь, бобр и, гораздо реже, олень, косуля, барсук, заяц, куница. Много найдено костей птиц и особенно рыб — местами рыбьи кости лежат сплошным пластом. Среди костяных орудий — стрелы, гарпуны, проколки, найдена была и костяная скульптура — голова змеи.
Но больше всего было найдено битых горшков — около 10 тысяч фрагментов. Некоторые сосуды удается реконструировать, но восстановить можно только два: по ним ходили тысячи лет, перемешивая слои, и найти теперь, какой кусок подойдет к другому — задача очень нелегкая. Ведь эти тысячи фрагментов — остатки примерно 500—700 горшков, и от каждого сохранилось слишком мало. Но все же задача не безнадежная, и, вероятно, некоторые сосуды Вароса удастся со временем увидеть в музее. Горшки могут рассказать многое — о родственных связях людей, о сбыте, размерах семьи, способах хранения и количестве запасов. Но для этого раскопки требуется вести в гораздо большем масштабе.
Характер орнаментов на посуде показывает, что неизменным население озера не оставалось. Если в течение IV тысячелетия до нашей эры здесь продолжали существовать потомки первых обитателей здешних лесов (их можно определить по особой манере украшать сосуды оттисками белемнита — «чертова пальца»), то около 2900 годов до н. э. сюда приходит совершенно иное племя. Среди археологов идет спор о его происхождении. По нашему мнению, оно спустилось по Волге из района Селигера и вытеснило местное население. Другие пытаются нащупать следы происхождения все-таки от местного народа. Долгое время господствовала идея о приходе этих людей со средней Волги. В таком случае им приписывался перенос на наши реки и озера древнейших финских названий.
С приходом нового населения характер хозяйства не особенно меняется, только еще более возрастает роль рыболовства и охоты на бобра, которая теснит даже охоту на лося. Бобра так много добывали, что у некоторых исследователей возникала мысль — а не был ли бобер домашним животным? Но обломок гарпуна, найденный в черепе одного из них (на стоянке Языково в Калининской области), свидетельствует против подобного предположения.
Около 2000 года до н. э. в наши края приходит еще один народ, резко отличавшийся от предшествовавших. Эти люди не стремились осесть на берегах озера, которое к тому времени снова стало заболачиваться. Они не задерживались подолгу. Это племена фатья новской культуры, относимой уже к эпохе бронзы, явившиеся из бассейна Верхнего Днепра. Они могли говорить на одном из индо-европейских языков, скорее всего из семьи балтийских (сродни литовцам). Их круглодонные горшки с тонкими стенками не имеют ничего общего с массивными яйцевидными котлами туземцев; совершенно иначе они делали и каменные орудия. Пришельцы были знакомы с бронзой. Но самое существенное — они были скотоводами. Их немногочисленные стада свиней и коров паслись по парковым лесам-дубравам, которые покрыли к этому времени моренные холмы вокруг озера. Светлые травянистые леса были отличными пастбищами. Корм тогда не запасали, разве что желудей набирали для свиней на короткую теплую зиму.
Однако, условия в нашем краю более суровые, чем на севере Украины и в Белоруссии. Пришлось пришельцам тоже приобщиться к охоте, рыболовству и осесть в древних поселках рыболовов.
Поздние стадии первобытности изучены совершенно недостаточно.
В конце эпохи бронзы, когда уже не использовались каменные орудия, во многих местах ростовской, котловины стали появляться крошечные поселки, от которых остались пятна тёмно-окрашенной почвы с очень небольшим количеством керамики. Это следы иного образа жизни, который диктовал рост скотоводства. А вот и иное последствие перехода к производящему хозяйству: почти полностью разрушенное карьером городище — остатки небольшого поселения на мысу высокой террасы (оно находится у д. Филимоново). Ров не защитил его: городок, а точнее — родовой замок простоял недолго и погиб в пожаре. Это случалось нередко — таково было время на исходе первобытности. От этого времени остались сказки многих народов.
В ближайшее время предстоит исследовать то, что сохранилось от городища: остатки сгоревшего углубленного жилища, разбитая посуда, гранитные зернотерки — свидетели начала земледелия, кости лошади и свиньи.
В наших первых находках совершенно не встретилось металлических изделий. Их и было немного — ведь это одно из первых городищ железного века на берегах озера Неро.
В. СИДОРОВ,
начальник отряда Волго-Окской экспедиции
институра археологии АН СССР.
*Окончание. Начало в №№200, 201.

пятница, 20 декабря 2013 г.

Монтаж экспозиции "Древнейшее прошлое Ростовской земли". Фоторепортаж


Экспозиция "Древнейшее прошлое Ростовской земли"  - часть исторической экспозиции Ростовского музея. Это залы №№ 1 и 2.
Авторы: А.Л. Каретников, А.Г. Мельник, С.В. Сазонов
Консультант: В.В.Сидоров
Художник: К.А. Ляпин

Залы №№ 3-6 были открыты в 2012 г. к 1150-летию  российской государственности и города Ростова.

К 130-летию Ростовского музея. Из экспедиции 2005.

К юбилею. Несколько фотографий сотрудников музея в маршрутах комплексной, научно-исследовалельской, собирательской экспедиции ГМЗ "Ростовский кремль" 2005 г.
Источники:
ГМЗРК. А – 1912. Отчет экспедиции 2005.
Петровское Ростовского района. По дороге в Годеново.
На фото: н.с. отдела истории Ростова 19-20 вв. Ирина Киселева, водитель Виктор Мокеев, зав. археологическим отделом Алексей Киселев, с.н.с. ДПИ Ирина Зубец, лаборант археологического отдела Валентина Вьюшина, с.н.с. отдела Фондов Валентина Ермолова, н.с. ДПИ Анна Башко, лаборант археологического отдела Наталия Шиканова. Фото: Александр Морозов, зав. отделом истории Ростова 19-20 вв. нач. экспедиции, 21.07.2005.

Кремлевские елки: какая лучше

Традиционно народ к Новому году украшает не только свое жилище, но и рабочее место. 
В музее - тоже так. Правда, есть такая особенность: для некоторых подразделений украшение елки на рабочем месте - еще и служебная обязанность, а не только веление души.
Впрочем, даже то, что по обязанности, делается с душой. Гостиница "Дом на погребах" лучшей елкой кремля считает елку, которая сияет огоньками в фойе второго этажа.

четверг, 19 декабря 2013 г.

Угодичи. Дом Дюковых. Дымоходы

Село Угодичи. Дом Дюковых. Вид с юго-востока. Фото дома здесь и ниже: В.А. Абрамов, 3.10.2013.
 О доме крестьян Дюковых здесь была публикация. В одной из последующих экспедиций мы с Валерием Александровичем Абрамовым забрались на чердак дома и обнаружили сохранившуюся, представленную ниже конструкцию дымоходов.