Страницы

Страницы

четверг, 29 августа 2013 г.

Ростовская финифть: выставка из запасников к юбилею музея

В Музее финифти Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» открылась выставка ранней ростовской финифти, посвященная 130-летию музея. Она открывает цикл вернисажей редко экспонируемых произведений финифти, часть из представленных вещей выставляется впервые.
Здесь демонстрируются не только работы местных художников, но и некоторые  живописные эмали, выполненные московскими и украинскими эмальерами. Эти произведения непосредственно связаны с историей Ростова как местом их бытования, так и сюжетно-стилистическими особенностями.
Финифть в Ростове появилась по благословению митрополита Ростовского и Ярославского Арсения III (Мацеевича, 1742-1763) в последние годы его правления кафедрой. Отношение к живописи по эмали его преемников епископов Афанасия (1763-1776) и Самуила (1776-1783) нам не известно, а вот следующий митрополит, Арсений IV (Верещагин, 1783-1799), был поклонником финифти. Эмали местного производства он использовал в качестве подношений благотворителям и духовным чадам, о чем свидетельствуют его сохранившиеся письма.


В 1788 г. архиерейская кафедра из Ростова была переведена в Ярославль, мастерская архиерейского дома как таковая уже не существовала, но финифтяники остались в городе, каждый - в своем приходе и мастерской.
На выставке представлены копии старинных фотографий церквей и монастырей, с которыми связана история финифти. В церквах Николы на Подозерье и  блгв. кн. Бориса и Глеба исповедовались штатные служители Ростовского архиерейского дома. Среди них были первые эмальеры, и в том числе Гавриил Елшин. Далее представлен Архиерейский двор, Спасо-Яковлевский и Авраамиев монастырь, по заказам  которых работали ростовские финифтяники. На некоторых фотографиях изображены  несохранившиеся храмы, например, церковь Всех Святых - в ней  служил самый известный мастер рубежа XVIII-XIX вв. священник Алексей Всесвятский.
В собрании музея есть всего лишь несколько произведений этого уникального художника, все они находятся в постоянных экспозициях, лишь миниатюра «Успение свт. Димитрия» - на данной выставке.
Готовые расписанные финифтяные пластинки  художники, как и подобало иконописцам, не подписывали, они поступали в мастерские ювелиров, чаще всего московских и ярославских, которые на оправах ставили свои клейма. Это затрудняет точную атрибуцию подавляющего большинства дробниц из музейного собрания. На выставке представлены как отдельные эмалевые дробницы (миниатюры) к богослужебным предметам, так и сохранившиеся их комплексы. Известно, что коллекция финифти музея пополнялась экспроприированными произведениями эмальерного искусства, снятыми с предметов из драгоценных металлов (дарохранительниц, потиров, Евангелий, богослужебных крестов), поступавших в 1920-е годы на переплавку.
Выставка ярко демонстрирует стилистическое разнообразие ранней ростовской финифти. В 1760-1780-е годы финифть была весьма неоднородной, и только к рубежу XVIII-XIX вв. начал складываться тот канон, который по праву можно считать ростовской школой эмальерного искусства. Именно тогда формируются все те приемы (точка, пунктир, штрих), которые оказались характерны для последующего периода развития промысла.
На представленном материале можно видеть разнообразие ранней ростовской финифти: от работ первых мастеров круга Гавриила Гвоздарева и его учеников - до произведений художников, ориентировавшихся на сменяющие барочную и рокайльную стилистику классицистические тенденции. Последнее ярко отразилось в подражаниях гризайльным московским эмалям. Видимо, именно через них сложился  приоритет последующей ростовской финифти, предпочитавшей в XIX вв. ярко-синие и голубые фоны.
Большую роль в становлении и развитии промысла сыграл факт обретения  Арсением Мацеевичем мощей святителя Димитрия, изображения которого красной нитью проходят через всю историю промысла. На раннем этапе это были образки святителя на белом фоне эмали, впоследствии ростовские финифтяники часто воспроизводили прижизненные портреты святителя на темно-коричневых фонах.
Яркость и разнообразие колорита ранней ростовской эмали, ее характерные художественно-стилистические особенности, представленные  редкими экспонатами выставки, свидетельствуют о том, что ростовская финифть является чем-то «в высшей степени своеобразным и национальным».

Иллюстрация: Образок «Богоматерь Взыскание погибших». 1780-1790-е гг.

Автор текста: Вера Пак.

Комментариев нет:

Отправить комментарий