Страницы

Страницы

пятница, 28 июня 2013 г.

Сидоров. Неро. После ледника.

Сидоров В.В. Неро - после ледника // Ростовская старина, выпуск музея-заповедника "Ростовский кремль", № 169. Л. 4 (тематическое приложение к газете "Ростовский Вестник" № 48 (15407) 25 июня 2013). Выпуск подготовила Л.Ю.Мельник. 

Владимир Сидоров
Неро – после ледника.
Ледниковый период кончился, когда ледник отступил от моренных гряд в Южной Финляндии, но еще тысяча лет потребовалось, чтобы он растаял. Тепло прибывало волнами, то снова холодало. Самая тёплая пора была 7200- 4800 лет назад, в период, называемый атлантическим. В эту пору леса достигли берегов океана, тундры не осталось, разве что в горах. История климата изучена детально, знаем мы и изменение растительности - это явления, которые касаются больших территорий. Но историю отдельного озера восстановит труднее. Она зависит не только от количества тепла и осадков. Два соседних озера – Плещеево и Неро. И насколько же не похожа их история!
Потомки первых жителей озерных берегов уже после ледника оставили множество следов поселений на Плещеевом озере, в Ивановском торфянике в верховьях Неро, который был тогда озером с островами, на Лахости и озёрах р. Дубны. Там тысячи кремнёвых и сотни роговых и костяных орудий, особенно много у подножия берега. Люди явно жили на этих озёрах. А на Неро упорные поиски дали следы трёх маленьких стоянок, которые использовали всего несколько дней на протяжении 3 тысяч лет. Стоянки раннего неолита с возрастом 7500 -6500 лет назад тут тоже единичны и бедны находками. Чем им Неро так не нравилось?!
Оно действительно иное. Только у Неро – широкая и плоская терраса шириной несколько километров. Уровень озера, упав на 20 м, до отметки 110м , после еще на 10м долго плавно снижался. Реки Сара и особенно Устье несли пески с моренных гряд, постепенно заполняя котловину, бродя среди своих наносов. Волны озера пытались громоздить береговые валы из этих наносов (на таких валах и стоит Ростов), но между валами оставались бродячие русла, заросшие озёра и болота – самые настоящие плавни, и только там, где русло подходило к береговому валу, на какое-то время оказывалась площадка, доступная с лодки. Неуютное было озеро. Таким же было озеро на месте Костромской низины. А вот другие озёра, где уровень тоже упал, быстро получили твёрдые берега, где можно было жить.
Почему Неро так медленно отступало? Неро было самым верховьем громадного озёрного каскада. Пока не падёт уровень нижележащего озера, уровень верхнего держится. Оно заполняется наносами, зарастает, но держится. А у Неро ниже по течению было Костромское, далее – Молого-Шекснинское, ныне водохранилище, ещё ниже Белое, Воже, Лача. Вот и росли заболоченные плоскости вокруг таких озёр. А потом уровень резко упал и обнажилась кромка пляжей – край нынешней террасы с высотной отметкой 98-100 м. Это могло быть только результатом спуска Костромского озера. А он произошел катастрофически и мы имеем возможность определить время этого события.
А произошло вот что. Восточный берег Костромского озера составляла мощная и высокая гряда морен, на корой стоит город Плёс. В какой-то высокий паводок ручей, что стекал с гряды в бассейн р. Унжи, врезался сильнее - и прорезал перемычку, отделявшую озеро от равнины к востоку. Произошел настоящий прорыв плотины – озеро, а точнее Волга со всем её озёрным каскадом потекла в Каму, которая была до того главным истоком Каспийской реки.
Это произошло примерно 6500 лет назад. Только с этого времени берега Неро начинают возвышаться над водой. Все притоки, которые ранее откладывали свои наносы на пляже, в камыши, в болото, тоже приняли участие в осушении береговой кромки. При их устьях сформировались участки берега, где модно было дом поставить.
И снова не как у людей. Если на ивановском торфянике поселения возникали на твёрдых островах в окружении заболачивавшегося тихого озера, благодаря чему вокруг таких поселений образовался шлейф из утонувших в жиже находок, который радует археологов прекрасными находками, то вокруг поселений на Неро озеро заболотиться еще не успело, и волны, катая по песчаному дну то, что терял и выбрасывал человек, не давали сформироваться такому богатому находками шлейфу. Болото начало наступать только примерно 3 тысячи лет назад.
Современный уровень озера держит плотина у Белогостиц. Не будь ее, от озера не много бы осталось. Но существуют и обратные процессы. Заросшая Которосль, заболоченная ее долина, может сама служить плотиной, подпирающей озеро - это вторичное озеро, возникшее из-за заболачивания. Уровень таких озёр поднимается, а берега становятся болотами. Человек может регулировать природные процессы, представляя, как они сами идут в природе.  

Рис. Схема развития оз. Неро и памятники эпохи мезолита
а — коренные берега озёрной котловины, терраса 140 м; б — терраса 120 м; в — терраса 100 м; г — мезолитическое местонахождение.
1 — Поречье 1; 2 — Песочное 5; 3 — г. Ростов, ул. Фрунзе.

(Это продолжение и ещё не конец. Начало здесь - А.К.)

2 комментария:

  1. Схема довольно условна. Озеро простиралось гораздо дальше, до устья Лахости. Сегодняшняя река Ищня, по сути дела является старицей реки Устье.

    ОтветитьУдалить
  2. Доля условности здесь есть. Например, коренные берега прорезаны многочисленными оврагами. В какое время формировались эти овраги? Может быть кто-то из геологов изучал это. Но общий контур наверное правильный. Эта схема, я думаю нарисована не "на глаз" о по карте с горизонталями.

    Схема впервые опубликована В.В. Сидоровым в сборнике "Многослойные стоянки Верхнего Поволжья. М., 1992".

    Эту схему я немного изменил: стер значки памятников более позднего времени (неолит - ранний железный век), чтобы не мешали восприятию. Названия рек написал более крупным шрифтом. Значки памятников мезолита сделал более крупными.

    Территория Борисоглеба и Семибратово были под водой...

    ОтветитьУдалить