Страницы

Страницы

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Групповой снимок участников отряда, направленного для подавления мятежа в Ярославле


 

Датировка: 1918 г.

Материал: фотобумага
Техника: фотопечать
Размеры: 18х25,5
Состояние сохранности: удовлетворительное
Способ поступления: ранее незаинвентаризированный фонд
Тематическая рубрика: период гражданской войны
Музейная значимость: краеведческая
Надписи: На обороте надпись: «Слева направо. Зеленцов Д.А., Зеленцов И.А., Мочалов В.Л., Фомичев И.А., Александров Н.
Зеленцов Иван Андреевич – слесарь Рольмы
Зеленцов Дмитрий Андреевич – рабочий с Рольмы
Мочалов Василий Лукьянович – мастер пригот. отд. с Рольмы
Александров Николай Александрович – рабочий с Рольмы
Фомичев – рабочий Рольмы».


На данном фото участники отряда, направленного для подавления белогвардейского мятежа в Ярославле в июле 1918 года. Из записи на обороте снимка следует, что все они являлись работниками фабрики «Рольма».

О событиях в Ростове в июле 1918 года и участии ростовцев в подавлении мятежа в Ярославле известно немного. В публикациях советских авторов встречаются упоминания о ростовском  отряде либо отрядах, которые прибыли в Ярославль одними из первых.
В архиве музея имеются воспоминания Н.А. Бубнова - очевидца событий в Ростове в июле 1918 года, члена исполнительного комитета Советов. Ниже приводится отрывок из воспоминаний.
«…В первых числах июля 1918 г. на V съезд Советов в г. Москву уехал Минин-Дмитриев, меня оставили в должности заместителя председателя. В этот период моим кабинетом была одна из комнат классной гостиницы «Лион», конфискованной у бывшего владельца Губичева…
…поздно вечером в кабинет ко мне 5 числа врывается Комиссаров от Нажеровки, депутат долгое время не появлявшийся в исполкоме.
Вижу, что он сильно возбужден, и, подходя к столу, потребовал: «А ну, тов. Бубнов, уматывайтесь отсюда. Власть перешла ко мне. В Москве РИК и Ленин арестованы, есть молния по телеграфу».
После слов Комисарова затребовал начальника телеграфа, но тот сбежал. В это время входит дежурный с телеграфа и подает телеграмму. Комиссаров ждет, бледнея. (Наган) пистолет подвигаю к себе. В коридоре вижу, стоит рабочий с винтовкой, его прислал мне на помощь Тимофеев. Телеграмма гласила: «Всем, всем. Час назад дана с провокационной целью телеграмма, поднявшими мятеж эсерами». Не верить. Всем оставаться на местах». (Ленин). Комисарова передал часовому, но позднее узнал, что Комиссаров сбежал бесследно. Никто не появляется, звоню в военкомат, военкома нет, нет начальника гарнизона, все эсеры. Загорелся Ярославль. Слышна канонада. Кидаюсь на фабрику, там Тимофеев собирает митинг, организуем дружины рабочих, высылаем заставы по дорогам, ведущим в город, патрулей по улицам. Появился военком Николаев, раздаем оружие рабочим фабрики «Рольма» и кофе-цикорному заводу, формируем отряды и посылаем на Ярославль. По железной дороге курсирует маневренный паровоз, другого движения нет. Военкомат проводит изъятие оружия у населения города, оружие приносят и ко мне в кабинет. Сдают ножи, шашки и старинные пистолеты. Народу мало, охраны не хватает, везде нужны посты.
Вызываю младшего своего брата из деревни, вооружаю его. Часто забегают ко мне т.т. Тимофеев и Еремеев, проводим совещание. На совещании вынесли решение об изоляции всех проживающих в городе офицеров, не исключая и старика – генерала Судьбинина.
В городе Ярославле пожары и орудийные залпы стали стихать.
Вот уже девять суток без сна, не раздеваясь, дремали за столом и у телефона. Измотаны. Звонят со станции уже около полуночи. На станцию иду один. Не доходя до хлебозавода на пустыре, где стояла церковь, из-за угла вышли двое. Не видя, скорей чувствую взмах руки, сгибаюсь, удар пришелся по шее. Очнулся, нет никого. Рядом со мной лежал березовый катыш. Как дошел обратно, не помню. Вызванный утром врач Шацкий установил: «Ушиб позвоночника в области шеи с потерей движения». Решили меня отправить в деревню к отцу, и тот же маневренный паровоз отвез меня в Семибратово».  Источник: ГМЗРК, А-1080. Л. 5-6.
Автор текста: Митина Светлана


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий