Страницы

Страницы

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

«Торжественное Вшествие Всеавгустейшего Государя Императора Александра Перваго в Парижъ».


В собрании № Г-990. Москва, вторая четверть XIX в. Бумага, гравюра  (резцовая), пунктир. Л.55,3x67,0 см; И.36,3x53,6 см.
Поступила в ростовский музей в 1912 г. от А.П. Иванова.
Описание: Лубочная картинка, изображающая вьезд Александра I в Париж. На переднем плане, слева - направо движется русское войско. Впереди император в окружении свиты. Слева - толпа восторженно его встречающая. На втором плане - кирпичная стена. Слева - высокая арка ворот. На третьем плане справа - крыши домов, дом инвалидов, собор Парижской Б.М. колокольни и, даже мечети (полумесяц на шпиле..).
Внизу под изображением:"Торжественное Вществiе Всевгустейщаго Государя Императора Александра Первого въ Парижъ". Ниже, в четырех столбцах по 5 строк стихи:
«Плещите дланми все народы, 
Глас радости Царя хвали, 
Шуми восторг как в Бурю воды, 
Велик Царь Северной земли. 
Гремите песнопевцев …ики, 
Он сильны усмирил языки, 
Вселенной возвратил покой, 
Гремите, он могущь, всесилен, 
Дарами мудрости обилен
И кроток как сам бог душой. 
Царь вшел во град градов и звуки
Торжественно как гром гремят, 
К Нему все простирают руки, 
Враги его Боготворят, 
Хвалите все Царя, хвалите, 
Как Божество Превозносите, 
Он Царь достойный алтарей, 
Престол его всех выше тронов, 
И просят от него законов, 
Народы все и сонм Царей».

Представленная гравюра относится к так называемым классическим образцам московской лубочной металлографии. В лубочных картинках этот сюжет получил различные интерпретации практически сразу после торжественного въезда императора Александра I в Париж 31 марта 1814 г. Особенно популярным сюжет становится в лубке в 1810-1830-е гг. Представленный лубок относится к одному из наиболее распространенных иконографических вариантов Торжественного въезда Александра I в Париж. Есть варианты цветные (в собрании музея тоже), где изображение раскрашено в пять традиционных красок, цветов - коричневый, красный, зелёный, синий, чёрный. Раскраска также может отличаться.



Есть варианты, отличающиеся подписью под изображением, где не "вшествие" в Париж, а "въезд".
Шрифт стихов может быть рукописный или печатный. И ряд других.
Особенности гравировки и оформления позволяют точно определить его как продукцию московских мастерских, возможно, металлографии Логиновых.

Об этом и многом другом на выставке
"1812 год и эпоха Наполеоновских войн в собрании ростовского музея".
Красная палата, 2-й этаж. Выставка работает до 12 февраля 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий