Страницы
▼
Страницы
▼
четверг, 31 января 2013 г.
Доска пряничная
Доска пряничная
Нач. XIX века
Дерево, резьба контррельефная, трехгранновыемчатая, скобчатая
39,6х22,5х5,5
Поступила в 1899
г . от ростовского краеведа, этнографа, купца А.А. Титова.
В венке из оливковой и лавровой
ветви вырезаны крест, якорь и сердце (соединенные вместе, они отождествляются с
тремя христианскими добродетелями - верой, надеждой и любовью). Текст по
сторонам от центра: «В день торжества –
День ангела»; по периметру: «Сия
коврижка вяземская донести ея чесныхъ рукъ кушать во здравии» (орфография
сохранена, но со словоразделами).
Использовалась для формовки пряника,
который преподносился в День Ангела.
Библиография: Пряничные доски из коллекции Государственного музея-заповедника
«Ростовский кремль». Рыбинск, 2012. С. 5, 51-52, 71.
Предмет находится на выставке «Пряники русские, пряники ростовские». Белая палата, второй этаж.
Зеркальное отражение экспоната, полученное для лучшего восприятия текста на доске:
Зеркальное отражение экспоната, полученное для лучшего восприятия текста на доске:
среда, 30 января 2013 г.
"Великий город с великой историей"
3 февраля 2013 г. состоится очередное занятиe лектория «Великий город с великой историей».
Тема лекции «Пряники русские, пряники ростовские».
Лекцию читает И.З. Зубец, старший научный сотрудник отдела Декоративно-прикладного искусства.
Лекция состоится в 14:00, Красная палата, 1 этаж (музейная гостиная).
В залах Ростовского музея копируют иконы
В настоящее время семь студентов факультета церковных
художеств отделения иконописи Православного Свято-Тихоновского Богословского
Университета копируют иконы в залах экспозиции «Древнерусское искусство». Они
имеют начальное образование, полученное в художественных учебных заведениях.
Искусству написания икон в университете они учатся шесть лет и после защиты
диплома получают специальность «иконописец». Копирование древних икон – важнейший путь овладения искусством иконописания. «Для нас очень важно
прикоснуться к художественным особенностям именно ростовской иконы, которая
обладает особой живописностью в построении образа», – сказала руководитель
практики, преподаватель университета Алена Игоревна Михеева.
Автор текста: В.И. Вахрина
Фото Алексея В. Киселёва
вторник, 29 января 2013 г.
Иоганн Якоби фон Вальхаузен. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Москва, Печатный двор 26.08.1647
Список иллюстраций:
Фото 1 Цельногравированный титульный лист книги московского издания
Фото 2 гравюра № 44 с изображением западно-европейского воинского снаряжения конца XVI-XVII в.
Иоганн Якоби фон Вальхаузен. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Москва, Печатный двор 26.08.1647.
КП-29239/5082
Ц-5082
Размеры: 32 х 21 х 7 см .
Поступила от С.А. Мусина-Пушкина в 1888 г .
Переплёт: доски в коже, со следами
слепого тиснения. Верхний слой кожи поврежден. Кожа в нижней части корешка
отрывается. На корешке наклейки с инвентарным номером книги. Блок укреплен
полосками грубой ткани. Обе застежки утрачены. Припереплетные листы (I; II–III)
и обклейка крышек – бумага с филигранью «Герб Амстердама» и маркой «RIARDEL»
(Дианова. Герб Амстердама. № 319А – 1719–1727 г.).
Записи: По наклеенному на обклейку
верхней крышки небольшому листу линованной бумаги скорописью «Въ Ростовскiй
Историческiй музей посильный вкладъ Семена Мусина–Пушкина изъ Малани (Мологи?)
Яросл. губ. декабря 10-й (!) 1888
г .». Другим почерком: «Поступила въ музей № 5096»,
чернилами «1647 г.». По обклейке верхней крышки «№ 77». «7155–7157 1647–1649».
Карандашом скорописью конца XIX
– начала XX в.: «Книга
эта ... (1 слово стерто) редкости не представляетъ, но полные экземпл[яр]. ея и
особенно съ заглавнымъ листом (гравюра на меди) весьма редки». Далее чернилами
другим почерком того же времени: «Въ архиве Оружейной палаты есть два экземл[яра].
Это переводъ сочиненiя Iоганнна (!) Якоба Вильгаузена капитана датской службы
(повтор на датском языке) 1–ое изд. 1615 г . Оппенгеймъ, 2–ое 1630 Гесвирденъ. См.
ст. Забелина въ Библ. Зап[исках] 1859
г . из II. № 2. Стр. 33. У Смирдина въ каталоге № 4230.
Ц. 30 р. сер.». На припереплетном листе у верхней крышки «№ 86» (перечеркнуто,
кон. XIX – нач. XX в.). Здесь же и на л. 2
штамп и инвентарный номер РМЦД: «№ 5096», а также «№ 3» (в рамке, нарисованной
теми же чернилами). На внутреннем поле л. 18 «Ц–5082». На л. 223 об. запись
работника Печатного двора «Петръ Ондреевъ». На обороте последнего припереплетного
листа у нижней крышки карандашом «ВП–1606», скорописью начала XX в. «№ 640 Ундольский». На многих
таблицах от руки полууставом XVII
в. сделан перевод иностранных терминов, а также над арабскими цифрами даны их
соответствия кириллической цифирью.
Орнамент: 35 гравюр на меди; по
указанию Ровинского (Ровинский, стлб. 159), работы Иоганна Теодора де Бри и
титульный лист, гравированный на меди. Все иллюстрации и титульный лист
гравированы и оттиснуты в Голландии. Рисунок титульного листа исполнен Григорием
Благушиным (Ровинский, стлб. 42 и 183–184, Сидоров 43). Инициалов 56 с 18
досок; заставок 60 с 6 досок.
Литература: Кириллические издания
Ростово-Ярославской земли 1493-1652 гг. Каталог под редакцией И.В. Поздеевой.
Ростов-Ярославль, 2004. С. 435, кат. № 512.
Текст сообщения: Киселев
А.В.
Фотография "Члены Ростовской уездной ЧК: Гаркалов Д., Сочнев А.И., Шаров Д.А.".
Предметный классификатор: фотография
Название: Члены Ростовской уездной ЧК: Гаркалов Д., Сочнев
А.И., Шаров Д.А.
Датировка: 1918 г .
Материал: фотобумага, картон
Техника: фотопечать
Размеры: 13,7х9,2
Размеры в паспарту: 16,2х11
Сохранность: на обороте следы клея
Состояние сохранности: удовлетворительное
Сдатчик: Сочнев А.И.
Источник поступления: от Сочнева А.И.
Дата поступления: 30.04.1964
Способ поступления: дар
Музейная значимость: краеведческая
Тематическая рубрика: Становление советской власти в Ростове.
Легенда: Передана пенсионером Сочневым А.И., прож. г. Москва,
ул. Семашко, д. 8, кв. 12
Концерт квартета Игоря Володина
6 февраля 2013 в 17.30 в Красной палате состоится концерт квартета Игоря Володина.
Квартет собран известным российским композитором и пианистом Игорем Володиным из музыкантов, проживающих в разных городах, но объединенных общей идеей поиска своего российского джазового почерка.
Игорь Володин – музыкант, обладающий особым композиторским даром: его музыка красочна, аллегорична и образна. Организатор и музыкальный руководитель ежегодного джазового фестиваля «Сентябрь в Тихвине» разрабатывает особый музыкальный стиль, а в каждом произведении создается удивительный мир, наполненный красотой, теплом, искренностью и любовью.
В этот вечер на сцену выйдут:
Игорь Володин - клавишные (Тихвин)
Стас Майгунин - саксофоны (Ярославль)
Юрий Грибецкий - бас (Тихвин)
Олег Юданов - ударные (Архангельск)
Квартет собран известным российским композитором и пианистом Игорем Володиным из музыкантов, проживающих в разных городах, но объединенных общей идеей поиска своего российского джазового почерка.
Игорь Володин – музыкант, обладающий особым композиторским даром: его музыка красочна, аллегорична и образна. Организатор и музыкальный руководитель ежегодного джазового фестиваля «Сентябрь в Тихвине» разрабатывает особый музыкальный стиль, а в каждом произведении создается удивительный мир, наполненный красотой, теплом, искренностью и любовью.
В этот вечер на сцену выйдут:
Игорь Володин - клавишные (Тихвин)
Стас Майгунин - саксофоны (Ярославль)
Юрий Грибецкий - бас (Тихвин)
Олег Юданов - ударные (Архангельск)
Ременной разделитель конской упряжи
Ременной
разделитель конской упряжи
Датировка:
конец VII
– X век
Материал:
бронза
Техника:
литьё
Размеры:
7,6х6,0 см.
Происхождение:
найдена на Сарском городище в 1929-1930 гг.
Музейная
значимость: редкий предмет
Литература:
Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории
Северо-Восточной Руси. М., 1996. С. 140; С 141.
Рис. 58, № 2.
Предмет
можно увидеть в зале № 3
«Меря в VII – X
веках» (витрина
№ 1) экспозиции «Ростовская земля
и Ростов в VII – XV веках».
Она
располагается на втором этаже Государских
хором (Красная палата) Ростовского
кремля.
Это
сообщение продолжает
публикацию предметов,
представленных в экспозиции «Ростовская
земля и Ростов в VII – XV
веках».
Предыдущие
публикации: Подвеска, Меч, Копоушка,
Подвеска коньковидная
Экспозиция
открылась 24 августа 2012 г.
Она
располагается на втором этаже Государских
хором (Красная палата) Ростовского
кремля.
Авторы
экспозиции: Алексей Каретников, Александр
Мельник, Сергей Сазонов/
Монтаж - Константин Ляпин.
Монтаж - Константин Ляпин.
Текст сообщения – Алексей Каретников
Фото и дизайн сообщения – Елизавета Зеленцова
понедельник, 28 января 2013 г.
Подвеска коньковидная
Подвеска
коньковидная
Датировка: X век
Материал: бронза
Техника: литьё
по восковой модели
Размеры: 6.9х8,2
см.
Происхождение:
найдена в женском погребении могильника
Сарского городища во время охранных
раскопок 1930 г., проводившихся Ростовским
музеем
Музейная
значимость: редкий предмет
Литература:
Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории
Северо-Восточной Руси. М., 1996. С. 95. Рис.
35, № 9; С. 98, С. 173.
Предмет
можно увидеть в зале № 3 «Меря
в VII
– X веках»
(витрина № 3) экспозиции «Ростовская
земля и Ростов в VII
– XV веках».
Она
располагается на втором этаже Государских
хором (Красная палата) Ростовского
кремля.
Это сообщение продолжает публикацию предметов,
представленных в экспозиции «Ростовская
земля и Ростов в VII
– XV веках».
Экспозиция
открылась 24 августа 2012 г.
Она
располагается на втором этаже Государских
хором (Красная палата) Ростовского
кремля.
Авторы
экспозиции: Алексей Каретников, Александр
Мельник, Сергей Сазонов
Текст – Алексей Каретников
Фото
и дизайн – Елизавета Зеленцова
ЛЕКТОРИЙ «ВЕЛИКИЙ ГОРОД С ВЕЛИКОЙ ИСТОРИЕЙ»: НОВЫЙ СЕЗОН
27 января 2013 года в Музейной гостиной Ростовского
кремля состоялась лекция «Когда металл заменил камень». Лекцию читал хранитель
фондов Иван Владимирович Купцов. Автор рассказал о технологии получения
металлов в древности, значении её изобретения и замены каменных орудий труда
металлическими. Особое внимание в своем выступлении лектор акцентировал на
фатьяновской археологической культуре, имевшей распространение во второй
половине III - середине II тысячелетия (бронзовый век) на территории
центральной России и знакомой с металлургией. И.В. Купцов рассказал об
антропологических особенностях фатьяновцев, их материальной культуре, быте,
хозяйстве, погребальном обряде. Лекция вызвала большой интерес у слушателей,
которые задали лектору много вопросов и получили на них компетентные ответы.
суббота, 26 января 2013 г.
Поречье-Рыбное: крестьянские дома. Дом Карелиных
Лицевой фасад. Фото: А.Г. Морозов, 2012. |
Адрес: Поречье, ул. Чапаева («Заречье»), д. №33. На левом берегу реки Сары
(«Гды»).
Описание: жилой дом, первая половина XIX в. Двухэтажное кирпичное и
оштукатуренное здание, прямоугольное в плане несколько вытянутое
вдоль улицы, под вальмовой железной крышей. Окна
лицевой стороны обращены на юго-восток, к реке. Юго-западной боковой стороной
дом вплотную примыкает к дому-усадьбе И.И. Маринина-Меньшого.
Основная плоскость, главного
юго-восточного фасада в 7 оконных осей, как и бокового, северо-восточного,
заглублена наподобие плоских нишей, образованных выступами плоских
лопаток, завершенных капителями, и, довольно узким фризом. Центр главного фасада отмечен легким трехосным
ризалитом, украшенном по бокам плоскими лопатками и
поясом сухариков в венчающем антаблементе. Горизонтальное членение фасадов
дополняют междуэтажные, равные ширине окон, прямоугольные плоские выступы.
Прямоугольные окна ранее имели каменные
оштукатуренные наличники, на 2-м этаже - с замком. В настоящее время наличники
имеются лишь в правой части главного фасада и по северо-восточному фасаду. В ризалите правое из трех окон, в более позднее
время, вероятно из-за семейного раздела, было сдвинуто правее, в результате
чего оказалась вырублена часть лопатки. Наличники окон 2-го этажа центральной и
левой части главного фасада ныне практически утрачены. Сохранились лишь их
фрагменты.
На одном из окон 1-го этажа, расположенном
рядом с входной дверью в левой части главного фасада, сохранилась старая
кованая решетка. К боковому, северо-восточному фасаду примыкает деревянное
двухэтажное застекленное крыльцо советского времени, а к тыловому фасаду -
сараи.
В интерьере дома лишь частично
сохранилась планировка с 10 помещениями вдоль уличного и бокового
северо-восточного фасадов. На 1-м этаже, в двух соседних помещениях
северо-восточной части дома сохранились цилиндрические своды, оси которых
параллельны главному фасаду. На 1-м этаже левой части дома, в помещении при
входе в дом сохранились фрагменты проездной арки. И на 1-м, и на 2-м этажах в
жилых комнатах имеются лежанки со щитами, облицованные прямоугольными
изразцами. А на 2-м этаже - примитивные потолочные тянутые карнизы.
Легенда: по рассказу хозяйки дома Зои Александровны Ананьиной (в девичестве
Карелиной) 1937 г. рожд., весь дом в XIX – XX вв.
принадлежал семье Карелиных. «Отца моего звали Александр Карелин, было у него
два брата – Иван и Василий. Отец родился в 1906 году, а мама моя, Александра
Михайловна – с 1908 года. Она из поречского рода Кочешковых. Дочь Михаила
Васильевича Кочешкова, который был кузнецом. Поженились родители в 1920 годах.
Моя старшая сестра, Нина родилась в 1930 году. До колхозов отец с мамой ездили
или жили на Урале, занимались огородничеством. А вот где, не знаю. Позже, мама
стала работать на консервном заводе, в лаборатории. Отец перед войной нас
покинул.
В доме мы жили с бабушкой, маминой мамой
– Марией Александровной Кочешковой. Она рассказывала, что в доме Карелиных
когда-то была овощесушилка. Сушили овощи, зарабатывали.
В Великую Отечественную войну я была
ребенком. Помню, в доме сидели с бабушкой на лежанке, со свечами и лучиной.
Бабушка умерла в 1943-м. Мама всегда была на работе: в лесу на заготовке дров,
на «торфянке». Случалось, ели в войну старую гнилую картошку и свеклу...
При доме держали коз, поросят…».
Карелины, ранее по источникам - Корелины
в XVIII – XIX вв.– первостатейные крестьяне, огородники,
отходники в Петербург, занимавшие первые должности в общественном
самоуправлении.
Победа в конкурсе
24 января
2013 года в Ярославле состоялся финал XX областного конкурса исследовательских
краеведческих работ обучающихся, участников Всероссийского
туристско-краеведческого движения «Отечество».
В финале
конкурса участвовали 6 учащихся из Ростовского района:
Александр Опарин, ученик 7 класса
Варницкой православной гимназии – тема «Приют Куприяновых в городе Ростове»
(секция «Летопись родного края», научный руководитель – Е.Ю. Сорокина, учитель
истории, НОУ Варницкая православная гимназия имени Преподобного Сергия
Радонежского);
Светлана Кичигина, ученица 8
класса Семибратовской средней школы – тема «Судьба человека: Константин
Григорьевич Брендючков» (секция «Литературное краеведение», научный
руководитель – М.С. Моторова, учитель истории, МОУ Семибратовская СОШ, МОУ ДОД
СЮТур);
Кристина Смирнова, ученица 8
класса Ростовской гимназии – тема «О чем рассказал задачник или практический
подход в изучении математики в России во второй половине XIX века» (секция «Развитие образования
в Ярославском крае», научный руководитель – О.Л. Дубова, учитель истории, МОУ
Ростовская гимназия имени А.Л. Кекина, МОУ ДОД СЮТур);
Мария Крупышева, ученица 9 класса
Семибратовской средней школы – тема «Подарок императрицы Марии Федоровны»
(секция «Краеведческая находка», научный руководитель – М.С. Моторова);
Мария Чинарина, ученица 9 класса
Семибратовской средней школы – тема «Человек в условиях войны (по письмам с
фронта Вениамина Ивановича Андрианова)» (секция «Военная история», научный
руководитель – М.С. Моторова);
Анастасия Умникова, ученица 11
класса Ростовской гимназии – тема «Молодежь в эпоху социальных потрясений
1917-1918 гг. (по материалам личных писем гимназистов Кекинской гимназии
Т.Тониса, И.Таубманака, С.Иванова)» (секция «Летопись родного края», научный
руководитель – О.Л. Дубова).
Победителями конкурса в своих
секциях стали:
Анастасия Умникова – I место;
Мария Крупышева – I место;
Кристина Смирнова – III место.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
пятница, 25 января 2013 г.
Заседание Ученого совета
25 января 2013 года, в 14.00, в Музейной гостиной состоялось заседание Ученого совета Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" на тему: "Итоги и перспективы экскурсионной, культурно-массовой и научно-просветительской работы музея".
Основные доклады:
О. В. Рудакова, Л. А. Ельникова, А. Ю. Савина.
Дополнительные доклады:
Г. А. Никитина, Е. А. Битнер, М. В. Кузмичева.
Вступительное слово директора музея Н.С. Каровской |
Копоушка
Копоушка - приспособление
для чистки ушей
Датировка: конец X
– начало XI века
Материал: рог
Техника: резьба,
сверление, гравировка
Размеры: 6,5х1,5
см.
Происхождение: случайная
находка на территории г. Ростова
Музейная
значимость: уникальный предмет
Предмет можно увидеть
в зале № 4 «Ростов в IX –
XII веках. Становление государственности»
(витрина № 1) экспозиции
«Ростовская земля и Ростов в VII
– XV веках».
Она располагается на
втором этаже Государских хором (Красная
палата) Ростовского кремля.
Это сообщение продолжает публикацию предметов,
представленных в экспозиции «Ростовская
земля и Ростов в VII –
XV веках».
Экспозиция открылась
24 августа 2012 г.
Она располагается на
втором этаже Государских хором (Красная
палата) Ростовского кремля.
Авторы экспозиции:
Алексей Каретников, Александр Мельник,
Сергей Сазонов.
Монтаж: Константин
Ляпин.
Текст – Алексей Каретников
Фото и
дизайн – Елизавета
Зеленцова
четверг, 24 января 2013 г.
среда, 23 января 2013 г.
Бонапарт - первый консул французской республики.
Соавтор публикации: В.Б. Ермолова
- зав. реставрационной мастерской
ГМЗ "Ростовский кремль".
- зав. реставрационной мастерской
ГМЗ "Ростовский кремль".
В
собрании ГМЗ "Ростовский кремль" хранится гравюра под
названием "Портрет Наполеона Бонапарта", №
Г-886. Датировка: 1799 г. Материал: бумага. Техника: гравюра (цветная). Офорт, акватинта. Размеры: Л.425x273. Поступила в ростовский
музей в 1921 г. из собрания А.А.Титова.
Авторы: гравер Charles Francois
Gabriel Levachez
(1760-1820) - Шарль
Франсуа Габриэль Леваше (офорт); художник Duplessis Bertaux (1750-1819) – Дюплесси-Берто,
Жан, (акватинта) по картине художника L. Boilly (1761-1845) - Буальи Леопольд.
Описание: в верхней части листа в овальной раме - портрет Наполеона в
молодом возрасте, погрудный, в 3/4 повороте влево. Без головного убора, в
красном консульском мундире. Фон тёмный.
Ранее в музее надписи переведены не были. Итак, по кромке овальной рамы надпись на
французском языке: BONAPARTE PREMIER CONSUL DE LA REPUBLIQUE FRANCAISE :
Бонапарт - первый консул французской республики.
Внизу
изображена в багетной раме сцена парада. Ранее место парада также не было
определено. Итак, парад происходит в Париже на площади Карусель у дворца Тюильри.
Под
изображениями внизу, слева: BOILLY PINCSIL. Внизу справа: LEVACHEZ. Ниже, по
центру в виньетке: REVUE DU QUINTIDI - журнал Кинтиди.
Ниже, по
сторонам от вышеупомянутой надписи, на французском языке, слева: Depose a la Bibiotheque N le
" Le 1 MESSIDOR AN X: На хранении в Национальной библиотеке 1мессидора X
года (франц. messidor, от лат. messis — жатва
и греч. dōron — дар), десятый месяц (19/20 июня —
18/19 июля) французского республиканского календаря (1793—1805).
То есть, на хранении находится с 20 июня 1802 г .
Справа: A Paris , chez Auber Editeur Rue // J,t Hazare chaussee d, Antin №88: Париж, шуазель обер, ул. Сен-Лазар, шоссе д,Антин №88.
Таким образом, правильное название гравюры: Бонапарт - первый консул французской республики.
Содержание: в результате государственного переворота 9-10 ноября 1799 г ., совершенного генералом
Наполеоном Бонапартом во Франции была установлена военная диктатура в форме
Консульства. По «Конституции VIII года республики» во
главе Франции стояли три консула, из которых первый обладал всей полнотой
власти, а два других правом совещательного голоса. Первый консул назначался на
десять лет и имел право назначать всех гражданских и военных должностных лиц,
которые несли ответственность только перед ним. Вся реальная власть находилась
в руках первого консула, то есть Наполеона Бонапарта.
Впоследствии эта власть еще более
расширилась: 2 августа 1802 г .
Наполеон был объявлен пожизненным консулом. Он получил право представлять для
утверждения своего преемника, назначать второго и третьего консулов, заключать
договоры о войне и мире, приостанавливать действие конституции. День его
рождения был объявлен национальным праздником, а с 1803 г. на монетах стали чеканить
его профиль. Однако и в том виде, в котором он был учрежден конституцией 1799 г., политический режим во
Франции представлял диктатуру. Ее характерными чертами была наличие сильного
правительства, независимого ни от законодательной власти, ни от воли
избирателей; предельная концентрация власти за счет подчинения законодательных
учреждений органам исполнительной власти; сведение до минимума значения
выборов; централизация аппарата государственного управления и назначение всех
чиновников сверху. Правительство могло действовать быстро и эффективно, то есть
обладало теми возможностями, которых, по мнению ее критиков, недоставало
Директории.
8 мая
1804 г .
(28 флореаля XII г.) был издан сенатус-консульт, провозгласивший Наполеона
Бонапарта императором.
Об этом и многом другом на выставке:
Красная палата, 2-й этаж. Выставка работает до 12 февраля 2013 г.
Колядки
У нас сложился обычай, начинать год в лыжном походе. В этом году на Рождество мы ходили на Ладогу, в Александро - Свирский монастырь. Увидели там интересный обычай ! В 23 , 30 все собираются в храме и поют калядки. Священники, мужской хор и прихожане. Это так необычно и красиво ! Поют, в основном, белорусские и украинские народные песни. В свечной лавке продаются тексты, поэтому некоторые прихожане подпевают с листа. Сказочное ощущение праздника ! А затем в полночь начинается традиционная Рождественская служба.
Съёмка на территории Ростовского кремля для специального выпуска программы "Сегодня вечером"
Дирекция социальных и публицистических программ Первого канала и программа "Сегодня вечером" (ведущий Андрей Малахов) готовят специальный выпуск программы, посвящённый 90-летию со дня рождения великого советского кинематографиста Леонида Иовича Гайдая. Кроме того, в этом году исполняется 40 лет выходу на экран фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (режиссёр Л.И. Гайдай).
Как известно, часть съёмок для фильма проходила на территории нашего музея. В связи с этим 21 января 2013 года для съёмки с мест этого события приезжала съёмочная группа Первого канала.
«ЛЕШИЙ»
«Баб, а баб…
А кто это?», - спросил мальчик свою бабушку, показывая на статую, стоящую около
храма. «А я почём знаю. Наверно, леший», - ответила бабушка и быстро начала
креститься на церковь: «Господи помилуй, господи помилуй».
Наверное, и я бы подумал, что памятник лешему стоит, если бы не знал
посвящения церкви. А посвящена церковь, что стоит в Семибратове, святому
Серафиму Саровскому.
Так и стоит он, «леший», Серафим Саровский, наполовину
скрытый под снегом.
И немногие знают, что это тот, кому посвящена
церковь. Кстати, под снегом скрылся и
медведь, коего гладит святой.
вторник, 22 января 2013 г.
Проект "Сельская церковь". Село Андреевское. Церковь Андрея Стратилата, 1828 г.
Этим сообщением мы продолжаем публикацию материалов проекта "Сельская церковь", посвященного изучению и фиксации храмов сельской округи Ростова. Полностью эти материалы представлены в геоинформационной системе "Ростовская земля" ( map.rostmuseum.ru ), а также в Информационном центре Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". Фотографии сделаны фотографом и художником В.А. Абрамовым.
Проект «Сельская церковь»
Сельские церкви - один из наиболее насыщенных, плотных массивов наследия. В течение многих столетий они являлись архитектурными, смысловыми, наконец, духовными доминантами округи. Центром и символом места. Его «лицом». Однако в настоящее время эти памятники выпали из широкого общественного оборота. Мы не представляем себе ни их реального количества, ни их состояния, ни качества и содержания той жизни, которая сейчас выстраивается вокруг этих традиционных точек притяжения людей.
Проект «Сельская церковь» должен способствовать актуализации темы на территории Ростовской земли. В настоящее время здесь насчитывается около 180 церквей, самые ранние из которых датируются XVII веком. Нашим первым шагом стала фотофиксация актуального состояния этих памятников и представление их общественности. Сельские церкви – особый слой в геоинформационной системе «Ростовская земля», а также – виртуальная выставка в экспозиции Информационного центра ГМЗ «Ростовский кремль».
Автор и куратор проекта - Сергей Сазонов.
Менеджмент и координация - Алексей и Ирина Киселёвы.
Фотограф - Валерий Абрамов.
Автор и куратор проекта - Сергей Сазонов.
Менеджмент и координация - Алексей и Ирина Киселёвы.
Фотограф - Валерий Абрамов.
Презентация каталога "Пряничные доски" в Белой палате
2 февраля 2013 г., в 14.00, в Белой палате ГМЗ "Ростовский кремль" состоится презентация каталога "Пряничные доски".
Этот каталог - одна из первых публикаций коллекции народного искусства из собрания ГМЗ "Ростовский кремль". Издание не только знакомит с ранее неопубликованными музейными памятниками, но и дает возможность погрузиться в мир народной культуры, раскрывает сведения о богатой и уникальной пряничной выпечке в Ростове.
В презентации примет участие оркестр народных инструментов имени В. А. Сергеева, художественный руководитель И. М. Шевченко.
понедельник, 21 января 2013 г.
пятница, 18 января 2013 г.
Поречье-Рыбное: водосвятие и купание на реке в сочельник.
В Крещенский сочельник
и в праздник Крещения — только два раза в году 18 и 19 января — во всех
православных церквях традиционно совершается Великое освящение воды. Водосвятие совершается также на реках
и озерах.
Давний обычай водосвятия на реке Саре существует в Поречье-Рыбном.
Обычай, по воспоминаниям старожилов, не прерывался и в советский период. Хотя
людей с реки гоняли милиция и активисты компартии.
Прорубь или «Иордань» на реке Саре была в советское время обыкновенной
прямоугольной прорубью, где полоскали белье, у дома №32 по ул. Чапаева. В 1990-х
гг. месторасположение проруби на реке изменилось. Ее передвинули на 200 м . ниже по течению, к
«Кабацкому» мосту. Тогда же прорубь стали вырубать в форме креста.
Обыкновенно народ собирался на «Иордань» к полуночи, с
банками, молочными бидонами, ведрами. Собиралось иной раз 300-400 человек. В
среднем приходил хотя бы один поречанин от дома. В период, когда в Поречье не
было действующего храма и священника, бабушки сами три раза пели тропарь к
празднику, за несколько минут до полуночи. Когда наступала полночь, люди
начинали черпать воду из проруби. Лед зачастую трещал, не выдерживая веса
большой толпы…
После того, как основная часть пришедших уже набрала воды в
емкости, некоторые, отважные начинали купаться. Зачастую в нетрезвом состоянии.
Каждый с детства знал от старших в семье, от бабушек и дедушек, что «…если
искупаться в проруби на Крещение – смываются все грехи…».
Сегодняшнее водосвятие на реке 18 января 2013 г . произошло не по обычаю
в полночь. Батюшка о. Сергий и прихожане договорились провести его в 18 ч. Видимо,
поэтому народу пришло на реку очень мало: 50 - 60 человек: в основном, это
действительно православные люди, кто регулярно ходит в церковь. Не исключено,
что какая-то часть населения, скорее всего молодежь, еще подойдет на прорубь
сегодня в полночь, за водой и купаться. А многие придут за освященной водой
завтра в храм. Фото А.Г. Морозова.