Страницы

Страницы

среда, 22 августа 2012 г.

К 200-летию Отечественной войны 1812 года: Арколе.

В сентябре 2012 г. в ГМЗ "Ростовский кремль" откроется выставка «1812 год и эпоха Наполеоновских войн в собрании ростовского музея». Вашему вниманию предлагается ряд публикаций, посвященных сюжетам и атрибуции музейных предметов по данной теме. Надеемся, что при обсуждении откликнутся своими замечаниями специалисты. 



Музейный предмет: гравюра "Наполеон ведет войско через мост". Собрание ГМЗРК. Г-721.   XIX в.  153х215 мм. Размер изображения - 94х140 мм. Поступила в ростовский музей в 1919 г. от  Костюковой О.И. В музейной карточке дано нижеследующее описание.
Описание: на фоне клубов дыма изображена переправа французских войск через мост. Справа, перед воинами, со знаменем в руках Наполеон. На мосту раненые, за мостом отряды противника. На обороте круглая печать Ростовского музея церковных древностей.
Однако гравюра до настоящего времени была не атрибутирована и не изучена.
Атрибуция: данная гравюра оказалась копией, оттиском картины  "Наполеон на Аркольском мосту" (1826) известного французского художника Horace Vernet (Орас Верне) (30 июня 1789 — 3 декабря 1863).
Сын Шарля Верне, учился у отца. Сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны, как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Был директором Французской академии в Риме (1829—1835). Побывал вместе с французской армией в Алжире (1833), в 1836 и 1842—1843 приезжал с дипломатическими поручениями в Россию, где написал несколько картин по заказам двора. Получил широкую известность как автор патетических батальных полотен (в том числе огромных композиций — Взятие Танжера, картины сражений: при Фридланде, Йене, Ваграме и Фонтенуа и др. — созданных в 1830-е и 1850-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III и хранящихся в Версале). Любил писать яростные схватки и бурные пейзажи, нередко сочетая их в едином образе (Битва на море, 1825, Эрмитаж, Петербург).
Сюжет: битва при Арколе — сражение французской армии 18 000 чел. под командованием генерала Наполеона Бонапарта с австрийской армией 25 000 чел. под командованием Альвинци происходившая в Италии, в 1-ю Итальянскую кампанию Наполеона, с 15 по 17 ноября 1796 года. Битва закончилась разгромом австрийской армии.
В легендарной битве при Арколе, где стойко сражались отборные полки Габсбургской монархии, мост трижды переходил из рук в руки, французы несли тяжёлые потери. Во время битвы Наполеон выказал личный героизм, возглавив одну из атак на Аркольский мост со знаменем в руках. Он повторил то, что уже делал при взятии моста в Лоди: выхватив знамя, под градом пуль бросился вперед. Вокруг него погибло больше десятка солдат, включая адъютанта Наполеона Мюирона, прикрывавшего Бонапарта своим телом от вражеских пуль.
Под Арколе Наполеон еще раз показал пример личной храбрости в борьбе за удержание Аркольского моста, вызывая восторги своих бойцов, а генералы, когда-то скептически встретившие молодого командующего армией, начинают чувствовать в нем полководца с крупным дарованием. Авторитет Наполеона возрастает. Войска встречают его радостными криками. Наполеон начинает мечтать о власти во Франции. Здесь загорается первая искра беспредельного властолюбия.
Наполеон не забыл своего спасителя и уже в ссылке на острове Святой Елены, он включил в своё завещание вдову Мюирона. Не зная, жива ли она, он написал: "Завещаю 100 000 франков вдове, сыну или внуку адъютанта, убитого возле меня под Арколе и защитившему меня своим телом".
Существует и противоположная точка зрения. Якобы мемуары участников этих событий показывают, что Наполеон и на 200 метров не подходил к Аркольскому мосту, и естественно, никакого знамени не хватал и никого никуда не вёл. Но человек, увидевший картину Антуана-Жана Гро "Наполеон на Аркольском мосту", например, в Лувре или Эрмитаже (таких версий художник написал несколько), будет иметь полную иллюзию того, что генерал совершил этот великий подвиг. Так прекрасно одухотворённое лицо молодого Бонапарта, худого, с длинными волосами, со знаменем в руках!.

1 комментарий: