В древних русских стихотворениях, изданных Ф.П.Ключарёвым есть повесть, рассказывающая о подвигах богатыря Ивана Гаденовича, жившего во времена князя Владимировича, но родившегося в Ростовском уезде, как утверждают народные предания в каком-то селении близ нынешнего г. Петровска. Селение это располагалось на берегу или около озера Гаденова (Гаден – озеро). В книге изданной в 1830 г. М.Н. Макаровым «Журнал пешеходцев из Москвы до Ростова и обратно» говориться, что богатырь Ивана Гаденович после завершения своей ратной службы вернулся в родные края, где был и похоронен «… где-то близ монастыря Борисоглебского». Макаров пишет, что здешние старики в начале 19 века с хвастовством вспоминали о невероятной силе этого богатыря. Там же говориться, что ещё в конце 18 века у некого помещика Переславского уезда в качестве железного листа от летящих искр перед камином использовалось т.н. «годеновичево ребро». Сам же М.Н. Макаров и даёт объяснение этому «ребру», определяя его как кость мамонта, но, тем не менее, это очень наглядный факт, иллюстрирующий стойкость и живучесть преданий о богатырях и великанах среди местного населения. Тем более, что Иван Годенович, был далеко не единственным богатырем живших в районе Ярославского Поволжья. В той же работе Макаров упоминает некую крестьянскую сказку рассказывающую «…о богатыре, чернокнижнике-скворце и почти князе – Воймиге». Макаров определяет Воймигу, как ростовского тиуна, жившего одновременно с другим княжим наместником - Путарой. Отмечая, что недалеко от Ростова в Суздальской земле течёт речка о названием Воймига.
Искала я, собственно, само Годен-озеро. То самое, о котором А.А. Титов писал "... деревни находятся в виду села Годенова и озера Годена, а между ними лежит роща Пономарово, которая и заслоняет собой одну деревню от другой. Отправляясь после венца со своей родины на новое местожительство, молодуха причитала таким образом:
Ты красен Баскач
Годен батюшка!..
Вы срубитко-те
Пономарово
Чтобы знать было
Захарово...
В этом обращении к озеру Годену с наименованием его батюшкой так и слышатся следы старинного верования в него как в священное место". Но его уже нет давно, хотя на некоторых старых картах ещё есть его обозначение.
Зато увидели Рюмниковское озеро! Это очень красиво!!!
Для чего я всё это написала?)) Дело в том, что и Воймига и Путара - это всё "герои" Артынова, о которых издатель Макаров писал за несколько десятилетий (!)до выхода сочинений известного "старинаря". А значит эти легенды реально бытовали в этой местности и не так уж много насочинял уважаемый Александр Яковлевич.
P.S. Самая первая фотография не моя. Взята отсюда - http://osoevo.narod.ru/
"и не так уж много насочинял уважаемый Александр Яковлевич"
ОтветитьУдалитьЧто-то с трудом в это верится...
Вы привели лишь один факт, тогда как у Артынова СОТНИ сочинённых им "преданий".
Хотя я не настаиваю: вера и наука вещи несовместимые
А вы приведите примеры "СОТЕН сочиненных им преданий". Хотя бы тех, в которых точно нет никакой этнографической (или любой другой) подоплёки. Если следовать Вашей логике, то невольно начинаешь задумываться - в паре "Гомер-Шлиман", кто из них олицетворял (осуществлял) науку, а кто веру?
ОтветитьУдалитьВроде бы Н.Н. Воронин достаточно внятно все описал.
УдалитьДа ещё... Я привела один факт, но вполне конкретный. Есть и другие))) Стереотипы и ярлыки вещь коварная.
ОтветитьУдалитьС Ворониным Н.Н. спорить трудно)) Я только обращаю внимание на факты, которые нельзя не заметить. По крайней мере, я их заметила. Честно говоря, этим постом хочу обратить народ к М.Н. Макарову и его «Журналу пешеходцев...". Как выяснилось его почти не знают, а ведь источник очень интересный. В ярославских библиотеках его нет, в том числе и в "научке", к сожалению... То, что гуляет по Интернету это жалкие отрывки - http://pki.botik.ru/books/zl-pesehodcy.pdf
ОтветитьУдалитьХотя на сайте Ростовского музея встретилась такая замечательная статья - http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/017/kolbasova01.html
У Артынова нередко сказки возникали на основе опубликованных письменных источников - летописей и т.д. Мог он прочесть и Макарова. Да и методика, похоже, с Макаровым у них была одинакова.
ОтветитьУдалитьточно
ОтветитьУдалитьА что в у историков 18-19 в.в. существовала иная методика, отличная от схемы "вижу-слышу-пишу"? Чем они, собственно, отличались от Соловьёва с Ключевским, которые работали по не всегда подлинным документам и летописям
ОтветитьУдалить"Вижу-слышу-пишу" и "Слышу-сочиняю-пишу" - это принципиально разные методики.
УдалитьИ я бы не стал говорить об историках "18-19 вв." - уж слишком широкое обобщение ))
Самая первая фотография сделана от кладбища села Осоево. Это искусственные водоёмы, появившиеся недавно, после работ по добыче торфа.
ОтветитьУдалитьСветлана, спасибо за интересный материал! Скажите, на месте Годен-озера что сейчас находится? Если оно было указано на старых картах, то его местоположение можно найти легко. Многие водоемы высыхают со временем на на их месте образуются луга, болота.
ОтветитьУдалитьНа картах Менде Годен-озеро присутствует, но сейчас его уже нет давно. Там болотистые луга.
ОтветитьУдалитьсфотографировали эти луга? Все же явно святое место, не смотря на то, что вода ушла...
ОтветитьУдалить