Страницы

Страницы

среда, 28 сентября 2011 г.

НЕКРОЛОГ


Памятники археологии у с. Филимоново в урочище "Марья Святая" по-прежнему подвергаются безжалостному разграблению:

"В начале сентября 2011 г.
комплекс памятников у с. Филимоново (урочище «Марья Святая») в очередной раз подвергся разграблению. В ходе выезда на памятник с участковым уполномоченным полиции зафиксировано разрушение культурного слоя в юго-восточной части погоста. Выявлено, что в результате несанкционированных раскопок ямой размерами около 4х4 м, прокопанной на глубину до 0,7 м, разрушен участок культурного слоя с остатками постройки 16 века. Кроме того, на территории погоста появилось несколько новых "закопушек". На памятнике «Филимоново. Курганный могильник» центральная часть кургана № 176 (по нумерации 2010 г.) повреждёна ямой. Её размеры: 1,3х0,4 м, максимальная глубина - 1,6 м."

см.: http://www.amatororg.ru/Regions/76.htm#4

воскресенье, 25 сентября 2011 г.

Хатиловка

На границе Ростовского и Борисоглебского районов Ярославской области в окрестностях д. Дунилово располагается холм «Хатиловка», на котором, по словам местных жителей, хоронили старообрядцев и удавленников. «Там лесок стоит. Эта Хатиловка, она бывалошная. Жили какие-то люди, столоверы какие-то». «Они [«столоверы»] гнусили, говорили в нос только, и пели в нос, они все время пели, святые». «Они и были колдуны». «Столоверы – это такой же народ, только ложка у них своя, чашка своя… ели из своей посуды, миска была своя» (записи 2003 г.). По поверьям, данное место считалось «нечистым». Как следует из сообщений информантов, старообрядческое кладбище здесь функционировало до середины XX в.

вторник, 13 сентября 2011 г.

Поречье-Рыбное: крестьянские дома. Дом Лепехиных


Адрес: Поречье-Рыбное, ул. Кирова, дом №25.
Описание: двухэтажный кирпичный неоштукатуренный дом под полувальмовой железной крышей, 1787 г.(?). Строение в руинированном состоянии. Лицевым фасадом в 4 оконных оси второго этажа, в 2 оси и проездной аркой во двор первого этажа дом обращен на юг, к линии улицы. На лицевой стороне в завершении стен трехступенчатый карниз. Междуэтажный карниз сделан в виде поставленных на ребро кирпичей со стесанным нижним углом. Окна без наличников.
К дому до 2011 г. с запада вплотную примыкал двухэтажный бревенчатый дом крестьян Марковых, разобранный за ветхостью. Остатки примыкания кровли дома Марковых видны на западной, боковой стене. Кладка боковой, восточной стены дома, ближе к углу с лицевым фасадом и несколько выше междуэтажного карниза, уведена от вертикали внутрь. Таким образом строители дома обошли крышу строения, вплотную примыкавшего когда-то к участку застройщика. Что говорит и о плотности застройки в этом крупнейшем ростовском селе.
Обращает на себя внимание надпись сделанная на штукатурке в правой части проездной арки: «1920. 1787.». нижняя дата, предположительно, время строительства дома.
В планировке, на первом этаже в 2-х окнах - кухня, со сводчатым потолком, остатками русской печи, с выходом в проезд во двор. Задняя бревенчатая часть, вмещавшая холодный мост с прямым, по воспоминаниям, лестничным маршем на 2-й этаж не сохранилась. На 2-м этаже, над кухней, горница в 2 окна, с остатками изразцовой лежанки. Над проездом во двор была вторая горница в 2 окна, однако междуэтажные перекрытия здесь не сохранились. В разных местах здания сохранились фрагменты потолочных карнизов. Примыкавший к дому одноэтажный бревенчатый двор, по воспоминаниям, разобран еще в 1950-е гг. Вместо него ныне ветхий тесовый пристрой.Позади дома и за дорогой перед ним – участки огородной земли.
Легенда: дом более 30 лет не жилой. В первой – третьей четверти XX в. домом владели Вихоревы. Или крестьяне «Вихоревы – Лепехины тож» В XIX в. дом принадлежал зажиточным крестьянам Лепехиным.
Из книги договоров и согласий Порецкого вотчинного правления. 1826 – 1832 гг.:
«1832 года января 20 дня
Крестьянин Дмитрий Васильев Королев и Петр Яковлев Лепехин сделали условие: отпускаю я, Королев покупного моего человека Андрея Абрамова к нему, Лепехину в зятья, для брака на девице Прасковье Петровой, коего принять в дом, я, Петр Иванов, согласен. Должен Абрам оказывать мне и будущей теще своей по смерть нашу всякое почитание и находиться в доме нашем как родной сын. За что я, Лепехин предоставляю ему в полное владение половину моего каменного дома. Долги мои, Лепехина он, Абрам, платить не обязуется. Лежащую на нем одну четверть рекрута должен он оправдать за свой счет…».
Литература и источники:
Морозов А.Г. Брачные контракты крестьян села Поречье-Рыбное в первой половине XIX в. // Ростовская старина. Ростов, 2012. 31 января. № 161.
Морозов А.Г. Воспоминания Анастасии Александровны Вихоревой (1919 – 2008.) в п. Поречье // ГМЗРК. А – 1940. Отчет комплексной, научно-исследовательской экспедиции 2006. С. 18 – 21.
РФ ГАЯО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 3. Л. 52 об.
Охрана: дом - в своде памятников архитектуры нач. XIX в. местного (ростовского) значения. Работа по постановке на учет проведена в 1980-90-е гг. А.Г. Мельником.

суббота, 10 сентября 2011 г.

О важности полного обследования крестьянской архитектуры

Недавно я совершил экспедиционный выход в с. Макарово Ростовского района. В этот день у меня была поставлена задача – обследование и фиксация местной крестьянской архитектуры. В данном случае я всегда стараюсь сфотографировать все дома и, по возможности, запечатлеть здания в разных ракурсах, не забывая о деталях. Меня заинтересовал вот этот дом:


Вроде бы, дом как дом: тесовый, маленький, невзрачный. Сфотографировал его фасад, наличники. Признаться, поначалу мотивы этой резьбы мне показались непонятны. По-моему, растительные побеги…

понедельник, 5 сентября 2011 г.

И снова красота! Правда, уже в Кацком стане...




Мартыново - само по себе место очень красивое, а в таком осеннем "георгиновом" варианте, вообще, глаз не оторвать... И о музее и о его создателе, неповторимом Сергее Темняткине, пишут и снимают очень много. Повторяться совсем не хочется. Меня, что называется, зацепила одна свадебная деталь экспозиции. Я как-то уже писала о елочке - крАсоте в Большом селе - http://rostland.blogspot.com/2011/08/blog-post_01.html
И удивлялась узнав, что там в женском варианте "крАсоты" используется берёзка. У кацкарей, оказывается, ещё интереснее...)))

суббота, 3 сентября 2011 г.

Вывоз камня (ещё фотографии)

Для того, чтобы хроника вывоза камня была более полной, помещаю фотографии, сделанные с момента извлечения его из ямы в Дунилове. Ещё раз благодарю всех, кто так или иначе участвовал в этом важном деле.

пятница, 2 сентября 2011 г.

Вывезли и спасли





Светлана уже писала здесь об этом камне-чашечнике.
http://rostland.blogspot.com/2011/08/blog-post_21.html
Насколько я понимаю, его открыла Арья. А наше внимание на камень обратила Светлана. Она же обнаружила его новое место. После визита Арьи местные жители камень передвинули и закопали. А Светлана - нашла и раскопала. Ну, а мы, сотрудники ГМЗ "Ростовский кремль", вывезли его в музей.
Вывозить или не вывозить - это был спорный вопрос.
Но...
Камень уже стали двигать. И даже пытаться закопать. Фактически - уничтожить.
Еще но...
Вокруг этого памятника появился нездоровый ажиотаж. И это также не способствовало сохранности.
Короче - вывезли и спасли.
Теперь он дома.
В Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль".
Отмечу, что мне не известны другие примеры музеефикации таких памятников.

Спасибо всем...
Особенно - Арье и Светлане!