Страницы

Страницы

пятница, 29 ноября 2013 г.

Последний штрих!



 Мы продолжаем работу над экспозицией по древнейшему прошлому Ростова. Оставался последний штрих - стеклянная подставочка под центральный экспонат зала, топор с головой медведя 2 тыс. до н.э. Конструкцию и дизайн разработал А.Г. Мельник. А изготовить мы попросили фирму РАДО и ее главу, Сергея Перминова. И вот сегодня свершилось. Подставочка приехала. Можно приступать к завершению монтажа.

среда, 27 ноября 2013 г.

Угодичи. Общество потребителей 1910-е гг. Из собрания школьного музея "Родник"

 В экспозиции музея "Родник" средней школы села Угодичи экспонируется фотография Угодичского общества потребителей. 1910-е гг. Пересъемка фото: В.А. Абрамов, 11.10 2023.

вторник, 26 ноября 2013 г.

Угодичи. Виды. Из собрания школьного музея "Родник"

Сообщение открывает серию публикаций о собрании музея "Родник" средней школы села Угодичи Ростовского района Ярославской области.
Представляем вашему вниманию фотографии с видами села второй половины XX в. Автором фотографий является Валентин Федотович Ясонов, краевед, директор школы. Их пересъемку в фондах школьного музея произвел Валерий Александрович Абрамов, 11.10.2013.
Село Угодичи. Ул. Никольская, 1954 г.
Вид улицы с юга на север. Справа дом детского сада, где ранее размещалось волостное правление и земское училище. Далее справа - дом который занимали детские ясли, ранее - дом крестьян Барановых. Слева одноэтажные бревенчатые дома, между деревьями видна крыша двухэтажного дома Дюковых. Вдали - Никольская церковь.

Из прошлого фабрики "Рольма": "наша советская свадьба" и "звездины"

газета "Путь к коммунизму", 
№ 170, 24.10. 1973
Они были первыми
На улицах Ростова нередко можно видеть украшенные лентами и цветами автомашины. Прохожие останавливаются, смотрят доброжелательно вслед, улыбаются. Это свадьба, наша советская свадьба!
Новые обряды стали обычным явлением. А где их истоки, кто первый пошел по этому пути? Об этом рассказывают интересные документы, хранящиеся в Ростовском филиале Государственного архива.
Застрельщиками всего нового в Ростове были рабочие фабрики "Рольма". Пятьдесят лет назад по инициативе партийной, комсомольской и профсоюзной организации женсоветом проводилась большая массово-разъяснительная работа среди рабочих, особенно среди женщин. Их призывали порвать с религиозными обрядами, верованиями, старыми привычками. Работницы откликнулись на призыв и сознательно вступили на новый путь...
Рабочие фабрики не только принимают участие в проведении крестин, свадеб по-новому, но и создают свои обряды. Наиболее характерными из них явились звездины вместо крестин... Так. заручившись согласием молодых родителей, первые звездины было намечено провести в двадцатых числах января 1924 года. Но 21 января умер В.И. Ленин, траурные дни длились до 27 января - день похорон великого вождя. Вечером в этот день в рабочем клубе и состоялись звездины. Вот как они описываются в сообщении для местной газеты "Трудовые дни": в рабочем клубе имени В.И. Ленина 27 января 1924 года в 6 часов вечера состоялись пролетарские звездины. Рабочих собралось около 200 человек. Зал был декорирован и ярко освещен. Пришли представители РКП(б), РКСМ и профсоюзных организаций. Принесли ребят, и звездины начались исполнением "Интернационала". Был избран президиум. Товарищ Валенков сделал доклад о значении крестин по-новому. С приветствиями выступили как представители организаций, так и сами рабочие. Детям дали революционные и мена - двум девочкам - Роза )в память Розы Люксембург) и одной - Клара (в честь Клары Цеткин). Родителям были вручены подарки - рубашечки с красной звездой, одеяльце и другие вещи. Собрание закрылось пением песни "Смело, товарищи, в ногу".
Мы попытались разыскать тех людей, которые 50 лет назад, будучи молодыми родителями, отказались от крещения своих детей, и тех, чья жизнь тогда еще только начиналась. Наши поиски увенчались успехом.
Встретились с Олимпиадой Василеьвной Фомичевой. Она подробно рассказывает о тех далеких днях. Ее муж Иван Антонович Фомичев (его уже нет в живых) работал на фабрике в чесальном производстве, она - в прядильном. В декабре 1923 года у них родилась дочь, которую в январе 1924 года зарегистрировали в звездинах под именем Клара.Девочка росла старательной, трудолюбивой. Окончила городскую среднюю школу № 2. В Великую Отечественную войну Клара работала на трудовом фронте - рыла траншеи, ухаживала в госпитале за ранеными. Затем по комсомольской путевке уехала в Приморский край на новостройку. Вышла замуж, создав хорошую, крепкую семью. Вступила в члены КПСС. Сейчас живет и работает в одном из совхозов Оренбургской области. Имеет четверых детей. Пользуется уважением и доверием у односельчан: неоднократно избиралась депутатом местного Совета.
В семье Фомичевых, кроме Клары, выросли еще дети Нина, Борис, Владимир, у которых уже свои семьи. О.В. Фомичева член КПСС с 1932 года. Сейчас она готовится к обмену партийного билета.
Разыскали мы и женщину, которой было дано имя Роза. Ею оказалась Роза Дмитриевна Соловьева (девичья фамилия Волкова). Ее отец, Дмитрий Михайлович Волков, член КПСС с 1924 года, работал на фабрике в прядильном производстве, затем был выдвинут на должность заведующего парткабинетом, редактора газеты "Большевистский путь", инспектора райфо. Умер в 198 году. Мать, Павла Абрамовна Волкова, член КПСС с 1928 года, работала в прядильном производстве фабрики. Как активная общественница была направлена на работу сначала инспектором охраны материнства и младенчества при здравотделе, затем заведующей детяслями, секретарем парторганизации кофе-цикорной фабрики. Роза Дмитриевна Соловьева десять лет работала старшей пионервожатой в городских средних школах № 1 и № 2. 20 лет руководила танцевальным кружком при Дворце пионеров, с апреля 1973 года - директор Ростовского Дома работников просвещения. Много труда и заботы вложила Роза Дмитриевна в воспитание подрастающего поколения, Ее труд отмечен двумя правительственными медалями и значком ЦК комсомола, 12-ю Почетными грамотами, среди них одна грамота ЦК ВЛКСМ и две - обкома ВЛКСМ.
...в Ростове за второй квартал 1973 года было зарегистрировано 118 браков, из них в торжественной обстановке - 111. 123 рождения, из них торжественно зарегистрировано 108.
Одно поколение сменяет другое. И новые обряды прочно вошли в быт советских людей.
Н. Агапитова, мл. н.с. филиала ГАЯО.

К истории ГИС: интервью по случаю Дня памятников и исторических мест.


Было опубликовано в Ростовском вестнике 18 апреля 2013 года. О целях, задачах и свершениях))

понедельник, 25 ноября 2013 г.

Угодичи. Крестьянские дома. Дом Барановых

Дом Барановых. Лицевой фасад. Вид с запада, с Никольской улицы.
Фото: здесь и ниже - В.А. Абрамов, 3.10.2013.
Адрес: село Угодичи, ул. Никольская, дом №4.

Дымники












воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Угодичи: «Котцы́»

В маршрутах музейной экспедиции в село Угодичи первый раз в жизни я услышал от старожилов слово  «Котцы́». Причем данное слово употреблялось применительно не к рыболовству, как собственно у Владимира Даля, а в другом значении, было связано с огородничеством, с хранением лука. Отмечу, что в Поречье такого слова не знают. Но знают в селе Сулость.
Вопрос надо было изучить...

Угодичи. Крестьянские дома. Дом Ковансковых

Фотографии здесь и ниже: Валерий Александрович Абрамов, 10.10.2013.  
 Адрес: село Угодичи Ростовского МР, ул. Банная, дом №4.
Описание: дом жилой, одноэтажный, бревенчатый, обшитый тесом, под трехскатной крышей, покрытой шифером. Тремя окнами лицевого фасада обращен на восток, к улице. Окна имеют резные наличники. С южной стороны к дому примыкает обширная тесовая холодная двухуровневая пристройка с прямым лестничным маршем. В интерьере изразцовые лежанка и русская печь. Пространство избы около устья печи отделено от горницы тесовой перегородкой. С запада к дому примыкает бревенчатый двор.
Легенда: хозяйка дома - Александра Ивановна Кованскова, (1928 г.р., 10 октября), рассказывает: "...дом построен дедушкой и бабушкой после того, как они поженились. Дед - Александр Ковансков работал в угодичском пожарном депо, умер до Великой Отечественной войны, ему было около 70 лет. Бабушка Екатерина умерла в 1943 г., ей было за 80 лет". Таким образом, постройку дома можно отнести к 1880 гг. "Дом был вначале в пять окон по фасаду, - говорит далее Александра Ивановна, - позже два окна сломали, сделали "Тераску". Раньше на доме была надпись, когда он был построен.
При доме были две коровы, лошадь. Мы были огородники. На май - всегда копка гряд. Сажали огурцы, лук, морковь, свеклу, горох - мало. А еще картошку и цикорий. У многих хозяев в Угодичах были цикорные сушильни. У нас на краю участка стояла такая сушилка, был колодец. Дед отправлял цикорную сушку в Гатчину. Нас за эту сушилку чуть не раскулачили". Важно, что от оборудования цикорной сушилки в доме сохранилась одно из сит (См. фото). Форма сита говорит о том, что сушилка была "Карусельной", а не с обжарочным шкафом. То есть, в специальной камере, вокруг крутящегося штока устанавливалось несколько таких сит. На штоке могло быть несколько уровней, рядов сит. Резанный цикорий раскрадывали на сита, шток с ситами крутился, когда в камеру с ситами подавался жаркий дым  от печи.

пятница, 22 ноября 2013 г.

Пахнет мандаринами? Значит, где-то рядом - елка, скоро Новый год


Это было в декабре 2010 года. В Кекинском доме открылась новогодняя выставка. 
И без мандаринов народ принялся вспоминать детство. Народ это был, в основном, лет моих или даже старше. Или чуть младше - в общем, советское детство нас объединяло. Все, что увидели на той новогодней выставке, - было из нашего детства. 
В самое сердце меня поразила толпа дедморозов. Кто в комплекте со снегурочками, кто без оных - сгрудились они на белом как бы снеге. Я их всех помню, я их видела год за годом в декабри-январи 1960-70-80-х. 
Елки на той выставке были все искусственные, но бумажные флажки на них были - настоящие, все тех же моих детских лет.
И была там плошка с мандаринами - на нее светила настольная лампа. И от нее мандарины сияли оранжевыми солнышками сквозь вязаные белые кружева. Одновременно это напоминало и о сугробах снежных - из моего детства, и - об уюте готовой к Новому году комнаты. В углу стоит елка, уже украшенная, а круг внимания сужен до пятна, очерченного настольной лампой. Елочные игрушки своими стеклянными округлостями и гранями ловят свет этой лампы, он пытается играть внутри стеклянных шаров, но гаснет. Центр предновогоднего жилья - не елка, а сияющие мандарины в снежно-белых салфетках.
И когда ж кончится это ноябрьская мгла!
Снова детское:
"Однажды Незнайка проснулся утром и почувствовал какое-то недомогание. У него ничего не болело, но было такое ощущение, будто он очень-очень устал и не в силах подняться с постели. Время, однако, подходило к завтраку, поэтому он кое-как встал, оделся, умылся, но, когда сел завтракать, почувствовал, что абсолютно не хочет есть.

Чьими трудами живут сады Ростовского кремля? Люция Никифорова

Попыталась найти свою корреспонденцию о Митрополичьем саде, о садовых делах вообще в Ростовском кремле, о планах по насаждению исторических роз, - помню, что было на старой сайте. Не нашла, видимо, ушло в историю, - не вспомнивши даты публикации, наверное, уже и не набрести(( Не удалось - но ощущения таки вспомнились, когда пересмотрела фотографии кремля и сада, когда делала перепосты для непонятно какого нового явления в интернет-жизни - постила.ру (которая, как понимаю, есть калька с пинтереста - фейсбука для дам)))
Да, искала публикацию - чтоб вспомнить настроение, в которое меня ввела работа над тем материалом. Было тогда все такое поздне-весеннее, природа жила и расцветала, бело-розовые яблони источали свет и аромат. И среди всего этого майского буйства ходила Люция Никифорова.
На базе моего начально-ботанического латинского произведу ее имя от слова свет. 
Сфотографировать ее трудно - смущается и убегает. Только вот так подкрасться - и запечатлеть во время рабочего процесса. Люда Манатова подтвердит - уговорить Люцию на съемку сложно. Хотя, как наблюдала не раз, перед камерой ведет себя наша садовница хорошо, говорит умно и взвешенно. А как иначе - если садовница музейная призвана работать не только руками, но и головой. Заведующая садово-парковым сектором - так должность называется. И под эту должность обязанностей - пропасть, в том числе и исследовательские, организаторские.
С Люцией очень интересно говорить в саду. Темы растут вокруг - окликаясь на один мой вопрос по частному поводу (скажем, а почему это на листьях липы такой странный налет, интересуюсь я), она выкладывает мимоходом ценнейшую информацию о начинающих реализовываться планах по планировке аптекарского огорода, ожидающихся посадках плодовых деревьев, кормушках для птиц - чтобы на яблонях и грушах не использовать ядохимикаты для уничтожения гусениц, птицы сад спасут... Тут же рассказывает о том, какие сведения отыскала в книгах, что привезла нового и интересного с конференции, какие полезные контакты установила с коллегами - садовниками, ландшафтниками.
Оценку работы Люции дает не работодатель, а сад, за которым она каждодневно наблюдает. Даже сейчас, в темные ноябрьские дни, в сад иногда заглядывает солнце небесное. И - Люция, чье имя я уже соединила со "светом"))
О, вспомнила еще одну свою статью про Люцию! Это я тогда писала, когда на сады напала бабочка боярышница со своими страшными гусеницами!


Нашла то свое произведение.

четверг, 21 ноября 2013 г.

ГИС "Ростовская земля": начиналось это так


Случайно попалась фотография на глаза - одно из первых совещаний по геоинформационной системе "Ростовская земля". Во что это вылилось, выросло - можно посмотреть здесь.
Снимок сделан 11 ноября 2010 года. Воды утекло много - а уж сколько в ГИС слоев наросло, сколько информации вбито! 
Не было на этом совещании Валерия Абрамова. Но ему предстояло выполнить огромную работу по фотофиксации окрестных сел и деревень, ландшафтов Ростовской земли.
В общем, краеведением в ростовских школах при таком информационном комплексе может не заниматься только очень ленивый. Или - не имеющий понятия о существовании интернета.


Тот, кто построил Ростовский музей церковных древностей

Нет, не Титов-Шляков.  Зякин!
Владимир Зякин в некий момент истории музея "Ростовский кремль" совершил подвиг - построил в Белой палате экспозицию, без которой кремлю существовать далее было просто неприлично. Это была реконструкция - по фотографиям и описаниям, с использованием подлинных экспонатов и подлинного музейного оборудования, - первоначального Ростовского музея церковных древностей. Такого, каким музей в Ростовском кремле начал складываться 130 лет назад, в 1883 году. 
Читателей, интересующихся исследованием, на основе которого шла реконструкция экспозиции, отсылаю к статье Владимира Васильевича в ИКРЗ-1993.
Экспозиция была построена в 1993 году, нынче, как понятно, ей исполнилось 20 лет. 
По мне, так эта экспозиция - сердце музея. Для музееведов, музеологов и просто честных музейщиков - грамотный и красивый пример и истории музейного дела в России.
Второй подвиг Зякина - экспозиция "Сияет злато и лазурь"
Обе экспозиции, на мой непредубежденный и непрофессиональный взгляд, просто красивы. Гармоничны, композиционно полноценны - красивы, и потому у подобных мне непредубежденных же посетителей первой реакцией бывает предсказуемый восторг: "Ааах!". А потом - смотреть-смотреть, рассматривать, вглядываться. И фотографировать, конечно, чтоб восторги свои овеществить и распространить. 
Кто такой Владимир Зякин? Зам. директора по экспозиционной работе. Ученый и художник, реставратор и строитель выставок, знаток анекдотов и экспозиционной работы... Наверное, более всего - художник все же, в широком смысле - творец, как нынче положено говорить - креативная личность. 
К тому же - играет на гитаре и поет))

вторник, 19 ноября 2013 г.

К 130-летию Ростовского музея. Музей в 1970-е - начале 1990-х гг.

Автор публикации: Александр Киселев.

С 1969 года музей получает статус государственного архитектурно-художественного музея-заповедника. Развитие массового туризма и открытие популярного маршрута «Золотое кольцо России» в 1970-е – 1980-е годы способствовали значительному росту посещаемости музея. В эти же годы в Ростовском кремле вместе с музеем располагался Международный молодёжный центр «Ростов Великий» («Спутник»), деятельность которого завершилась в начале 1990-х годов.
В 1987 году музей произвел замену колокольных балок Соборной звонницы, после чего, при участии музейных сотрудников, возобновляются знаменитые Ростовские колокольные звоны. В 1989 году в музее проводился II Всесоюзный фестиваль колокольной музыки, положивший начало Ассоциации колокольного искусства.
Автором практически всех фотографий является  Юрий Александрович Родионцев. 

Об этом и многом другом - на выставке "Фотолетопись Ростовского музея". Кремль, Красная палата, 2-й этаж.

Сотрудники Ростовского музея, фото начала 1970 г.

понедельник, 18 ноября 2013 г.

К 130-летию Ростовского музея. Кремль в 1970-е гг.

В подготовке празднования 130-летия ГМЗ "Ростовский кремль" приняли участие все подразделения музея. Для публикации данные фотографии предоставила бухгалтер ростовского музея - Ирина Викторовна Жукова. Представляем вашему вниманию фотографии Яковлева Валентина Владимировича (1945 г.р.), г. Москва. Художник, макетчик. Человек, с детства увлеченный фотографией. Валентин Владимирович часто бывал в Ростове. И почти всегда в его руках была фотокамера. Фотографии, со слов автора, датируются концом 1970-х гг.

суббота, 16 ноября 2013 г.

Почти по Марксу: эра первоначального накопления культурного капитала в Ростове

Когда в Ростове собрались поставить самоварный памятник В.И. Ленину, я от участников то ли обсуждения, то ли публичных слушаний услышала: "Хотят своему Ионе Сысоичу памятник ставить - пусть ставят в кремле. А мы хотим - Ленину!".

Ну, и эти люди с активной жизненной позицией поставили "своему" Ленину памятник в центре города. Мэрия, изобразив готовность обсуждать вопросы и слушать народ, - народ выслушала и изобразила готовность исполнять желания народа. 
Хочут - пусть получут.
Получилась очень цельная и ясная по смыслу композиция. Стоит вождь мирового пролетариата посреди древнего города, сориентированный - как храм. Задом на восток, лицом на запад, на заходящее солнце. На Успенский собор. На разваливающиеся кварталы центра города. 
Купцы, строившие здесь лавки и дома, старались на себя. И на город - когда строили Гостиный двор. Все же - на себя и в этом случае: город получал доход от сдачи лавок в аренду, вкладывал деньги в ремонт улиц и бульваров. Но - не в косьбу травы на валах, это работу город сдавал с торгов.
За годы Советской власти здания, составляющие эти кварталы, потеряли хозяев, побыли народным имуществом, дождались новых хозяев. Какие дожили - те и дождались. Некоторые не дожили, некоторые сейчас готовы сгинуть. Про них говорят о каких-то страшных "процентах износа". Понятное дело - изнашивали до последнего, до того, чтоб кирпичи в порошок рассыпались.
Новые хозяева сейчас пребывают в стадии первоначального накопления культурного капитала.
Этот процесс - гораздо более длительный, трудоемкий, мучительный даже - в отличие от накопления злата-серебра и ценных бумажек. И предсказать невозможно, чем в каждом конкретном случае завершится процесс.
Для иных, например, процесс может остановиться на моменте осознания важности устройства аптек - и они будут удивляться и удивляться: почему другие не разделяют их страсти к созданию аптек!
Другие всю жизнь проживут с соображением о том, что памятник - это Ленин, а столетний дом с резными наличниками - развалюха, которой надо сгореть, и красота будет - в ангарного типа ТЦ на месте пожарища.
Третьи деньги вложат не только в строительство аптек и памятников Ленину, оленю, лосю и какому-нибудь поречскому огурцу (или угодичской капусте?), но еще и в воспитание-обучение родных детей. И вот эти-то люди окажутся дальновиднее всех. Поскольку они вкладываются в будущее - и обеспечивают если не себе, то детям и внукам возможность накопления вот этого самого культурного капитала. 
Возможно, случится трагедия, возможно, кроха сын придет к отцу и спросит: "Отец, ты почто вот здесь древнюю постройку срыл - и поставил аптеку?!" И отец ответит: "Аптека - это ж хорошо!".
А сын (не кроха, наверное, а какой-нибудь уже противный подросток), обученный умными учителями, повидавший если не в России, то в Италиях-Британиях иное обращение с культурным наследием, будет гнуть свое: "Нет, папа, ты не прав. Ты загубил объект культурного наследия, и мне стыдно за тебя перед друзьями". 
И будет конфликт отцов-детей, внуков-дедов. Но будущее - за детьми. За внуками. Им предстоит виниться перед миром за проступки предков. 
Ох, "Ивановский текстиль" - обнаружила вдруг такую вывеску... Какие-то непонятные упражнения на вывеске с латинскими буковками.


  

пятница, 15 ноября 2013 г.

Ленин на простынях


Вернулся я из армии. Три года позади. Надо начинать новую жизнь. При Ростовском доме культуры была художественная мастерская.  Туда и устроился. И сразу получил выгодный заказ - написать портрет Ленина для села Сулость. Но, меня смутило одно обстоятельство. Почему мне дали этот заказ ? В бухгалтерии была толстая книга расценок на художественные работы.  Самыми дорогими были портреты.  Значит, мне дали заказ по двум причинам. Или сами боялись  или хотели от меня избавиться – сделает плохо, мы его и выгоним !
Купил две простыни. Мама сшила их. Натянул на подрамник и принялся творить. Конечно, было страшно. В этой технике я ни разу не работал – сухой кистью по ткани. Но, всё получилось ! Была комиссия из горкома партии. Портрет приняли и он долго украшал Сулостский дом культуры …
Валерий Абрамов 1970 год

четверг, 14 ноября 2013 г.

"Ростовская сюита". Промо-ролик



"Ростовская сюита". Промо-ролик. Композитор Андрей Дойников. Исполнители: Симфонический оркестр театра "Новая Опера", дирижер Дмитрий Волосников; Ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин"; Фольклорный ансамбль "Веретенце"; Содружество музыкантов "Этносфера".
Произведение основано на текстах св. Димитрия Ростовского о Богородице и написано к 130-летию музея "Ростовский кремль". Музыка сюиты - неповторимое сочетание древней духовной и фольклорной традиции, симфонической классики и современных стилей джаз и фьюжн.

среда, 13 ноября 2013 г.

К 130-летию Ростовского музея. Дендрохронологические исследования в Ростовской земле

Автор публикации: Владимир Мацковский.
10-11 ноября 2013 г. в рамках договора о научном сотрудничестве между государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» (ГМЗРК) и институтом географии Российской академии наук (ИГ РАН) была проведена экспедиция в Ростовский район Ярославской области. В экспедиции участвовали научный сотрудник лаборатории дендрохронологии ИГ РАН Мацковский В.В. и инженер-исследователь лаборатории климатологии ИГ РАН Морозова П.А.
Выезды из ГМЗ "Ростовский кремль" организовал зав. Археологическим отделом ГМЗРК Каретников А.Л. В экспедиционном маршруте в п. Поречье-Рыбное принял участие зав. Историческим отделом ГМЗРК Морозов А.Г.
 Экспедиция была приурочена к международной конференции «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции», посвященной 130-летию государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Накануне Мацковский В.В. сделал доклад на конференции на тему «Дендрохронологическое датирование «Часовни Кирилла» в Кирилло-Белозерском монастыре».

К 130-летию Ростовского музея: музей в 1925 г.

Фото П.С. Иванова, опубликованное Т.В. Колбасовой: "Фрагмент групповой фотографии сотрудников Ростовского музея Древностей. 1924. Частное собрание. Ростов"
О П.С. Иванове очень хорошо написала Т.В. Колбасова: "
Петр Сергеевич Иванов1 (1900 – 1941) принадлежал к коллективу незаурядных, талантливых сотрудников работавших в Ростовском музее Древностей в 1920-е гг. под руководством Д.А. Ушакова"

Ниже привожу его публикацию из малодоступного издания:

П. [С.] Иванов  Работа по изучению местного края // Известия центрального бюро краеведения. 1926, № 4 (апрель). С. 110-111.

—  110  —
Ростов (Ярославской губ.). Работа по изучению местного края в Ростовском Государственном Музее за последнее время главным образом была сосредоточена на обработке добытого летними экспедициями и обследованиями матерьялов экономического и этнографического характера. Часть помещений для бытового отдела отремонтирована и бытовой материал в них размещен в переработанном против прежней экспозиции виде.
Сотрудниками Музея продолжалось довольно интенсивное обследование церквей уезда, в значительной степени насыщенных памятниками древне-русского искусства. Обнаружение в ряде церквей уезда довольно большого количества памятников живописи (икон) XIVXVI ст., имеющих местные особенности и отличия, говорит о расцвете искусства в Ростовской области и позволит при дальнейших изучениях установить местную школу иконописи. Некоторые из памятников перевезены в Музей.
Сотрудниками Музея произведено обследование ежегодного гулянья в селе Шульце, бывающего 20 января, на которое съезжается много крестьян из окрестных местностей. Во время обследования сделано много ценных наблюдений, сделаны фотографии.
Экономическим отделом Музея собраны значительные статистические сведения о кустарных промыслах уезда.
Музей пополняется безостановочно. За январь-март поступило 279 предметов, библиотека Музея за те же 3 месяца пополнилась 339 экз. книг. Из поступивших предметов, помимо   памятников   древне-русского   искусства,   следует отме-

—  111  —
тить интересную коллекцию из глины производства Карашской волости, Ростовского уезда (58 предм.), среди которой особенно интересны современной работы фигурные кувшины (квасники), в которых удерживаются до сих пор формы XVIIXVIII ст. декоративные настольные украшения и художественно исполненные игрушки.
В Научном Обществе по изучению местного края продолжает интенсивно работать культурно-историческая секция. За 4 месяца заслушано 14 докладов.
100-летннй юбилей декабристов отмечен был выставкой в Музее и заседанием секции с докладом «14 декабря 1825 г. и декабристы-ростовцы А.М.Булатов и Д. А. Щепин-Ростовский» (И. О. Рынькова). По случаю 20-летия революции 1905 г. был организован вечер воспоминаний о 1905 г. в Ростове.
Экономическая секция, после заслушания доклада «Экономические предпосылки к исправлению границ Ростовского и Юрьев-Польского уездов в районе Лучковских крахмальных заводов» (Д.Н. Крюкова), вела работы по установлению и изучению экономического тяготения районов Ростовского уезда и прилегающих к нему районов других уездов, имеющие большое значение для правильного районирования. Производились работы по изучению охоты и рыболовства в уезде, по выявлению состояния кооперации (о результатах работ заслушаны доклады). Кроме того секцией произведено массовое обследование, с помощью учащихся девятилетки, когда-то знаменитой, одной из крупных в России, Ростовской ярмарки; ярмарка давно уже потеряла свое прежнее значение, сохранив, однако, и в настоящее время большое экономическое значение для уезда и прилегающих к нему районов других уездов, играя в экономике [в оригинале опечатка: «энономике» А.К.] местного края крупную роль. Обследование установило размеры и обороты ярмарочной торговли, места привоза товаров, состав товаров, цены на них и проч. Собранные материалы обрабатываются. Одновременно на ярмарке делались этнографические наблюдения и зарисовки.
Естественно-историческая секция занималась работами по изучению вредителей с.-х. и фауны уезда.
То сочувствие, с которым откликнулась учащаяся молодежь на призыв помочь в работах по обследованию ярмарки, и тот интерес с которым проводилась работа по обследованию ярмарки, поставили на очередь вопрос о вовлечении в краеведческую работу учащейся молодежи, до сих пор не достаточно широко вовлеченной в нее. В Техникуме Огородничества членами естественно-исторической секции уже проведены беседы о перелетах птиц в Ростовском уезде и организации фенологических наблюдений.
П. Иванов