четверг, 28 февраля 2013 г.

Валы

Ростовские огородники в отходе в Петербурге в начале XX в.

В ходе музейной собирательской работы в старом семейном альбоме одной из ветвей рода Костылевых пос. Поречье-Рыбное была обнаружена данная фотография.
Размер изображения: 23,2х17,2 см. Размер картонной основы: 28,2х21,1 см. Изображение: пятна, царапины, надрывы, утраты фрагментов. Картонная основа: царапины, надрывы, замины, утрата нижнего правого угла.
Описание: Групповой снимок на фоне открытого крыльца деревянного одноэтажного дома, обшитого тесом, крытого железом. На переднем плане, на ковре, раскинутом по дощатому полу сидят двое мужчин. одетые в пиджаки, рубахи-косоворотки, фуражки, штаны, сапоги. Один из них, слева, Василий Яковлевич Костылев (1885 - 1969). Перед ними маленькая собачка (щенок). На лавке сидят трое мужчин одетых более богато (белые рубашки, галстуки, часы с цепочкой), две женщины, с ними двое детей. Из них в центре мужчина и женщина - явно семейная пара с двумя маленькими детьми и взрослой дочерью. Скорее всего, хозяева огородного заведения. В третьем ряду стоят восемь мужчин, вероятно, работников, одетые в пиджаки, косоворотки, фуражки. Справа от группы стоит мужчина, одетый в косоворотку, штаны, пиджак, сапоги, фуражку, держащий за узду неплохого оседланного коня. На коне, в седле сидит мальчик лет трех, возможно еще один ребенок упомянутых хозяев. Слева, от группы, на той же лавке стоит граммофон.
Время года фотосъемки: у нескольких мужчин на фото в нагрудные карманы пиджаков вставлена ветка цветущей сирени. Сирень в Питере цветет в первой декаде июня-месяца.
Легенда: по воспоминаниям снохи В.Я. Костылева - Антонины Павловны Костылевой (Борисовой) (1921-1996) и его внучки - Нины Николаевны Морозовой (Костылевой) (род. в 1946.), Василий Яковлевич Костылев - восьмилетним ребенком был отправлен из Поречья в Петербург "в мальчики", где работал на огородах в помощниках у своих родственников. У Костылевых были в аренде два огорода. Однако, на данной фотографии Василий Яковлевич - огородник по найму в огородном заведении кого-то из поречских крестьян. Практически все, изображенные на снимке, хозяева точно, огородники с. Поречья в Петербурге. Но по именам и фамилиям сноха и внучка их не знают.
Выставки: данная фотография будет представлена на выставке "Ростовское огородничество..." в нынешнем 2013 г. в ГМЗ "Ростовский кремль".

среда, 27 февраля 2013 г.

Обращение


на фото: надгробие первой половины XVI века, вырытое и осквернённое грабителями в 2009 г. на объекте археологического наследия регионального значения «Филимоново. Селище XII – XVIвв.» (это место исторического погоста Марии Египетской, сейчас — урочище «Марья Святая»)


Уважаемые друзья, коллеги, соотечественники!

Прошу вас поддержать инициативу археологов России по сохранению нашего общего археологического наследия.


Это ответ на попытку грабителей (называющих себя «поисковиками») помешать принятию проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части предотвращения незаконной добычи и незаконного оборота культурных ценностей, имеющих археологическое значение)»


«Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу...

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма"



Я не раз писал в этом блоге о деятельности грабителей на территории Ростовской земли. Но фото всё прекрасно видно:



А вот пост Алексея Киселёва:

И ЭТО ТОЛЬКО САМЫЕ ВОПИЮЩИЕ ФАКТЫ.
Я был на всех памятниках археологии ростовской земли относящихся к железному веку и средневековью.
НА КАЖДОМ (!) ИЗ НИХ ЕСТЬ ГРАБИТЕЛЬСКИЕ РАЗРЫТИЯ.



КАЖДЫЙ ГОЛОС ВАЖЕН!

СПАСЁМ археологическое НАСЛЕДИЕ от разграбления ВМЕСТЕ!


Проект издательского дома "Ярослав Мудрый"

     Издательский дом "Ярослав Мудрый", начиная с 2010 года, готовит проект "Прогулки по Ярославии". Он представляет собой набор из книги, карты, музыкального диска и фильма в подарочном футляре. 
     В рамках проекта проводятся съемки достопримечательностей в городах и  окрестностях области. От Ростова репрезентируется два проекта - "Прогулки по Ростову Великому" и "Прогулки по Ростовскому кремлю". 

    Диск планируется выпустить к Международному дню музеев, 18 мая 2013 года. 
    В дальнейшем будут сниматься фильмы в г. Угличе и Рыбинске. 

Занятие по медицинской подготовке в Музейной гостиной

27 февраля 2013 года в 14.00 в Музейной гостиной сотрудник центральной районной больницы В.В. Арбузова провела инструкторско-методическое занятие по медицинской подготовке с заведующими отделов кремля.



вторник, 26 февраля 2013 г.

Уложение. Москва Печатный двор


Уложение. Москва Печатный двор, 21. 12. 1649 г.
Материал: бумага вержированная, краска типографская, дерево, кожа, металл.
Техника: печать типографская в две краски, переплёт.
Инв. Ц-2414
Формат: 20; размеры: 28,7 х 20 х 6,8 см.
Сохранность: нет л. 336 и всех пустых. Блок книги значительно обрезан, поэтому на многих листах срезаны номера статей и тетрадей. Листы книги потемнели, на них следы от затёков сырости, нижние углы затёрты. Многие листы, особенно в начале и в конце, монтированы по периметру вержированной бумагой. Текст утраченного л. 336 восстановлен на вержированной бумаге в два цвета почерком, копирующим шрифт книги. Утраченные фрагменты текста по листам книги восстановлены тем же почерком и способом.

Директор Ярославского зоопарка посетил ГМЗ "Ростовский кремль"

   25 февраля 2013 года директор Ярославского зоопарка Т.К. Бараташвили посетил ГМЗ "Ростовский кремль" с целью определения возможных путей сотрудничества. В рамках визита был осмотрен ландшафт, водоемы кремля, обсуждены технические возможности, которые может предоставить музей для осуществления выездной выставки. В ней, вероятно, примут участие пернатые. 
    Кроме того, Ярославский зоопарк станет партнером проекта "Карта гостя". 

понедельник, 25 февраля 2013 г.

Карашская керамика

КП-6571
Инв. № К-75
КУВШИН
Автор: неизвестен
Датировка: кон. XIX в.
Место создания: Российская империя.
Материал: глина, полива, ангоб.
Техника: гончарный круг, лепка, роспись ангобом, обжиг
Размеры: 30,5х24х24; дм. горла - 12
Музейная значимость: типичный
Литература: Калмыкова  Л.Э. Народное гончарство Московской области XIX - начала XX века. Москва. 1995 Кат. 77. С. 46
Поступил в 1979 г
Автор сообщения: Е.В. Брюханова

Карашская керамика

КП-15271
Инв. № К-679
КУМГАН
Автор: Балашов М.С.
Датировка: 1926 г.
Место создания: СССР, Ярославская губ., Карашская волость, дер. Лаврово
Материал: глина, полива
Техника: гончарный круг, лепка, тиснение, обжиг
Размеры: 44х23,5х9
Музейная значимость: типичный
Библиография издания: Полознева О.И. Керамика из Караша // Декоративное искусство. г. Москва. 1987. С. 48-49; Полознева О.И. Карашская керамика в собрании Ростовского музея: Каталог. Ярославль. 1997. Кат. № 27. С.106
Поступил в 1926 г. от Балашова М.С.
Старый № Э-926/10
Автор сообщения: Е.В. Брюханова

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Лекция "Об авторе Ростовского кремля"

24 февраля 2013 года в Музейной гостиной состоялась лекция «Об авторе Ростовского кремля». Лекцию читал заведующий архитектурным отделом Александр Гаврилович Мельник. Главный вывод: ансамбль архиерейского дома был построен в быстрые сроки, во время правления митрополита Ионы Сысоевича, он и является в полном смысле автором Ростовского кремля.



    

Курсы внештатных экскурсоводов

24 февраля 2013 года в Музейной гостиной состоялось очередное занятие курсов внештатных экскурсоводов. 


Старший методист научно-просветительского отдела Т.И. Козлова рассказала о лекциях, которые пройдут в марте.


Занятие провела старший научный сотрудник исторического отдела Н.В. Грудцына. Тема: "Место Ростова в истории и культуре России".

пятница, 22 февраля 2013 г.

Проект по продвижению туристических продуктов

        В рамках праздника Масленицы агенство по туризму г. Ростова организовало специальный проект по продвижению местных туристических продуктов. В связи с этим,  ГМЗ "Ростовский кремль" предоставил площадку для съемки праздничных гуляний. Записанные съемочной группой телеканала НТМ  ролики будут  транслироваться 10 марта  2013 года во время празднования Масленицы в г. Ярославле, а также на международной туристической выставке. 

среда, 20 февраля 2013 г.

Евангелие. Литва, Вильно, 30. 05. 1575


Евангелие. Литва, Вильно, 30. 05. 1575 г. Типография в доме Мамоничей, печатник Петр Тимофеев Мстиславец, на средства Ивана и Зиновия Зарецких.

Инв. Ц-5112

Материал: бумага вержированная, дерево, бархат, металл, кожзаменитель.

Техника: печать типографская в две краски, переплёт.

Формат: 20. Размеры: 34.5 х 23 х 8 см.

Сохранность: Нижние правые углы листов затерты, подклеены бумагой разного времени, нижнее поле обрезано до колонцифры. Бумага потемнела, в пятнах воска и от затеков сырости. На экземпляре прослеживаются два периода реставрации: 1) первый лист книги монтирован вержированной бумагой, возможно XVII в., той же бумагой подклеены поля ряда листов, тексты на полях вырезаны и наклеены на бумагу реставрации; 2) последние два сохранившиеся листа книги (391 и 392) вырезаны и монтированы русской бумагой с белой датой 1819 г.

Музейно-образовательная программа для учащихся "Ямские колокольчики и бубенцы"

   19 и 20 февраля 2013 года сотрудниками детского центра была проведена музейно-образовательная программа для учащихся "Ямские колокольчики и бубенцы". 
    В первой части занятия, проходившей в Музейной гостиной,  ребята узнали о колоколах, колокольном звоне и колокольчиках: чем они отличаются, когда и как их начали использовать. Вторая часть программы - посещение выставки "Ямские колокольчики и бубенцы из собрания Вячеслава Александровича Кима". Здесь у детей есть возможность не только увидеть колокола и колокольчики, но и послушать звук движущейся русской тройки, а также самим позвонить в колокольчики.

вторник, 19 февраля 2013 г.

Карашская керамика

КП-15362
Инв. № К -724
НАСТОЛЬНОЕ УКРАШЕНИЕ
Название: "Мавзолей В.И. Ленина"
Автор: Балашов М.С.
Датировка: 1925 г.
Место создания: СССР, Ярославская губ., Ростовский уезд, Карашская волость, дер. Лаврово
Материал: глина, полива
Техника: шликерное литьё, тиснение в форму, лепка, роспись цветными глазурями, обжиг
Размеры: 35х18,8х19,3
Поступило в 1926 г. от Балашова М.С.
Музейная значимость: типичный
Литература: Полознева О.И. Керамика из Караша // Декоративное искусство. 1987. № 10. С. 48-49.
Библиография издания: Полознева О.И. Карашская керамика в собрании Ростовского музея: Каталог. Ярославль. 1997
Старый № Э-926/3
Автор сообщения: Е.В. Брюханова

Пичугин А.Г. Панно. Басни Крылова.


Пичугин А. Г. Панно. Басни Крылова.

Ярославская обл., 1987 г.

Дерево, фанера, резьба, раскраска

217х112

В центре верхней части «рамы» расположен рельеф, выполненный по известному портрету русского баснописца И.А. Крылова, написанному К.П. Брюлловым. В «среднике» и «раме» отражены 70 сюжетов басен. Среди наиболее известных - «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Кот и повар».
Алексей Гаврилович Пичугин широкую известность получил в 80-е гг XX века, всю свою творческую энергию воплотил в многочисленных произведениях пластики. Мастер, несмотря на то, что пришлось пройти ужасы войны, немецкого, а затем советского плена, видит и отображает мир светло, радостно и благоговейно. (По воспоминаниям мастера, один год в советском лагере можно считать за 4 - в немецком). Имел высшее педагогическое образование, трудился в селе Вощажниково Борисоглебского района Ярославской области, где показал себя мудрым учителем. Сам автор часто говорил своим гостям, что подарит эту работу тому, кто сумеет отгадать все сюжеты – такого человека не нашлось до сих пор.


Автор: И. З. Зубец

понедельник, 18 февраля 2013 г.

Поречье-Рыбное: крестьянские дома. Дом Халтобиных


Вид с юго-западной стороны. Фото А.Г. Морозова. Сентябрь 2012.

Вид с юго-восточной стороны.
Адрес: п. Поречье, ул. Кирова. д. № 31. Старое название улицы: «Верхний посад». Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX вв.
Описание: одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное в передней части здание, под вальмовой железной и шиферной крышей. Строение вытянуто с запада на восток, южной лицевой стороной вдоль улицы. В настоящее время здание имеет западное крыло и восточное. Плоскости фасадов делят широкие плоские лопатки по углам и симметрично между окнами. Стены завершены небольшим одноступенчатым карнизом – полочкой. Все окна имеют большие довольно тяжелые барочные(?) наличники. Окна бокового западного и тылового северного фасадов несут кованые решетки. Все окна, судя по кованым петлям, имели железные ставни. Единственная кованая ставня сохранилась на одном из окон северного фасада.
С северной стороны к дому, по воспоминаниям старожилов, в первой половине XX в. примыкал бревенчатый двор и другие хозяйственные пристройки. С восточной и с западной сторон к зданию примыкают деревянные остекленные крылечки.
Внутренняя планировка содержит в настоящее время три помещения по два окна вдоль лицевого фасада, ранее сообщавшиеся анфиладой. За ними, параллельно лицевому фасаду ранее через все здание шел сквозной коридор, имеющий цилиндрический свод. Практически все помещения имеют потолочную и настенную лепнину. Однако в первой половине – середине XX в. средняя часть коридора была разобрана вместе с капитальными стенами, а торцы заложены. За упомянутым коридором в западной части здания частично сохранились мощные своды с распалубками окон. В северо-западной части дома в указанный период своды были обрушены и эта часть здания превращена во двор с хлевом. Однако на стенах можно обнаружить пяты сводов. Судя по восточной стене западного крыла, пространство между восточным и западным крыльями ранее представляло собой часть дома, которую в советское время просто разобрали на кирпич. Отопление здания печное и лежаночное. В юго-западной части дома ветхая печь и лежанка с белыми изразцами.
Легенда:  в период с начала XX в. и по 1996 г. ¾ дома принадлежали поречской семье Халтобиных. В первой половине XIX в. дом принадлежал роду Кутинских.
Литература:
Морозов А.Г. Материалы к топонимическому словарю Ростовского муниципального района: топонимия Поречского сельского округа на рубеже XX-XXI вв. // СРМ. Ростов, 2010. Вып. XVIII. С. 168.  (см. топоним №26).
Охрана: здание в своде памятников местного районного значения. Работа по постановке на учет проведена в 1980-1990-е гг. А.Г. Мельником.

КОНЦЕРТ В РОСТОВСКОМ МУЗЕЕ

17 февраля 2013 года в Киноконцертном зале «Былинник» Ростовского музея состоялось выступление оркестра русских народных инструментов Ростовского муниципального района (художественный руководитель и дирижёр Игорь Макарович Шевченко). Тема – «Музыка и кино». 

ЛЕКЦИЯ "СИСТЕМА ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ В XVIII В."

17 февраля 2013 года в Музейной гостиной Ростовского кремля состоялась лекция «Система перевозок в России в XVIII в.». Лекцию читала научный сотрудник Отдела фондов Татьяна Юрьевна Субботина. Татьяна Юрьевна рассказала об истории ямских перевозок в России и, в частности, Ростове и Ростовском уезде в XVIII в.: их регламентации и разновидностях, функционировании почтовых станций. Слушатели задали лектору вопросы, на которые получили ответы.
     После лекции Т.Ю. Субботина пригласила слушателей на экспозицию «Ямские колокольчики и бубенцы из собрания Вячеслава Александровича Кима», где рассказала об истории появления, производства и распространения поддужных колокольчиков в России. Она познакомила посетителей с ямскими колокольчиками, рассказала об исторических предшественниках поддужных колокольчиков – церковных колоколах; подвешивавшихся скоту подшейных колокольчиках, боталах и других разновидностях колокольчиков. 


пятница, 15 февраля 2013 г.

Групповой снимок отряда, направленного для подавления мятежа в Ярославле


 
Групповой снимок отряда, направленного для подавления мятежа в Ярославле

 

КП- 17575, ФТ-64
Предметный классификатор: фотография
Название: Групповой снимок отряда, направленного для подавления мятежа в Ярославле.
Датировка: 1918 г.
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать
Размеры: 20,2х29 см
Состояние сохранности: удовлетворительное
Источник поступления: ранее незаинвентаризированный фонд
Музейная значимость: краеведческая
Тематическая рубрика: Становление советской власти в Ростове

Автор текста: Светлана Митина

среда, 13 февраля 2013 г.

Карашская керамика

Этим сообщением мы начинаем публикацию предметов народной керамики коллекции ГМЗРК. Ростовская земля – древний керамический центр. В результате археологических раскопок на её территории найдены керамические изделия эпохи неолита. Со второй половины XIX в. известны несколько здешних центров по производству керамических изделий: Карашская, Щениковская, Перовская, Нажеровская и Вощажниковская волости (современные Ростовский и Борисоглебские районы Ярославской области и Ильинско-Хованский район Ивановской области). Карашский район – один из самых известных. Сбыт гончарные изделия находили в селе Караш, Ростове, а также во Владимирской губернии. К концу XIX в., когда основная часть товаров на известную Ростовскую ярмарку привозилась, керамика неизменно поступала из Ростовского уезда. Гончарные произведения конца XIX - начала XX вв. хранящиеся в музее демонстрируют разнообразные технические приёмы: это и гончарный круг, и лепка, и тиснение в форму.
В 1997 году почти полный каталог произведений мастеров Карашской керамики был издан в сборнике Музеи Верхней Волги: Проблемы, исследования, публикации. Ярославль, 1997. С. 96-128. Однако в издании полностью отсутствовали фотографии. Таким образом, размещая уже известные сведения об экспонате, мы соединяем их с изображением предмета и тем самым более органично вводим предмет в научный оборот.

КП-15267/1
Инв. № К-683/1
КУМГАН
Автор: Балашов М.С.
Датировка: 1926 г.
Место создания: СССР, Ярославская губ., Карашская волость, дер. Лаврово
Материал: глина, полива
Техника: гончарный круг, отминка в форму (?), лепка, тиснение, обжиг
Размеры: 39,5х23,5х7.5
Надписи, подписи: На сторонах тулова - рельефная надпись (после каждого слова – крест): "Христос + воскресе + воистину воскресе+"
Сохранность: небольшие трещины
Музейная значимость: типичный
Литература: Полознева О.И. Керамика из Караша // Декоративное искусство. 1987. С. 48-49
Библиография издания: Полознева О.И. Карашская керамика в собрании Ростовского музея: Каталог. Ярославль. 1997
Поступил в1926 г. от Балашова М.С.
Старый № Э-926/9а
Автор сообщения: Е.В. Брюханова

ПЕРВАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ «РОСТОВСКАЯ МАСЛЕНИЦА» В РОСТОВСКОМ МУЗЕЕ

13 февраля 2013 года в Ростовском музее  состоялось первое интерактивное занятие «Ростовская масленица», участниками которого были ученики 2 «Г» класса Ростовской гимназии им. А.Л. Кекина (учитель Эльвира Валентиновна Андреева).
Программа занятия включала посещение экскурсии по выставке «Пряники русские, пряники ростовские» (автор и ведущий – старший научный сотрудник Ирина Зауривна Зубец), в ходе которой учащиеся познакомились с традициями употребления пряников на Руси и их разновидностями, узнали, что на Масленицу выпекали особые, масленичные  пряники.
После экскурсии в Арт-студии «Зелёная полоса» (руководитель: Лариса Алексеевна Ельникова) состоялся мастер-класс «Масленичный подарок»: из солёного теста дети изготовили пряники «Масленица», которые унесли в самодельных корзиночках.
Занятие закончилось подвижными играми под музыку.

вторник, 12 февраля 2013 г.

Поречье-Рыбное: пожарная дружина - профессиональная пожарная часть №51.


Обработка фотографии: Л.Ю. Мельник. 
В ходе собирательской  работы, в пос. Поречье была обнаружена фотография пожарной дружины начала XX в. Фотография хранится в семье Ивановых. Юрий Сергеевич  Иванов в конце XX в. являлся начальником поречской профессиональной пожарной части  - ППЧ 51.
Выражаю благодарность его супруге - Анне Никитичне, предоставившей возможность сканировать фотографию. Анна Никитична также работала в ППЧ 51, инженером по комплектации. Фотография, по легенде - с момента съемки,  всегда висела в стенах зданий, которые  в XIX в. - нач. XXI в.  занимала пожарная часть.
Итак, представленные ниже первые две фотографии, когда-то были склеены в одно изображение и помещены на картонную основу. Размеры картонной основы 47,5х23 см.  всего изображения 41х16. Шов склейки практически вертикальный, в середине. Длина обоих частей изображения от края до шва - 20,2 см. Автор: неизвестен. По лицевой стороне фотография, к сожалению, оклеена клеенкой, удалить которую сейчас может только реставратор.

Концерт оркестра русских народных инструментов в Ростовском музее. Фоторепортаж

6 февраля 2013 года в рамках визита делегации иностранных и российских специалистов в Ростовское подразделение ОАО «Сыктывкар Тиссью Групп» в Белой палате Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» состоялось выступление оркестра русских народных инструментов Ростовского муниципального района (художественный руководитель и дирижер – Игорь Шевченко).

Муниципальный этап XI Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций

7 февраля 2013 года состоялся муниципальный этап XI Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» представил два проекта: «Комплексная музейно-образовательная программа для детей дошкольного и школьного возраста «В гостях у прошлого»» (авторы: Битнер Елена Александровна, заведующий Детским музейным центром; Гурьева Елена Николаевна, методист Детского музейного центра) и проект Арт-студии «Зелёная полоса» (автор – Ельникова Лариса Алексеевна, заведующий культурно-массовым отделом). С проектами музея в течение всего выставочного дня ознакомились педагоги образовательных учреждений: детских садов, школ, учреждений дополнительного образования детей. И это прекрасная возможность популяризации деятельности музея, презентация наших возможностей для местного сообщества. Искренне благодарю авторов проектов - сотрудников музея с блестящей победой и выходом на международный этап (!) Ярмарки, который пройдёт в апреле текущего года. Особо отрадно то, что оба проекта были высоко оценены компетентными экспертами: представителями Министерства образования и науки Самарской области, Департамента образования Ярославской области. 

Видео: Поречье и Ростов в 1972 году.

В ролике - уникальные кадры 1972 года центра пос. Поречья, снятые с 1-го яруса колокольни церкви Никиты Мученика, рыбалка на реке Саре. Кадры, показывающие в домашней обстановке заслуженного учителя РСФСР Анну Александровну Дьяконову, которая с дореволюционного времени и всю дальнейшую жизнь проработала в поречской школе. Кроме Поречья, здесь запечатлены ростовский кремль, Успенский собор и озеро Неро.



Данный ролик был получен из города Екатеринбурга от Владимира Виноградова. Владимир -  автор ролика и родственник  Анны Александровны Дьяконовой.

Благодарю Сергея Григорьева за помощь в обработке и размещении видео файла в блоге.

ИНТЕРАКТИВНО-ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА «1812 ГОД И ЭПОХА НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН В СОБРАНИИ РОСТОВСКОГО МУЗЕЯ»

11 февраля 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась интерактивно-экскурсионная программа «1812 год и эпоха Наполеоновских войн в собрании Ростовского музея». Участниками мероприятия были дети из Социально-реабилитационного центра для детей и подростков «Огонёк» и ростовские пенсионеры. В рамках программы состоялась экскурсия по выставке «1812 год и эпоха Наполеоновских войн в собрании Ростовского музея» (ведущий – заведующий Историческим отделом Александр Геннадьевич Морозов). Затем в рамках работы Арт-студии «Зелёная полоса» (руководитель – Лариса Алексеевна Ельникова) прошёл мастер-класс: дети и взрослые изготовили памятные открытки с копиями гравюр и украсили их.

понедельник, 11 февраля 2013 г.

Евангелие. Литва, Вильно, типография Мамоничей

 
 

Евангелие. Литва, Вильно, типография Мамоничей, 17. 07. 1600 г.
Инв. Ц-4988
Размеры: 30,5 х 20 х 7,5 см.
Материал: бумага вержированная, краска типографская, дерево, ткань.
Техника: печать типографская в две краски, переплёт, чеканка, литьё.
Гравюры:4 евангелиста, символ распятия.
Орнамент: заставок 11 с 10 досок; концовок 2 с 2 досок; инициалов 4 с 4 досок; рамки на полях 16 с 9 досок.
Сохранность: бумага многих листов пожелтела, в пятнах от затёков сырости и немногочисленных пятнах воска, многие листы с утратами правого нижнего угла. Многие листы реставрированы бумагой XIX в.: срезаны и подклеены фрагменты правого и нижнего полей, текст дописан полууставом, копирующим шрифт книги, в два цвета; той же бумагой подклеена гравюра, утраченные части рисунка неумело дорисованы; последний лист книги наклеен на предыдущий.

ЛЕКЦИЯ «КНИГИ КИРИЛЛИЧЕСКОГО ШРИФТА XVI – XVII ВВ.»

10 февраля 2013 года в Музейной гостиной Ростовского кремля состоялась лекция «Книги кириллического шрифта XVIXVII вв.». Лекцию читал старший научный сотрудник Исторического отдела Александр Викторович Киселёв. Он затронул вопросы, связанные с историей возникновения книгопечатания в России и за её пределами; техникой, технологией и особенностями изготовления, декорирования и реставрации книг кириллической печати. Оживление у зрителей вызвало цитирование обнаруженных в книгах записей, которые были оставлены их бывшими пользователями. Подводя итог своему сообщению, автор отметил, что книги кириллической печати — важный исторический источник, предоставляющий разностороннюю информацию. После лекции слушатели задали лектору вопросы, на которые получили исчерпывающие ответы.

воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Пуговица



Пуговица

Датировкавек
Материалбронза
Техникалитьё
Размеры1,4х1,15х1,15 см.
Происхождение: найдена в 2012 г. во время исследований Археологического отряда Комплексной научно-исследовательской и собирательской экспедиции музея-заповедника «Ростовский кремль» на селище Теханово (Сарское 2) (подробнее об исследованиях здесь).
Музейная значимостьтиповой предмет. Однако он представляет особый интерес как часть комплекса предметов, обнаруженных на селище, которое является остатками сезонного лагеря воинов и торговцев близ Сарского городища.
Литература: -

Предмет можно увидеть в зале № 3 «Меря в VII – X веках» (витрина № 4) экспозиции «Ростовская земля и Ростов в VII – XV веках».
Она располагается на втором этаже Государских хором (Красная палата) Ростовского кремля.

Это сообщение продолжает публикацию предметов, представленных в экспозиции «Ростовская земля и Ростов в VII – XV веках».


Экспозиция открылась 24 августа 2012 г.
Она располагается на втором этаже Государских хором (Красная палата) Ростовского кремля.
Авторы экспозиции: Алексей Каретников, Александр Мельник, Сергей Сазонов
Монтаж: Константин Ляпин.

Текст сообщения – Алексей Каретников
Фото сообщения — Валерий Абрамов
Дизайн сообщения – Елизавета Зеленцова

пятница, 8 февраля 2013 г.

Пичугин А.Г. Панно. Боярыня Морозова


 
Пичугин А.Г. Панно. Боярыня Морозова.

Ярославская обл., 1977 г.

Дерево, резьба, раскраска

48х97х11

По одноименной картине Василия Ивановича Сурикова (1848—1916), хранящейся в Третьяковской галерее. В отечественной исторической живописи она является непревзойденной по глубине проникновения в характер русского народа.

Героиня картины - Феодосия Морозова (1632—1675), родственница царя Алексея Михайловича, вдова боярина Г. Морозова, увлеченная речами протопопа Аввакума. «За противление царю и патриарху была арестована и сослана в Боровск, где и умерла от голода и мучений «в земляной тюрьме».

 

Алексей Гаврилович Пичугин (1909-1999 гг.) рос в старообрядческой семье. Работал до войны учителем в сельской школе. Воевал, попал в плен, после освобождения - снова на фронт. Вернувшись домой, работал директором школы. Был репрессирован, после реабилитации - вновь в школу: преподавал русский язык, литературу, труд, вел кружок резьбы по дереву. После выхода на пенсию все свободное время посвятил созданию полихромных рельефов из дерева, украсив ими все стены своего дома. Среди работ А.Г. Пичугина, имеющихся во многих музеях, – натюрморты с цветами, реплики на классические произведения русской живописи, иллюстрации к произведениям литературы, архитектурные пейзажи.


Автор текста: Зубец И.З.

Портрет Чуева В.Н. - члена военно-революционного совета, участника I-го партизанского отряда.


Портрет Чуева В.Н. - члена военно-революционного совета, участника I-го партизанского  отряда.

 
КП-19940, ФТ-2299

Предметный классификатор: фотография
Название: Портрет Чуева В.Н. - члена военно-революционного совета, участника I-го партизанского  отряда.
Датировка: 1918 г.
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать
Состояние сохранности: удовлетворительное
Сдатчик: Морева А.И.
Источник поступления: от Моревой А.И.
Дата поступления: 10.10.1957
Способ поступления: дар
Музейная значимость: краеведческая
Тематическая рубрика: Становление советской власти в Ростове.

 

В названии фото неверно указаны инициалы. Снимок датирован 1918 годом. В архивных документах периода гражданской войны фигурируют два человека по фамилии Чуев: Чуев Владимир Дмитриевич и Чуев Николай Дмитриевич. Оба они в феврале 1918 года записались добровольцами в 1-й Ростовский партизанский отряд под командованием С.И. Абрамовича. Какие либо сведения о Чуеве Николае Дмитриевиче после отправки партизанского отряда из города отсутствуют.

В фондах музея имеются и другие фотографии изображенного на данном фото человека, где он обозначен как Чуев Владимир.

Чуев Владимир Дмитриевич родился в 1900 году в Ростове. Окончил высшее начальное училище. До 1918 года работал табельщиком на фабрике А.Л. Кекина. В Ростове проживал по адресу: ул. Ярославская, 74. 23 октября 1917 г. от рабочих избран в комиссию по выборам в учредительное собрание. С марта по август 1918 года – красноармеец 1-го Ростовского партизанского отряда (полка), секретарь партийного комитета.

По возвращении в Ростов член исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 15 октября 1918 года назначен заведующим общим отделом и секретарем Ростовской уездной чрезвычайной комиссии. 15 апреля 1919 года, после расформирования в Ростове ЧК, избран в отдел труда исполкома. В 1920 году входил в комиссию по ревизии и обследованию мест заключения в городе и уезде. 9 декабря 1920 года избран в организационную и мандатную комиссию XI Съезда Советов. С 15 февраля 1921 года секретарь парткома и член президиума РКП (б).

 

Автор текста Митина Светлана

четверг, 7 февраля 2013 г.

КОНЦЕРТ ДЖАЗ-КВАРТЕТА ИГОРЯ ВОЛОДИНА 6 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА. ФОТОРЕПОРТАЖ

6 февраля 2013 года в Ростовском кремле состоялся концерт джаз-квартета Игоря Володина.
Состав квартета: Игорь Володин – клавишные (Тихвин), Стас Майнугин – саксофон (Ярославль), Юрий Грибецкий – бас (Тихвин), Олег Юданов – ударные (Архангельск).

среда, 6 февраля 2013 г.

Крест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым на могиле сына Ильи у ростовской церкви Воскресения



Крест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым 
на могиле сына Ильи 
у ростовской церкви Воскресения

 


Датировка1458 г.
Материалбелый камень (известняк)
Техникатёска, шлифовка, резьба
Размеры96,5х38х10,5 см
Происхождение: из ростовской церкви Толгской, в которую он был передан из упразднённой деревянной церкви Воскресения.
Надписи, подписи:
По А.В. Орешникову:
"В лет 6967 мца Ноеврия 7 на памят стых мчнкъ 30 и 3 в Мелети при благовернем великом княз Васильи Васильевич всея Рус при великом княз Иване Васильевич при митрополит Ионе всея Рус при къняз Володимере Андреевич Ростовьском и при ег брат и при архиепс(ко)пе Феод(о)си Ростовьском преставися рабъ Бжии Илья Стеф(а)новъ снъ дьяков положен быс в Ростове оу стго Воскресения и аз многогрешныи Стеф(а)нъ дьяк о(те)ць его поставих крстъ си над гробом сна своего и дал есми по нем великому Воскресению 2 деревни Волково с Трызорливым да Лобково с Лисициным и с тех деревен попу с дьяконом половина жит а черничам воскресньским половин жит дал есмь Воскрснию в дом 10 рублев попу 6 дьякону 4 а прИказываю дому Воскрсния смотрити гсну (господину) Ивану Дмитриевич зятю и Аликсею Полиектович и его сну Раману а кто похоче из дому Воскрсния что взяти или деревни купити или продати сино с теми имею суд во второе пришествие пред самем Хсмь (Христомъ) а по сну моем Илье по вся субот поют два попа с дьяконом вес род нашь поминают"
Музейная значимостьуникальный предмет. Крест является произведением московского элитарного искусства середины XV века. В отличие от подобных произведений, предмет имеет уникальную сохранность. Кроме того, на кресте имеется пространная надпись, которая является важным источником по истории Ростовского княжества (письменных данных за XV в сохранилось очень мало). В тексте надписи упоминается последний ростовский князь Владимир Андреевич и его брат (не назван по имени). Через 16 лет после изготовления креста они продали оставшуюся у них часть княжества Ивану III (который тоже упоминается в тексте надписи как соправитель своего отца Василия Тёмного).
Литература (основная): Орешников А. Памятник XV века, находящийся в Белой палате в Ростове // Археологические известия и заметки. Москва. 1894. № 11. С. 342-352; Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV — первой четверти XVI в. //Археология СССР. Свод археологических источников. Е1-49. Москва, 1971, С. 29-30, 92-94 (№ 100); Пуцко В.Г. Белокаменный крест 1458 года Дьяка Стефана //Byzantinоslavica. 1976. Т. XXXVII. С. 201-214; Пуцко В.Г. Белокаменные резные кресты XV-XVI вв. в Поволжье. // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XI. Ростов, 2000. С. 66-71.
Литература (основная) о заказчике: Пономарева И. Г. Великокняжеский дьяк Стефан Никифорович Бородатый // Вопросы истории. 2012. № 3. С. 120-128.

БЕЛОГОСТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ: от тюрьмы до… реконструкции?

Специально для не местных: правильное ударение - БелогостИИИцкий! Иллюстрация — часть страницы книги Ефима Дороша «Дождь пополам с с...