воскресенье, 30 октября 2011 г.

Праздник Никитин день в Поречье-Рыбном.

Эта статья была опубликована в газете "Ростовский вестник" 25 октября 2011. Хотелось бы, чтобы Вы, уважаемые коллеги, высказали свое мнение о столь необычном  празднике, который до сих пор празднуется лишь в одном из селений Ростовской земли.
Содержание того или иного народного обычая, праздника во многом обусловлено наступлением определенного времени года, сезона с присущим ему видом хозяйственной деятельности: пахоты, сева, уборки урожая и пр., что происходит в разные календарные сроки, в зависимости от климатической зоны. Многие народы мира, так или иначе, отмечают осенью праздник урожая. К завершению уборки урожая приурочивают свадьбы, ярмарки, всевозможные состязания и игры. В Германии, например, День святого Мартина (Martinstag) или праздник сбора урожая очень любят дети за возможность поучаствовать в шествии с фонариками или Laternenumzug. Подготовка к событию начинается за несколько дней, когда в музеях, школах и детских садах дети своими руками изготавливают фонарики для шествия. В день шествия родители с детьми проходят колонной от церкви по улицам города, взрослые с факелами, а дети с рукодельными фонариками из бумаги, куда вставлены горящие свечи. Процессия получается впечатляющая, так как участие в ней принимают несколько сотен человек. По легенде именно так с фонарями и факелами односельчане искали святого Мартина, чтобы воздать должное его доброте.
Подобный праздник существует в настоящее время в Ростовском земле. В крупном торгово-промышленном селе, ныне поселке Поречье-Рыбном. Старожилы, которым 80 – 90 лет говорят, что праздновали его, когда были детьми. Нигде, ни в одном ростовском селении такого нет. Это так называемый «Никитин день», связанный у поречских крестьян с сельскохозяйственным циклом. 

К концу уборки урожая, 15 сентября по старому стилю и 28 сентября по новому, вечером, в престольный праздник вмч. Никиты, дети ходили и ходят по селению, перекликаясь, держа в руках фонарики из овощей, у которых вынута сердцевина, а внутрь вставлена свечка. Молодежь в этот вечер может «чудить», устраивает некоторые «безобразия»: разваливает поленницы, может посветить фонариком в окно. Один из поречских старожилов упомянул, что огонь для фонариков когда-то выносили из церкви. Краеведы XIX в. отметили, что плошками со свечами, числом до тысячи, украшались в Поречье храмы и дома. Особенно оживленными были, в канун праздника, базарные дни, на которых продавались овощи.
Поречье-Рыбное. Дети с фонариками из овощей на центральной площади 28 сентября 2005 г.
Быть может, истоки праздника лежат в житии вмч. Никиты? Вероятно, свет детских фонариков мог символизировать упомянутую в его житии путеводную звезду, подобную той, что указала волхвам путь в Вифлеем, направляла Марианна в спасении тела друга и мученика - звезду, помогающую человеку увидеть истинный путь. Однако, как выяснилось, ни в одном православном приходе Ярославской и Московской областей, где в храмах есть престолы вмч. Никиты, такой традиции празднования нет.
Праздник в Поречье во многом напоминает европейский Хэллоуин - Halloween или Савин — Samhain, или как его еще называют Hallow Evening, что в переводе на русский язык означает - канун Дня всех святых, празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Первые такие праздники были организованы людьми более тысячи лет назад. Основоположниками этого праздника является кельтский фестиваль Самхэйн, римский день Помоны – богини живых растений, а также христианский День всех святых. Его празднуют миллионы людей в Европейский странах, а также США и Канаде.
Поздравительная открытка Halloween. Европа. Великобритания. Начало ХХ в.
В Западной Европе тыква символизировала одновременно конец сбора урожая, злобного духа, и огонь, отгоняющий этого духа. Блуждающие огненные тыквы со свечами внутри, в легендах пишут, что это якобы блуждающие души, которые потерялись между небом и адом. Самая распространенная легенда гласит, что жил однажды очень ловкий человек по имени Джек, у которого получилось провести самого дьявола. Ловкач смог загнать черта на дерево и нарисовать крест таким образом, что у дьявола не было возможности спуститься. Во время своей жизни Джек совершил немало грехов, поэтому после смерти ворота в рай для него не открылись, но и в ад его не взяли, ведь он смог обхитрить самого дьявола. Единственное, что дали Джеку – это маленький, едва тлеющий уголек, который положили в небольшую тыкву, чтобы он смог подольше гореть и освещать путь Джека в непроницаемой темноте. Именно поэтому второе название хэллоуинской тыквы – «Фонарь Джека» (Jack-o-Lantern).
Подготовка фонарика из тыквы. Европа. Германия. Конец XX в. Аналогично в Поречье.
В Европе тыкву используют и большую, и маленькую. Крупную тыкву выбирают для сложных узоров. В Поречье – небольшую. Из тыкв маленького размера обычно делают фонарик с традиционным рисунком - рожицей. Тыкву выбирают однородного оранжевого цвета, без трещин и вмятин. В Поречье могут использовать кроме тыквы, капустный лист, свеклу обыкновенную или кормовую, называемую здесь бураки. Нередко это старый «бабушкин», «с чердака» металлический свечной фонарь. Некоторые поречские выдумщики, берут с собой современный фонарик с разноцветными стеклами, на батарейках. Проходя по темной улице, они направляют его на свое лицо. Со стороны это смотрится довольно страшно.
Перед тем, как вырезать у тыквы внутреннюю часть, дети, зачастую вместе с родителями, придумывают рисунок или узор. Самый простой способ - превратить овощ в мордочку, т.е. прорезать глаза, нос и рот. Далее длинным ножом срезается верхушка тыквы, где находится стебель. Вырезают отверстие так, чтобы отрезанная «крышка» не проваливалась. Отверстие должно быть достаточно большим. Ложкой очищают тыкву от внутренностей. При этом толщина корки должна быть около 1 см. Обрабатывается место, где будет размещена свечка. Если свеча узкая, то прорезается небольшое углубление, куда свечу можно будет вставить. А для широкой свечки достаточно просто ровной поверхности. Остается установить внутрь свечку, зажечь ее, закрыть фонарик «крышкой» и выйти вечером на улицу. С родителями или в кампании сверстников.
Фонарик из тыквы. Европа. Конец XX в.
Есть и некоторые другие аналогии. Так, в некоторых районах Англии соседи высмеивали нерадивого фермера, который убирал зерно дольше других. Они поднимались на высокий холм и кричали оттуда, называя имя лодыря. В Поречье также посмеивались над ленивыми хозяевами, которые дольше всех убирали урожай. Теплую солнечную погоду в октябре, когда с огородов уже все убрано, называли «осень для лентяев».
Западноевропейская трактовка столь специфичного празднования, минимум, косвенно подтверждает легенду, зафиксированную И.И. Храниловым и А.А. Титовым о том, что Петр I посылал ростовцев/поречан в 1719/20 гг. учиться огородничеству в Голландию. Возможно, обычай и несколько поздний: его могли привезти в Ростовский уезд, в середине XVIII – первой половине XIX в., из Прибалтики, Германии и Франции поречские крестьяне-отходники, огородники. Подобные заимствования были: от способов культивирования и обжарки цикория до одежды «немецкого покроя». Ф.Н. Тучина (1902-1992.) вспоминала, что в конце XIX в. ее отец, огородник, привез из г. Риги в храм вмч. Никиты, плащаницу или точную копию плащаницы рижского кафедрального Домского собора. Неслучайно в XIX в. жители соседних селений называли поречских крестьян «немчурой».
Очевидно, что европейская традиция в Поречье была изначально приурочена на день памяти православного святого. В костюм какого-либо монстра, символизирующего темные, злые силы, здесь никто никогда не наряжался и дети могли «разве что немного пошалить». В целом, в этом необычном празднике сплелись противоречивые обычаи: кельтские, римские и христианские традиции - поклонения святым.
При подготовке использованы изображения и материалы с сайтов: http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post88575342/
http://hallo-ween.ru/?Glavnaya  

6 комментариев:

  1. Очень интересно! Но, хотелось бы местных, а не Еропейских подробностей...))) Удалось ли вам (в целом!) составить представление о том, как именно отмечался "Никитин день"? Привязка к Хэллоуину всё-таки очень натянутая... Где есть другие ближайшие аналогии? Престолы влм. Никиты в церквях в этом случае не могут играть роль каких-либо серьёзных индикаторов.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Светлана!
    Я родился и живу в Поречье. Участвовал в этом празднике с детства, с 7 и до 13-14 лет.
    Помню, как первый фонарик из тыквы мне вырезал мой дед. Все действо с вырезкой фонарика было так, как на европейском фото. Почему дед вырезал мне фонарик? Потому, что так делали всегда, так делал когда-то он, так делали в прошлом году... А вечером мы, дети на своей улице ходили компанией человек под 50. У каждого фонарик. Рассматривали друг у друга на фонариках рисунки. На других улицах шло аналогичное действо. Издали это всегда смотрелось очень красиво, когда в темноте мерцает множество огоньков...
    Жители Поречья, некоторые, читающие, когда спрашиваешь об истоках праздника, говорят: ну, посылал же Петр учиться огородничеству в Голландию… Думается, что это и, результаты публикаций о той самой легенде, Хранилова и Титова. Люди делают простые выводы. И, наконец, это было не так давно подхвачено спонсорами реставрации храма Петра и Павла. И организаторами этой реставрации. В том же 2005 г. в Поречье был посол Голландии в России. Но сотрудничество не пошло…
    Я попытался сравнить европейские праздники с нашим. И обсудить. Здесь больше вопросов, чем ответов.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересное сообщение. Саша, спасибо. В то же время в данном случае хотелось бы побольше поречских фотографий, по которым можно было бы поэтапно проследить весь церемониал праздника: подготовка (изготовление атрибутов; может быть, настрой жителей); непосредственно проведение праздника, окончание.От этого, считаю, пост только бы выиграл. И вообще, с сообщениями о таких праздниках нужно выходить на конференции. А в целом, желаю тебе побольше публикаций в блоге о Поречье: ведь оно является одним из уникальных селений Ростовской земли. С уважением, АлексЪ.

    ОтветитьУдалить
  4. Как-то неловко "поддерживать".. Но я действительно полностью присоединяюсь к комменту Алексея. Спасибо за сообщение. И хочется сообщений о Поречье еще больше.
    И не только о Поречье. Есть замечательное "ожерелье" сел вокруг Ростовского озера. Кто-то же должен их исследовать и о них писать..

    ОтветитьУдалить
  5. О научном содержании поста и, поэтому, и о самом празднике. Я понимаю, что данный пост - не научное сообщение... пока. Но может стать им.
    Что касается поиска западноевропейских аналогий... Метод сравнения, конечно, возможен. Однако в таком случае его необходимо использовать так, как он того требует: досконально, поэтапно, подробно сравнивая моменты проведения Martinstag и Halloween - с одной стороны и Никитина дня - с другой. Тогда и можно будет говорить о поречском празднике как "коренном" или "бродячем", его генезисе, содержании и символике.
    Можно говорить, что празднование Никитина дня выполняет здесь роль одного из элементов"порецкой" идентичности наравне с огородничеством, поречской корпоративностью.
    О связи со св. Никитой... В данном случае интересно, существуют ли апокрифы о св. Никите. Если да, то, может, там есть какой-то "ключ"?
    Короче говоря, здесь пока много вопросов без ответов. Описанное явление интересно и, думаю, стоит серьезного изучения. Еще раз спасибо.С уважением.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...